Мотивация учения школьников
презентация к уроку по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.
"НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!!!"
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности.
Уровни мотивации
У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Высокая мотивация
Средняя мотивация Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью . Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Эти дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Низкая мотивация
Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и правилам . Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения .
Методика М.Р. Гинзбурга, представленная в его книге «Изучение учебной мотивации».
Уровень мотивации учения, обучающихся 2 класса
I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху; II — высокий уровень учебной мотивации; III — нормальный (средний) уровень мотивации; IV — сниженный уровень учебной мотивации; V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Уровень мотивации учения 6 класса
Уровень мотивации учения обучающихся 7 класса
Уровень мотивации учения обучающихся 8 класса
Уровень мотивации учения обучающихся 11 класса
Что снижает мотивацию ребенка?
Недостаток любви затрудняет развитие ребенка . Влияние плохого психологического климата в школе. Родительский страх мешает детям стать самостоятельными. Чрезмерные нагрузки отнимают энергию. Завышенные требования не дают детям полноценно учиться. Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться.
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Окружающий мир, полный любви Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы. Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности). Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки. Личный пример и реакция соучастия. Установка : Ошибки – нормальное явление.
Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь. Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям. Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно» Высокие требования, но соответствующие возможностям. Избегать недооценок. Переоценок .
Вера в собственные способности Нужно помочь ребенку сформировать веру в собственные способности.
Эмоциональное развитие 1. Четко выражайте чувства. Например: «Я сердита на тебя, потому что …». 2. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка. 3. Разговаривайте о чувствах. 4. Реагируйте разумно. 5. Влияйте на чувства ребёнка. 6. Разъясняйте непонятные чувства. 7. Понаблюдайте за своими собственными чувствами. 8. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства . 9. Научите ребенка управлять своими чувствами.
Выносливость Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение .
Справедливое вознаграждение Хвалить за конкретные дела и успехи. Хвалить за старание. Отмечать лучше не результат, а потраченные усилия. Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка. Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события. Награда должна соответствовать достижению.
Справедливая критика Выражайте претензии обоснованно («Мне не нравится…, потому что …»). Выражайте претензии в нейтральном тоне . Делая замечание, указывайте и на «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат .» Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть ?» Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации учения школьников через использование межпредметных технологий
Усиление мотивации учения, развитие интересов и творческого потенциала школьников во все времена являлось важнейшей задачей учителя. Использование учителем современных образовательных техн...
Формирование мотивации учения у школьников (Выступление на педсовете).
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВТысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.Да можно усадить детей за парт...
Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития
Презентация на тему "Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития"...
Педагогический опыт "Развитие мотивации учения школьников"
Педаогический опыт...
Самостоятельная работа как важное условие формирования мотивации учения школьников
Для выполнения задач, поставленных реформой школы, необходимо значительное повышение эффективности обучения учащихся. В этих условиях особо важное значение приобретает проблема формирования мотивации ...
Формирование мотивации учения школьников на уроках истории
Программу формирования мотивации учения школьников на уроках истории имеет смысл начинать с рассмотрения, что и в какой последовательности целесообразно формировать.Общий смысл программы формирования ...