Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания
методическая разработка на тему

Рогова Светлана Биктимировна

О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьми.

В социально-психологическую службу гимназии поступают запросы от классных руководителей и учителей на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы часто сформулированы как «сделайте что-нибудь с учеником...». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы сотруднику службы (социальному педагогу или психологу). Но различные взгляды на проблему ученика со стороны учителя, классного руководителя и разных специалистов СП-службы позволяют объективно судить о ее причинах, выработать наиболее эффективный план действий. Задача специалиста не только выслушать педагога, дать рекомендации, начать индивидуальную работу с ребенком, но и побудить учителя к сотрудничеству по оказанию помощи ученику. Совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения, план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

  1. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

(Слайд №1 – Причины дезадаптации)

В 50-е годы в психологическую науку вошёл термин «отклоняющееся поведение». Психолог М. А. Алемаскин рекомендовал:

  • первыми среди других трудновоспитуемых отличать детей, у которых наблюдается отклоняющееся поведение - всякое поведение, характеризующееся отклонением от нравственных норм поведения, принятых в обществе. (Ныне этот термин означает «девиантное поведение»).
  • Ко второму уровню отклоняющегося поведения стали относить педагогически запущенных детей, основным признаком которых является нарушение педагогических норм поведения в системе школьного образования (прогулы, драки, курение, алкоголизм, грубость, лень, лживость, жёсткость ).
  • В третью группу отклоняющегося поведения относят подростков, которые совершили правонарушение или находятся на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Эти три группы трудных детей воспитываются без изоляции от общества.
  • В четвёртую группу трудных детей ныне относят таких несовершеннолетних подростков, которые совершали правонарушение и находятся в спецучилищах или колониях. В современной литературе таких подростков нередко называют делинквентами.

Несмотря на выделение уровней трудновоспитуемости, сущность этого понятия остаётся нераскрытой. Следует согласиться с криминальными психологами, которые характерными чертами личности трудных подростков считают асоциальность направленности их личности, сопротивляемость к воспитанию и сильную развитость защитных механизмов « Я » (А.Е.Личко, В.Ф.Пирожков).

В таком определении подчёркивается психологическая сторона трудностей, с которыми встречаются как психологи, так и педагоги.

Но объяснение поведения и причин трудного поведения детей только социальными условиями не выдерживает критики так же, как сведение причин к биологическим факторам. Всё определяется тем, к какому ребёнку, какой фактор и когда оказывал определяющее влияние. Это составляет конечную суть психодиагностики девиантного и делинквентного поведения. Можно перечислить психологические причины поведения трудных детей:

  • Асоциальное поведение – результат обратной реакции ребёнка на систематические запреты и подавление его активности в дошкольном возрасте. (А.Фрейд, К.Хорни)    
  • Поведение трудного ребёнка – способ самоутверждения в том случае, когда он по тем или иным причинам не может утверждать себя по принятым в группах нормам поведения (М.Раттер)
  • «Трудное поведение» - результат соблюдения стандартов и правил поведения асоциальных групп, куда попал ребёнок вопреки своим желаниям, потребностям.
  • Поведение трудного ребёнка – результат фиксированной установки, сформировавшейся в результате неоднократного повторения ситуаций и положительного подкрепления проступков (Узнадзе).
  • Девиантное поведение является следствием патологического развития психики ребёнка (А.Личко).

Эти психологические причины, как показывает опыт работы различных специалистов, так или иначе, просматриваются при анализе истоков трудного поведения подростков.

  1. Выявление и сопровождение «проблемных» детей

(Слайд № 2 - схемы «группы риска»)

  Взаимодействие классного руководителя, учителей, сотрудников СП службы обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе,  миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 2 раз в год.

(Слайд № 3 - Поводы для обращения учителя к специалистам СП-службы)

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя  к специалистам в случаях:

  • наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

(Слайд №4 – Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения)

Что такое консультативное сопровождение?

Это диалог  между учителем и специалистом СП-центра.  В ходе такого диалога определяются проблемы ребенка и совместно ищутся возможные решения.

Учитель и сотрудник службы сопровождения являются партнерами и находятся в ситуации непрерывного сотрудничества.

 При консультативном сопровождении учащихся акцент делается, в первую очередь, на мотивацию учителя и специалиста к достижению цели совместной помощи учащемуся.

«Вместе искать пути решения проблем ребенка», - вот главный принцип методики консультативного сопровождения.

Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы.

  1. Профилактика социально-эмоциональных проблем

С чего начинается консультативное сопровождение?

        К  нам в СПС поступают запросы от классных руководителей и учителей на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы часто сформулированы как «сделайте что-нибудь с учеником...». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы сотруднику службы. Но различные взгляды на проблему ученика со стороны учителя, классного руководителя и разных специалистов СП-службы позволяют объективно судить о ее причинах, выработать наиболее эффективный план действий.

        Учитель, испытывая трудности во взаимодействии с учеником, обращается в СП-службу. Задача специалиста не только выслушать педагога, дать рекомендации, начать индивидуальную работу с ребенком, но и побудить учителя к сотрудничеству по оказанию помощи ученику.         Совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении.

В ходе консультативного сопровождения рассматриваются следующие вопросы:

  • В чем заключается проблема ученика?
  • Какими возможностями располагает ученик для того, чтобы справиться с проблемой?
  • Чем может помочь ученику учитель в конкретной ситуации?
  • Что могут сделать для ученика его родители?
  • Что могут сделать специалисты СП-службы?

Основные задачи сотрудничества СП-службы и учителя:

1. Поддерживать всех детей, создавать для них комфортные условия

    обучения (забота не только о детях с проблемами).

2. Давать информацию детям и их родителям о том, какими способами можно оказать помощь в учебе ребенку.

3. Следовать принципу: каждый ребенок должен иметь возможность  

    научиться (слабый, сильный...).

4. Направлять ребенка в процессе учебной деятельности и предоставлять ему возможность для саморазвития.

5. Стимулировать развитие ребенка, мотивировать его к учебе.

6. Учить думать (ребенок должен учиться обдумывать и планировать свою работу).

7.    Использовать опыт учащихся, активизировать взаимную помощь

    одноклассников.

8. Оказывать помощь родителям в развитии самостоятельности  у  ребенка (задача родителей - не подсказывать, а побуждать самостоятельно решать проблему - шаг за шагом).

9. Работать профилактически, выявлять проблемы как можно раньше, по возможности предупреждать их.

Кроме того, не следует упускать из поля зрения, казалось бы, «старую» всем педагогам известную проблему –

Проблема адаптации учеников 5 классов

(Слайд № 5 – Тезаурус)

Проблема адаптации учеников (а может быть, и родителей, и учителей) актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем – учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем – особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.

Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации, а, следовательно, ухудшения здоровья ученика и учителя.

(Слайд №6, №7 – Рекомендации СПС учителям-предметникам и классным руководителям)

(Выступление психолога гимназии с результатами исследований - позже)

Практические занятия социального педагога с учащимися гимназии

Для профилактики социально-эмоциональных проблем, я, Рогова С.Б., социальный педагог гимназии №92, провожу серию специализированных занятий:

  • «Дружный класс», «Что такое конфликт и как из него достойно выйти?» (профилактика агрессивного поведения);
  • «Развитие социальных навыков подростка», «Риск – благородное дело?»;
  • «Нравственные правила моей семьи»;
  • «Гимназия – территория без табака и наркотиков»;
  • «Мои «Хочу», «Могу», «Надо» при выборе профессии» и др.

Содержание данных занятий включает в себя обучение подростка самостоятельному осознанному выбору адекватных стратегий поведения в различных социальных ситуациях, сопровождение становления и саморазвития личности учащегося,  которое предполагает:

  1. обучение поиску альтернативных вариантов решения любой проблемы (как выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения, так и выбора в отношении употребления или неупотребления алкоголя, наркотиков, курения и т.д.)
  2. обучение осознанному самостоятельному выбору позитивного варианта решения любой проблемы

  1. Ученик и Учитель. Способы правильного общения с детьми

Психологи, медики, педагоги с различных сторон описывают одни и те же препятствия, которые стоят на пути развития ребенка. Травма и болезнь – проблема, жестокое обращение со стороны взрослых или сверстников – проблема. Трудности в чтении, письме, физкультуре – тоже проблемы. Большая часть проблем так или иначе связана с состоянием психики ребенка, реже – с состоянием его тела. Именно разум и чувства человека в первую очередь обеспечивают его жизнедеятельность в современном обществе.

При общении  Ученика и Учителя не только устанавливается психологический контакт и происходит обмен информацией, а также происходит отражение друг друга, которое зависит от взаимовосприятия учителя и ученика. Это отражение может быть преимущественно интуитивным, конкретно-чувственным и абстрактно-логическим.

Восприятие и понимание друг друга зависят от многих причин: возраста, индивидуальных особенностей, опыта, интересов, характера, психологического состояния в момент общения.

Учитель может воспринимать и понимать ученика неполно и даже искаженно. Одни учителя усложняют, другие упрощают воспринимаемую информацию. Одни помнят «все мелочи» об ученике, другие – только отдельные особенности его личности. Одни учителя обладают эмпатией, другие холодны и рассудочны.

Очень важно при общении уметь поставить себя на место другого и видеть себя как бы со стороны. Так можно избежать ошибок поведения.

Важно, чтобы учитель знал и положительные, и отрицательные стороны учеников, что их радует и огорчает, знал их потребности, интересы, увлечения.

(Слайд № 8 - Пути для исправления поведения)

У трудных подростков повышена сопротивляемость к воспитанию, но они очень чувствительны к различным раздражителям окружающей среды.

Особенно напряженно работать с трудными подростками, которым свойственна направленность на себя, когда их прежде всего заботят личные интересы, а не интересы дела их коллектива.

Педагогу, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с таким ребенком. Взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Под влиянием оценок взрослых и результатов собственной деятельности растет самооценка подростков. Если ее долго поддерживать, то она становится потребностью.

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. Взрослые не должны злоупотреблять словом. Необходимо дать подростку возможность переработать смысл слова. Для достижения нормального взаимодействия взрослый должен быть готов:

-  прислушаться к мыслям и чувствам ребенка;

-  поделиться своими мыслями и чувствами с ребенком.

Стиль общения взрослого и ребенка должен быть основан на взаимном уважении, а не на соперничании.

«Эффективное» общение – это:

- принятие того, что сообщает партнер;

- принятие его чувств;

- отказ от осуждения партнера.

Людей одинаковых нет. Педагог должен ясно осознавать, что в классе он имеет столько индивидуальностей, сколько учеников за партами. Независимо от того, хорошо учится ученик или плохо, он должен знать, чувствовать, что учитель желает ему только добра. Это задача огромной трудности.

Мы живем в мире постоянных компромиссов и переговоров. Разрешить конфликт между взрослыми и ребенком можно путем нахождения альтернативы, при которой каждый почувствует себя лучше и поймет суть противоречий.

Искусству общения необходимо постоянно учиться, вырабатывая индивидуальный стиль.

P.S. :То образование, которое дает школа, делится на две неравные части. Меньшая – «предметные» знания, большая – это жизненный опыт, необходимый для существования в сегодняшнем обществе.

СЛАЙДЫ

№1 -

Причины дезадаптации

№2– Схемы «группы риска»

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У таких детей могут возникнуть серьезные социально-эмоциональные проблемы, если на 1 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».

Задача, стоящая перед социальным педагогом и классным руководителем  - предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».

№3 –

Поводы для обращения учителя в Социально-Психологическую Службу (СПС):

  • наличие у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появление у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  • пропуск учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребление или предполагаемое употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисная ситуация в семье;
  • резкое ухудшение состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

№ – 4

Пять ступеней, ведущих к переориентированию
негативного поведения

1. Установите и сохраните отношения взаимного уважения.

2. Определите цель или причину негативного поведения подростка.

3. Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.

4. Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.

5. Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:

  • совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;
  • объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;
  • принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;
  • сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия; научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.

№5 -

Тезаурус

Адаптация социальная –

  1. Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
  2. Результат этого процесса.

Адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Функциональное состояние, развивающееся под воздействием стрессоров, называется стрессом. В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:

  • стадия тревоги (продолжается от нескольких часов до двух суток и включает фазы шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных сил организма);
  • стадия сопротивляемости (характеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям);
  • далее наступает либо стабилизация состояния и выздоровление или истощение организма.

Адаптивность-неадаптивность – тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Адаптивность выражается в согласованности целей и результатов. Неадаптивность означает несогласованность между целями и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы – с воплощениями, побуждения к действию – с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем – источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Так, если цель не достигнута, оно побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это противоречии стимулирует уже не продолжение, а развитие деятельности. Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность в случае постоянной неуспешности попыток индивида реализовать цель или в случае образования двух или более равно значимых целей, что может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений или являться прямым результатом экстремальности ситуации.

Дидактогения – вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное состояние, страх, фрустрация и т. д), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.

 №  6

Рекомендации Социально-Психологической Службы

 учителям - предметникам

  • Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
  • Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
  • Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
  • Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
  • Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
  • Создавать обстановку успеха.
  • Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
  • Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, сотрудниками СП-службы и учителем начальной школы.

Налаживать эмоциональный контакт с классом.

№ 7

Рекомендации СПС классным руководителям

  • Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга и т. д.).
  • Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на парту).
  • Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников;
  • Постоянно поддерживать контакт с сотрудниками СПС.
  • Осуществлять психологическую поддержку ребенка.

Для этого необходимо:

  • Опираться на его сильные стороны.
  • Избегать подчеркивания промахов.
  • Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
  • Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
  • Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
  • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
  • Уметь взаимодействовать с ребенком.
  • Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
  • Принимать индивидуальность каждого ребенка.
  • Проявлять эмпатию и веру в учеников.
  • Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством:

- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);

- высказываний («я горжусь тобой», «мне нравиться, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);

- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);

- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);

- выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

№8

Пути для исправления поведения подростков-правонарушителей

  • их нужно вовлекать в общественно-полезные трудовые дела;
  • высказывать доверие к ним; одобрять их достижения;
  • вырабатывать умение и подчиняться, и командовать;
  • ритмичная и напряженная трудовая деятельность, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться; пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности,
  • систематический контроль и оценка их деятельности,
  • личная ответственность,
  • активное участие в соревновании.

Д.И.Фельдштейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологиче...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАН...

«Позитивный подход педагога- психолога в социальной профилактики девиантного поведения детей и подростков».

Профилактика девиантного поведения является неотъемлемо важным этапом работы педагога- психолога с детьми. Чем быстрее развивается социальная среда, тем больше требований предъявляет она к ребенку, ко...

Тематика классных часов и родительских собраний по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет.

Тематика классных часов и родительских собраний по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет....

Мастер - класс "Система классных часов и родительских собраний в профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет"

В статье описан опыт работы учителя информатики и классного руководителя по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет...