Выступление на педагогическом совете. Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует, как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Задачи работы учителя изобразительного искусства:
1. использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
2. использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;
3. развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности.
В работе с детьми необходимо уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей, учащихся нужно работать над:
- развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;
- приемами осознанного решения различных творческих задач;
- направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.
Процесс обучения на уроке изобразительного искусства характеризуют:
- сотворчество учителя и ученика;
- диалогичность;
- четкость поставленных задач и вариативность их решения;
- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Учитель стремиться сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Создается при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой. Поэтому профессиональный опыт учителя формируется при взаимодействии с коллегами: учителями- предметниками. Большую роль в формировании профессионального опыта играют районные и областные методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.
На занятиях изобразительного искусства происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках изобразительного искусства следующие художественные техники:
- рисование (в различных видах и жанрах);
- аппликация и коллаж;
- лепка;
- бумагопластика;
- роспись самостоятельно выполненных изделий;
- рисование пальцем, торцевание, граттаж и др.
Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг , витражи , роспись по дереву , по стеклу и керамике .
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же нужно стараться дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальная работа с учащимися ведется так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, Ребенок учиться работать самостоятельно с полной отдачей сил. Создаются благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. В ученика вселяется уверенность, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий.
Задания, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:
- чудо-зверь;
- сказочные птицы, птицы-фантазии;
- город будущего (город-фантазия);
- фантазийное царство;
- портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов, геометрических фигур;
- необычная игрушка из необычного материала;
- сочинение орнаментов на определенную тему;
- интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.
Кроме индивидуальной работы работе часто используют метод коллективных и групповых работ. Составляют всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Цветочный луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.
На уроках также применяют метод ИКТ.
В старших классах широко использую метод проектов.
Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.
На уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха.
Одна из форм поощрения, которую используют – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением (показ открыток, игрушки из пластилина, бумаги, куклы)
Результаты моей деятельности:
- участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок;
- процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 90%;
- участие в районных мероприятиях (выставках), областных и Всероссийских конкурсах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...
Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, произ...
"Формирование и развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства"
Актуальность моей работы в том, что она играет совершенно ссобую роль - развивает эмоционально - нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждать способность видеть, ценить и создавать красоту в ...
Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» по ИЗО...