Выступление на педагогическом совете на тему: Толерантность-это искусство жить вместе.
статья по психологии (6 класс) на тему

Выступление раскрывает проблему толерантности среди обучающихся и содержит практические упражнения на развитие толерантности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на  тему:

Толерантность-это искусство жить вместе.

В современной социокультурной ситуации, характерными признаками которой являются межэтнические столкновения, террористические акты, асоциальное поведение , экстремизм части молодёжи, поэтому в образовательном процессе нельзя закрывать на это глаза и забывать о данных проблемах.

Решение данных проблем предполагает поиск путей  обеспечения нового содержания образования, способного обеспечить участникам образовательного процесса условиями для развития социальной устойчивости  посредством формирования устойчивой системы ценностей. Это содержание должно отражать основные преобразования нарождающейся культурной эпохи, суть которой заключается в том, что на первый план выходит идея понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, творческого подхода к ситуации, уважение личности и её прав. Поэтому личность, воспитываемая нами, должна быть социально здоровой. Понятие «социально  здоровая личность» многоаспектно. В качестве одного из аспектов выдвигается способность успешно адаптироваться к условиям современной  социокультурной  среды.

Среда любого ОУ представляет собой пересечение взаимодействующих субкультур (разновозрастных, разно социальных и т.д.). Из этого следует, что любое ОУ  это структурная единица культуры, она может быть рассмотрена как поликультурная. А тем более усиливающийся процесс миграции и социального расслоения современного общества способствует актуализации проблемы неоднородности. Поэтому ОУ не может закрывать на это глаза. Каждый ребёнок в ОУ должен рассматриваться как носитель уникального мира культуры, он взаимодействует с другими личностями, другими мирами культур. Результатом такого межкультурного взаимодействия  через сотрудничество, разъяснение и диалог должно быть взаимопонимание.

Социально здоровые люди исповедуют систему идеалов, не позволяющих совершать противоправные либо безнравственные поступки, наносящие вред другим людям. Поликультурное же образование  стремиться актуализировать идею создания общества, которое понимает  и уважает культуры разных людей. Составляющими такого образования являются:

  • принятия инакомыслия;
  • уважительное отношение к чужому мнению;
  • умение вести межкультурный диалог;
  • искусство принимать решение в условиях множества мнений;
  • утверждение принципа толерантности в отношении всех культурных сообществ.

Толерантность  в этом контексте понимается не только в отсутствии негативного отношения к иной культуре, а в стремлении её познать, изучить, заимствовать всё самое полезное. Современное понимание толерантности предполагает определение данной категории через три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость, допуск. Устойчивость предполагает присущую личности устойчивость к стрессу, конфликту. В свою очередь терпимость складывается из устойчивости личности к воздействиям среды и ослабления реагирования на какие-либо неблагоприятные факторы, готовность человека к спокойной благожелательной реакции при взаимодействии со средой. Допуск(допустимое отклонение)-готовность и способность личности проявлять великодушие в отношении к других. Толерантность должна носить характер добровольного выбора индивида; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию, жизненный опыт. Вот  из каких аспектов состоит понятие «социально здоровой личности»

Существуют программы по формированию толерантности , цели которых  пересекаются. Ученики будут иметь представление о толерантности, дискриминации, геноциде, расизме, о механизме появления стереотипов и предрассудков. Учащиеся будут в состоянии вырабатывать собственное мнение, отстаивать свою гражданскую позицию, находить пути выхода из конфликтных ситуаций, распознавать  стереотипы и предрассудки в собственном поведении, в информации предоставленной СМИ. Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни. Эти программы рассчитаны на 24 часа. Рассматриваются следующие темы: понятие толерантности; проявление нетерпимости( большинство и меньшинство, богаты и бедные, инвалиды и здоровые люди, инакомыслящие, асоциальные группы-бомжи, межнациональные отношения, столица и провинция, отцы и дети, мужчины и женщины); воспитание толерантности( роль СМИ, образ «врага», как противостоять нетерпимости, насколько я толерантен). Занятия  по данному курсу проходят в различных формах: лекция, мозговой штурм, ролевая игра, психологические упражнения, дискуссия, работа с текстом, инсценировки.  Из данных программ можно некоторые темы взять на классные часы. Я обрабатывала материал по обобщению опыта работы по программе «Толерантность» в разных учебных учреждениях. Некоторые материалы привожу в своём выступлении.

Толерантность – это дружба,

Труд и уважение.

И для нас она не служба,

А одно спасение.

Толерантным будь всегда!

Ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда,

Закрепи ты в мире.

Совладеть сумей с собой,

Слушай своих близких.

В мире мы живём семьёй,

Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям!

Будь терпим и вежлив!

Не кричи по пустякам!

Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,

Сам узнает горечь бед,

И на сердце будет вьюга,

Если  дружбы в сердце нет!

Это «определение» толерантности дали дети. Для них данное понятие ассоциируется с радостью к жизни, дружбой, терпением и уважением.

Для ребят понятие толерантность сложно, но существует ряд тренингов по толерантности, которые приходятся детям по душе.

Упражнение  «Чем мы похожи».

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-то  реального сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста ,ко мне, потому что у нас одинаковый цвет волос». Света приглашает выйти другого участника, потому что они оба живут на планете Земля. Игра продолжается до тех пор , пока все члены группы  не окажутся в кругу.

Данное упражнение создаёт непринуждённую обстановку, повышает доверие и сплочённость.

Упражнение «Комплементы».

Ведущий предлагает участникам придумать комплименты друг для друга. Он бросает мяч или передает какой-то предмет одному из участников и говорит комплимент. Например: « Дима, ты очень справедливый человек». Лучше начать с того члена коллектива, которого недолюбливают. Далее получивший мяч по своему выбору бросает тому, кому хочет сделать комплимент. Важно проследить, чтобы комплименты были сказаны всем.

Упражнение « Пантомима толерантности»

Все участники разбиты на группы. Каждая группа должна пантомимой изобразить понятие толерантности. Можно упростить. Взять всем известные отрывки из детских сказок и показать их пантомимой.

Дети забывают о весе, цвете волос, половой принадлежности, смеются все и никто не обижается.

Упражнение «Построиться по росту». Оно повышает уровень сплочённости, взаимопонимания, согласованности действий в группе.

Участникам группы предлагают закрыть глаза и построиться по росту (или встать в круг по росту). Группа только обсуждает, помогает передвигаться. Можно сделать несколько попыток.

Упражнение «Аплодисменты» повышает настроение, самооценку, активизирует участников.

Участники сидят в кругу. Ведущий просит  встать всех тех, кто обладает определённым умением или качеством (например «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на лыжах, любит смотреть сериалы и  т.д.») остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

А вообще дети очень любят играть ,а во время игры в группе им приходится подстраиваться под других членов команды. Иначе не добьёшься успеха. А это уже шаг к толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы "Воспитание у учащихся культуры толерантности"

Тема толерантности актуальна в каждой школе. В нашей школе учатся и работают люди разных национальностей. У нас многонациональная школа, многонациональный город и многонациональная страна. Наша задача...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете с темой "Искусство быть зрителем..."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17805764","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"321","width":"480"}}]]...