Позитивная деятельность школьного сообщества, как основа профилактики дивиантного поведения детей и подростков.
презентация к уроку
Доклад на педсовете в форме презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_fevral_2019.ppt | 2.26 МБ |
doklad_na_pedsovet_20.02.19.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ
Девиантное поведение -
3 формы девиантного поведения
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих . Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство Мелкое хулиганство Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками .
Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство; Беспорядочные половые связи; Настенные надписи и рисунки непристойного характера; Ненормативная лексика
Аутодеструктивное поведение – Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен, Алкоголизм, Суицид.
Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений :
Факторы риска:
Нарушения в физическом и психологическом здоровье .
Проблемы подросткового возраста
Взаимоотношения со сверстниками
Деструктивное поведение
Алгоритм действий:
Помните: дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03, 8-495-592-46-26 e-mail:cenreab@mos.ru
Педагогический совет
«Позитивная деятельность школьного сообщества, как основа профилактики девиантного поведения детей и подростков»
Подготовила социальный педагог
Кабанова Ольга Алексеевна
2019 год
Ход педагогического совета
I. Организационный момент. (деление участников на группы с помощью жетонов)
II. Открытие педсовета.
(тема, цели и задачи, определение хода педсовета) – 3 мин.
III. Выступление социального педагога Кабановой О.А.
«Профилактика девиантного поведения детей и подростков»» - 30 мин.
V.Проект решения педагогического совета.
VI. Рефлексия.
(слайд - Задачи):
На педсовете мы попробуем понять, кто такие девиантные дети, обсудим эффективные методы работы с такими детьми и попробуем составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе. Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляющие алкоголь и наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир.
Но для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях. Так говорил в свое время К.Д.Ушинский.
Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, возьмите листы бумаги и за одну минуту напишите, что должны знать педагоги по работе с такими детьми. (слайд)
Давайте сравним ваши ответы с реальными фактами. Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? Он должен знать:
- Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений
- Факторы риска, формирующие девиантное поведение
- Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние
- Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:
- Основные направления работы с девиантными детьми
- Основные направления работы с родителями
- Основные направления работы с педагогами
- Формы и методы психолого-педагогического воздействия
- Модели пропаганды здорового образа жизни
- Модели профилактики злоупотребления ПАВ
Итак, Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Мы, в первую очередь предлагаем вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение…….? (слайд)
Девиантное поведение – это
Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три формы девиантного поведения: (слайды)
- Антисоциальное поведение
- Асоциальное поведение
- Аутодеструктивное поведение
Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.
- Антисоциальное поведение –
поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?
(обсуждение в группах (Первый слайд)
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
2. Асоциальное поведение –
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?
(обсуждение в группах (Второй слайд)
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика
3. Аутодеструктивное поведение –
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
(обсуждение в группах (Третий слайд)
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
Ситуации.
- После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью.
(агрессия – асоциальное поведение) Ваши действия?
- Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над одноклассником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия ?
(насилие – Антисоциальное поведение)
- Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше.
(токсикомания – аутодеструктивное поведение) Ваши действия?
Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:
(слайд) нарушение обучения,
нарушение поведения,
нарушение общения,
нарушение самосознания,
смешанные формы.
Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.
Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Предлагаем вашему вниманию видео.
ФИЛЬМ Р. БЫКОВА « Я сюда больше никогда не вернусь»
Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.
Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение в том числе к суициду. (слайд – факторы риска)
- Семья
- Наследственность
- Проблемы в подростковом возрасте
- Отсутствие прочных социальных связей.
Рассмотрим поближе каждый из них.
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка . (работа в группах) (слайд - семья)
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
- Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.
(слайд – конституционная предрасположенность)
Поражение нервной системы в родах
Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….
Физические дефекты
Наследственность-Рождение от наркомана или алкоголика
- Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.
Мозговой штурм. Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …
Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:
(слайд - Межличностный стресс, связанный с учебой)
Слайд . Взаимоотношения со сверстниками.
- Конфликтное отвержение со стороны сверстников
- Вымогательства денег, давление, шантаж;
- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
- Принуждение совершать поступки против воли
Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.
(слайд – деструктивное поведение)
В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.
- В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – ОДН, КДНиЗП, УФСКН, органы здравоохранения социальной защиты. Для того, чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий,
- (слайд – алгоритм) который поможет привести в систему работу с детьми такой категории:
Алгоритм действий:
- Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) (на столах) есть на диске
- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты (на столы)
- Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя» (на столах)
- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса. (Можно использовать примерный план коррекционной работы с ребенком на месяц)
- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Вы видите на доске большое сухое безжизненное дерево. Как душа ребенка, которая заблудилась в огромном мире , очерствела от невнимания взрослых, высохла от непонимания сверстников. А у вас на столах яркие , сочные листья этого дерева и в ваших руках помочь дереву и душе распуститься и наполниться жизнью.
Помните: дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.
Проект решения педагогического совета.
1. Разработать по данной теме памятку для родителей
- Рассмотреть на заседании ШМО классных руководителей дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с девиантным поведением в срок до 1 апреля 2019 г.
- Рассмотреть на заседании ШМО инновационные формы и методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся в срок до 1 апреля 2019 г.
- Классным руководителям 1-9 классов провести
родительское собрание по теме
«Профилактика девиантного поведения детей и подростков»
- срок до 11 апреля 2019 г.
Рефлексия.
- Самая важная мысль педсовета для Вас?
- Самая спорная мысль педсовета, по Вашему мнению?
- Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после педсовета?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении
Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями....
Проект:Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
в презентации преведен алгоритм работы с детьми девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...
«Позитивный подход педагога- психолога в социальной профилактики девиантного поведения детей и подростков».
Профилактика девиантного поведения является неотъемлемо важным этапом работы педагога- психолога с детьми. Чем быстрее развивается социальная среда, тем больше требований предъявляет она к ребенку, ко...
«Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Конспект родителького собрания....
Родительское собрание на тему: «Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Познакомить родителей с проблемой суицида среди детей и подростков, оказать профилактическую помощь родителям...