Элективный курс «Психогигиена»
элективный курс по психологии (9 класс) на тему
Как помочь самому себе разобраться в собственной душе, посмотреть на себя со стороны, глазами друзей, родителей и просто понять и принять себя: единственного и уникального. Какие условия необходимы для сохранения своей психики. Программа курса способствует формированию личностных, социальных, информационных компетенций. Пробуждает интерес к науке Психология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_psikhogigiena.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
«Психогигиена»
Элективный курс
8- 10 класс
Разработала: Гладкая Т.М.
п. Берёзово
2010г
Пояснительная записка
Элективный курс «Психогигиена» рассчитан на учащихся 8-10 классов, в объёме, доступном для понимания и усвоения в каждом определённом возрасте. Программа курса имеет значение не только для тех, кто в будущем желает посвятить себя педагогике, но может быть полезна и другим учащимся, особенно детям с заниженной самооценкой, неуверенным в себе, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, аутсайдерам. Курс значительно может повысить самооценку, адекватное восприятия себя, коммуникабельность, толерантность. Усвоение курса позволит учащимся глубже узнать способы сохранения психического здоровья, как своего, так и окружающих.
При изучении курса «Человек» уделяется недостаточно внимания вопросу гигиены нервной системы. Существующие «вкрапления» не отражают полноты и значимости данной проблемы.
В связи с сложной экономической обстановкой, неблагополучием в семье, проявлением жестокости, агрессии сверстников, преступлениями в отношении несовершеннолетних в обществе растёт количество неврозов, психических заболеваний, случаев суицида среди подростков, поэтому назрела необходимость «вооружить» учеников знанием способов укрепления психического здоровья, формирование у подростков здоровой психики. Три составные части здоровья взаимосвязаны между собой. Эту логику предусматривает настоящий курс, который является интегративным, т.к. предусматривает знания из области биологии, физиологии, анатомии, психологии.
Логика курса предполагает :
Знание особенностей систем организма:
нервной, гуморальной, мышечной,
своего темперамента
Самопознание методом наблюдения ,
Анкетирование, опрос родных, друзей, одноклассников
Знакомство с традиционными и нетрадиционными способами,
средствами, методами оздоровления.
Формирование позитивного восприятия,
я-концепция, уникальность личности.
Самовоспитание, самоконтроль
Составление собственной программы здоровь
Только человек со здоровой психикой может достичь успехов в любой профессии, уметь общаться, создать здоровую семью, быть устойчивым к влиянию извне, успешно адаптироваться в жизни.
Цель курса: создание постоянного позитивного настроя и составление собственной программы оздоровления на основе знаний способов сохранения психического здоровья
Задачи:
- расширить знания по курсу биологии, психологии; познакомить с интересными фактами о функциях систем организма
- научить анализировать свои поступки, привычки, самочувствие, с целью самоконтроля и коррекции
- показать, какие факторы разрушают и укрепляют психическое здоровье и здоровье в целом
- способствовать выработке позитивной я-концепции, самоуважению
- способствовать адаптации личности подростка в любом социуме
- развивать ответственное отношение к своему здоровью
- вырабатывать устойчивое отношение к принятию здорового образа жизни
Принципы:
- научность
- доступность для понимания
- учёт возрастных особенностей
- практическая направленность- поддержание интереса к биологии и психологии
- интегративный характер
- актуальность
Итог курса, оценивание информационной обеспеченности и интеллектуальной подготовленности учащихся
Базовый уровень:
Знание взаимосвязи функционирования систем организма от образа жизни, характера и привычек. Методы изучения и самонаблюдения за состоянием своего здоровья и психического самочувствия. Знание факторов сокращения жизненных ресурсов. Причины ухудшения психического здоровья. Рефлексия. Способы сохранения здоровья или как помочь самому себе.
Продвинутый уровень:
Сформированное позитивное самовосприятие, адекватная самооценка. Толерантность. Умение прийти кому-либо на помощь в трудную минуту Ответственное отношение к своему здоровью. Знание способов коррекции своего здоровья. Программа личного оздоровления. Презентации, доклады, рефераты.
Примерные темы рефератов:
Загадки и резервы человеческой психики
Враги психического здоровья
Как сберечь психическое здоровье в ритме быстроменяющейся жизни
Нетрадиционные способы оздоровления организма
Стресс и как с ним бороться
Гимн сну. Здоровый сон как непременное условие сохранения психики.
По мере изучения курса предполагается написание творческих работ, сочинений, рефератов, участие в тренингах, совместная выработка рекомендаций, составление презентаций. Поощряется активное участие в прохождении курса: тестирование класса, наблюдения, эксперименты и выводы, выступление с докладом на заинтересовавшую тему, презентации, активное использование знаний в повседневной жизни и отношениях, выступление перед учащимися своего класса с сообщениями о вредных привычках. Возможно и пассивное слушание.
Направленность данного курса на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций
В настоящее время в школе реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций (расположены по значимости)
Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, а так же анализ, рефлексия, самооценки состояния своего здоровья.
Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
Содержание программы «Психогигиена»
№ | Тема | Практическая часть | К-во часов |
Введение. Задачи курса. Здоровье, его компоненты. Психическое здоровье. | Д/з: что меня радует , что меня огорчает. Тест психологической гибкости (Татарникова Валеол.стр.50) | 1 | |
Нервная система. Свойства нервной ткани. Процессы возбуждения и торможения. Рефлексы мозга. Истощение нервной системы. Причины: стрессы, депрессия, заболевания, физическое изнашивание, страхи, бессонница, неправильное питание. Гигиена нервной системы. | Составление памятки по гигиене нервной системы. Тест: Кто вы – оптимист или пессимист?(Татарникова Валеол.стр.51) | 2 | |
Почему так опасны вредные привычки: курение, пивной алкоголизм, наркомания? | Сочинение «Трудные люди в моей жизни» | 2-3 | |
Принципы правильного питания. Питание для мозга. | Памятка по питанию | 1 | |
Познай себя. Типы ВНД. Темперамент. Черты характера. Отрицательные качества: зависть, застенчивость, мнительность, вспыльчивость, разочарование, агрессивность, неуверенность, обида. Эмоции. Как выражать свои отрицательные эмоции. | Тест: определение своего темперамента. Трудные люди и общение с ними: памятка. Тест: «Кто вы?» | 2 | |
«Словом можно убить, словом можно спасти» Конфликт, как нераскрытая возможность. Сигналы конфликта. Как избежать вспышки. Состязание по крику. | Постулаты общения: памятка. | 1 | |
«Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Психология взаимоотношений в семье, в классном коллективе, среди сверстников. Твой возраст и твои проблемы. Трудные моменты взросления. | Тест | 1 | |
Срыва можно избежать или пора перестать беспокоиться и начать жить. Шесть основных страхов: страх болезни, старости и смерти, бедности, потери родных, перед более сильными. Преодоление страхов | 1 | ||
Сон- необходимое условие психического здоровья. Что такое сон? Активный отдых и сон. Сновидения. Творчество во сне. Умеете ли вы засыпать? Релаксация. | Условия для полноценного сна. Виды и методика релаксации. | 1 | |
Резервы человеческого духа. Сила молитвы. Методы самопомощи в обычной жизни и при выздоровлении. Аутотренинг | Примеры аутотренинга | 1 | |
Мощные инструменты сохранения и укрепления психики: движение, водные процедуры. Благотворное влияние бани. | Правила закаливания. | 1 | |
Целитель- природа. Кто такие друиды? Эстетика нашей жизни. Что такое фэн шуй? | 1 | ||
Принципы дыхания. Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой, Бутейко. | Разучивание комплекса упражнений на дыхание | 1 | |
Резервы нашего организма. Учитесь властвовать собой. Трудное сделать приятным. Воспитание воли. Создай мир вокруг себя. | Памятка: Как тренировать волю | 1 | |
Что такое есть любовь? Это чувство неземное, что волнует нашу кровь. Лики любви. Любовь к самому себе, любовь к ближнему, любовь к жизни. Безусловная любовь. | Сочинение -рассуждение. Чтение стихов. | 1 | |
Рефлексия. Программа личного оздоровления. | Защита рефератов, презентаций, эссе | 1 |
Литература:
1.Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда.-М.:Просвещение, 1997г
2.Школьник Ю.А. Человек. Полная энциклопедия.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-256с.,ил
3.Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога в образовании:Учебное пособие.-М.:ВЛАДОС, 1996.-529с
4.Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5-7кл.Сост Татарникова Л.Г.Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К», 1996,-288с
5.Гармония души и тела- М:Мой Мир ГмбХ Ко, 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...