"Формирование коммуникативных навыков у учащихся младших классов на логопедических занятиях."
статья по теме

Евдокушкина Елена Александровна

Развитие коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование коммуникативных навыков у учащихся младших классов на логопедических занятиях."

        Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

        На логопедических занятиях коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи) Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

       Нарушения речи у детей ведут к возникновению закомплексованности, мешают учиться и раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности. Осознание ребенком необходимости работы над преодолением речевых недостатков приведет к их успешному устранению, что поможет детям лучше учиться и успешнее самореализовываться. Поэтому, необходимо стимулировать у детей с нарушениями речи интерес к логопедическим занятиям путем применения логопедических приемов и упражнений, т.о. пробудить в детях желание преодолеть недостатки устной и письменной речи.

         Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько этапов:

1.развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся,                       2.формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений.

         Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств.    Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы ребёнок обладал достаточным запасом слов, чёткой артикуляцией, грамматически правильно строил предложения.     Поэтому работу по формированию речевой деятельности нужно вести по следующим направлениям:

работа по развитию речевого аппарата;                                                   уточнение и обогащение словарного запаса;                                                                  формирование грамматического навыка;                                                                      работа над связной речью;                                                                                          формирование умений воспринимать высказывания.                                                                                                                                                                                Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на логопедическом занятии необходимо использовать:  игровые приёмы; задания, направленные на развитие творческого воображения, организация диалога при работе в парах и группах. Главное при организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Помогут в формировании диалогового общения друг с другом, следующие упражнения:                    

1.Ролевое чтение.
2.Ролевые диалоги.
3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения).
4.Придумать разговор героев по телефону.
5.Инценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).                                                                          Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений: игры, имитирующие телевизионные передачи: "Дикторы", предметная игра "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "КВН", "Магазин". Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра даёт младшим школьникам возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Дети чаще всего осознают родной язык на основе игры.   Игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.                                                                                                                                                                   Особая роль в формировании коммуникативных навыков отводится индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе используется план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребёнка способствует снятию напряжения, волнения и способствует дальнейшему формированию монологического ответа.                                                                                                                                
Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативные навыки развивают не только мышление, внутренний мир ребенка, его эмоциосферу, но и речь в целом. Причем на каждом возрастном этапе детства язык ребенка складывается как известная система средств, служащая целям общения и восприятия окружающего их мира.

Литература:
1. 3анков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1987.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.
3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков  у учащихся  младшего и среднего возраста...

Опытно – методическая разработка по теме «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся младшего и среднего школьного возраста»

Опытно – методическая разработка по теме«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся младшего и среднего школьного возраста»...

Формирование коммуникативных навыков у учащихся подростков в классе инструментального ансамбля ДШИ.

Цель: Изучить особенности формирования коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста на занятиях инструментального ансамбля в ДШИ, выявить практические методы решения данной проблемы....

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшей средней возрастной группы»

Данная методическая разработка  помогает формированию у учащихся основных певческих навыков: певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокой певч...

Психологический квест по формированию коммуникативных навыков обучающихся начальной школы с ОВЗ (коррекционное занятие)

Коррекционное  занятие посторонное  по  технологии квеста  ориентировано  на  формирование коммуникативных  навыков  детей  с ОВЗ,  обучающихся по...

Статья Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС

Статья Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС...