Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. Беслана
статья по психологии на тему

Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. Беслана

Отрочество – это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т. е. в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается влияние сверстников на развитие подростка в 12- 13-летнем возрасте [1. 20].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панова А.М.

Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. Беслана

Отрочество – это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т. е. в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается влияние сверстников на развитие подростка в 12- 13-летнем возрасте [1. 20].

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников [2. 289]. С развитием группового общения связанна одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема групповой сплоченности.

Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в коллективе является метод социометрии [4. 382]. Вопрос изучения отношений в группе при помощи социометрии является актуальным для современной психологии [3. 8]. Изучением отношений в группе занимались такие зарубежные и отечественные социологи и психологи, как: Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.А. Ядов, В. И, Паниотто, А.Н. Елсуков, А.Ф. Кудряшов и другие.

Актуальность нашей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Исследование групповой сплоченности в подростковом коллективе» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и    г. Беслана». Теоретическая значимость изучениемой проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких дисциплин: психологии, социологии, педагогики.

Наше исследование было посвящено изучению групповой сплоченности, так как в подростковом коллективе определяющими факторами общения являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально - психологическая совместимость и т. д.

Объект исследования: особенности внутригрупповых отношений среди подростков.

Предмет исследования: уровень групповой сплоченности в подростковом коллективе.

Цель исследования: исследовать влияние индивидуальной мотивации подростка на уровень групповой сплоченности.

Задачи исследования:

1 .Изменение степени сплочённости-разобщённости в группе;

2.Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии - антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые);

3.Обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальными лидерами.

4.0существить анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики.

Гипотезы исследования:

- в связи с развитием автономности и идентификации у детей подросткового возраста, степень сплоченности в коллективе снижается;

- социальное положение мальчиков в группе благоприятнее социального положения девочек.

Метод исследования

В исследовании использовалась методика, разработанная Дж. Морено «Социометрия, или с кем бы вы хотели учиться вместе, а с кем - нет»[5. 284], предназначенная для диагностики эмоциональных связей.

В исследовании приняли участие 193 испытуемых шестых и седьмых классов в возрасте 12 - 13 лет. Из них 81 испытуемый из г. Беслана и 102 испытуемых из г. Владикавказа. Большая часть респондентов осетины, так же есть русские, грузины, армяне и другие. Почти все испытуемые проживают в семьях, имеющих средний уровень материального благосостояния.

Наше исследование проводилось в январе 2009 года, на базе МОУ СОШ №38 г. Владикавказа и МОУ СОШ №44 г. Владикавказа. А так же на базе МОУ СОШ №8 г. Беслана и МОУ СОШ №4 г. Беслана.

Наше исследование состояло из нескольких этапов:

  1. На первом этапе мы изучили теоретические аспекты и выявили природу «Исследования групповой сплоченности детей подросткового возраста»;
  2. На втором этапе нами был осуществлен сбор экспериментальных данных;
  3. На третьем этапе были подсчитаны результаты, на основании которых мы получили подтверждение наших гипотез.

Результаты

Результаты исследования, направленного на изучение межличностных отношений показали, что среднее значение индекса сплоченности в подростковой группе ниже нормы (Сп = 0,18), что, в свою очередь, подтверждает нашу первую гипотезу. Подсчитав процентное соотношение популярных членов групп по гендерному признаку, было выявлено, что показатель лидеров - мальчиков равен 28,1%, а показатель лидеров - девочек - 23%; показатель «отверженных» у мальчиков составил 7,5%, у девочек - 10%, что свидетельствует о более благоприятном положении мальчиков в группе, чем девочек. Так же было выявлено, что количество детей, имеющих

благоприятный статус (51,9%), значительно выше количества детей, имеющих менее благоприятное положение в группе (17,5%). Для проверки наших результатов мы использовали метод критерия Фишера. Было подсчитано, что эмпирическое значение р = 2,33 (р > 0,09). Этот показатель находится в зоне значимости, следовательно, полученные нами данные в ходе исследования достоверны.

Исходя, из выше изложенного мы можем сделать вывод о том, что низкий уровень групповой сплоченности опосредован индивидуальной мотивацией подростка, выраженной в стремлении к самоактуализации и индивидуализации, несмотря на одновременное возникновение стремления быть принятым в системе социальных связей. Необходимо срабатывание сложных социально - психологических механизмов, переход социальных и психологических условий в социально - психологические факторы становления личности, развития его самосознания для того, что бы две противоположные тенденции: социализация и индивидуализация - равноценно участвовали в становлении индивидуальности подростка.

Итак, в г. Владикавказе и г. Беслане социальное положение мальчиков благополучнее социального положения девочек. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия между мальчиками, т. е. мальчики предпочитают выдвигать в лидеры себе подобных. Мотивация выборов среди девочек в большинстве случаев определена желанием общаться больше с мальчиками, чем с девочками. Таким образом, требуется целенаправленная работа с подростками, направленная на формирование общения, создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия детей друг к другу, т. к. в процессе общения со сверстниками оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми.

Литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Нигер.

2007. - 272с.

  1. Кулагина И.Ю., Коллюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.
  2. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический проект, 2001.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
  4. Римская практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М.: АТС - ПРЕСС, 1999, 376 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях реабилитационного центра

Разработанный проект «Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проект...

Тема: «Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»

laquo;Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»...

Групповое занятие для детей подросткового возраста по теме: "Другие люди"

Занятие приурочено ко Всемирному дню информации об аутизме)...

Групповая программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Здравствуй, детский сад!"

Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и адаптации  детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ в процессе игрового взаимодействия....

«Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации ФГОС ООО»

Представлена авторская программа С.М. Поповой «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках ре...

Формирование конструктивных способов решения проблемных ситуаций у детей подросткового возраста в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Все дети разные, некоторые учатся на своих ошибках, другие на чужих. Моя цель научить детей предвидеть эти ошибки и научиться предотвращать их....