Программа по коррекции тревожности
рабочая программа по психологии на тему
Цели:
· снижение уровня тревожности через формирование умения регулировать свое эмоциональное состояние;
· обучение приемам саморелаксации, снятие эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях;
· развитие форм эмоционального поведения и реагирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_trevozhnosti.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско – юношеский центр
Сосновского муниципального района
Нижегородской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДЮЦ
____________Е.А.Касаткина
02.10. 2013г.
ПРОГРАММА
по коррекции тревожности
«У страха глаза велики»
Возраст участников – 7 – 10 лет
Срок реализации – 2 месяца
Разработчик:
Ширыбанова Мария Георгиевна
педагог – психолог МБОУ ДОД ДЮЦ
р. п. Сосновское
2013 г.
Содержание:
- Пояснительная записка ………………………………………… 3 – 5 стр.
- Структура программы ……………………………………………… 6 стр.
- Тематическое планирование занятий …………………………. 7 – 8 стр.
- Структура занятия ………………………………………………….. 9 стр.
- Выводы …………………………………………………………10 – 11 стр.
- Список литературы ………………………………………………... 12 стр.
- Приложение №1 …………………………………………………… 13 стр.
- Приложение №2 …………………………………………………… 14 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога – фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое.
Программа «У страха глаза велики» направлена на комплекс игровых, коррекционно – развивающих занятий, которые снижают или преодолевают тревожность.
Цели:
- снижение уровня тревожности через формирование умения регулировать свое эмоциональное состояние;
- обучение приемам саморелаксации, снятие эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях;
- развитие форм эмоционального поведения и реагирования.
Задачи:
- проведение диагностики тревожности и анализ полученных результатов;
- расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах;
- развитие способности к позитивному самовосприятию;
- снижение тревожности, связанной с самооценкой;
- формирование позитивной самооценки посредством принятия положительной оценки со стороны окружающих.
Методы работы:
- беседа;
- дискуссия;
- элементы тренинга;
- упражнения;
- игры.
Количественные и качественные характеристики группы.
Программа рассчитана на младших школьников 7 – 10 лет. Оптимальной является группа 8 – 10 человек, но возможно работать и с целым классом.
Оборудование.
Круглый стол, мягкий мяч, музыкальный центр, диски с аудиозаписями, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), реквизит для игр, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, пластилин.
Ожидаемые результаты.
Снижение уровня тревожности у несовершеннолетних, развитие позитивного самовосприятия, повышение самооценки, расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах.
Структура программы
Коррекционная работа с тревожными детьми включает в себя 2 блока, отраженные в задачах программы.
1 блок – диагностический.
Цель: выявить индивидуально – типические проявления тревожности у младших школьников, проследить взаимосвязь её с самооценкой детей, с реальными достижениями ребенка, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.
Методы:
- наблюдение за детьми в самых различных ситуациях (параметры проявления тревожности: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, повышенная чувствительность к критике, часто не может сдержать слезы);
- беседа с учителем о поведении детей в школе, о проявлениях тревожности;
- использование методик : тест тревожности (Р. Теммл, В. Амен, М. Дорки); тест школьной тревожности Филипса; для изучения самооценки используются такие методики: А. И.Липкиной «Три оценки», тест «Дерево» Коха, методика «Лесенка».
2 блок - коррекционный.
Цель - постепенное устранение симптомокомплекса «тревожность», повышение уверенности в себе, повышение самооценки.
Тематическое планирование занятий с детьми младшего школьного возраста по коррекции тревожности
Тема занятия | Цели | Кол-во часов |
1 занятие | Расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах; знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека. | 1 час |
2 занятие | Активизация самосознания, самовыражения; развитие способности вербального выражения чувств, расширение словарного запаса для выражения эмоциональных состояний. | 1 час |
3 занятие | Развитие способности к самоанализу, самосознанию; формирование позитивного самовосприятия. | 1 час |
4 занятие | Развитие способности к позитивному самовосприятию; снижение тревожности, связанной с самооценкой. | 1 час |
5 занятие | Формирование позитивной самооценки посредством принятия положительной оценки со стороны окружающих; снижение тревожности, связанной с межличностным общением. | 1 час |
6 занятие | Развитие коммуникативных навыков положительного утверждения личности; снижение тревожности, связанной с межличностным общением; формирование потребности в самоуважении. | 1 час |
7 занятие | Выработка уверенности в себе, умения отстоять свою точку зрения; снижение тревожности, связанной с ситуацией конфликта. | 1 час |
8 занятие | Развитие уверенности в себе; развитие умения принимать ответственность на себя; преодоление тревожности, связанной с принятием решения. | 1 час |
9 занятие | Преодоление тревожности, связанной с планированием будущего; снятие эмоционального напряжения, релаксация. | 1 час |
10 занятие | Формирование активной жизненной позиции, оптимистического взгляда на собственное будущее; снятие эмоционального напряжения, релаксация. | 1 час |
Структура занятия
№ п/п | Элементы тренинга | Комментарий |
1. | Рефлексия предыдущего занятия | Обсуждение с детьми, что нового узнали, чему научились. |
2. | Обсуждение домашнего задания | Справились или нет, с какими трудностями столкнулись. |
3. | Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2—4. |
4. | Рефлексия занятия — оценка занятия. | Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). |
5. | Выдача домашнего задания. | Дать задание на дом. |
Выводы
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.
Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Таким образом, вопросы изучения детской тревожности занимает значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов – выявление причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения.
Анализ проделанной работы позволяет говорить о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с целью формирования у них эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков (такая работа была проведена). Важна работа с учителями и родителями: разработаны рекомендации для родителей первоклассников (приложение 1), памятка педагогам «Правила работы с тревожными детьми» (приложение 2).
Успешность адаптации с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин дезадаптации.
Список литературы
- Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии//Тонус, 200, №5.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Н.Л. Кряжева – Ярославль, Академия развития, 1996г.
- Макшанцева Л.В. – Тревожность и возможности её снижения у детей. Психологическая наука и образование. – 1998 - №2.
- www.biblioford.ru
- www.nsportal.ru
- www.festival.1september.ru
Приложение №1
Рекомендации для родителей первоклассников
- Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
- Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.
- Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы – это учитель. Уважайте мнение превоклассника о своем педагоге.
- Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.
Приложение №2
Памятка педагогам «Правила работы с тревожными детьми»
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ на скорость.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
- Чаще обращайтесь к нему по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к нему завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Наказывайте ребенка, не унижайте его.
Если по каким – либо объективным причинам ребенку трудно выполнять учебные поручения и задания, выберете для него кружок по душе, чтобы занятия приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным; при этом ненавязчиво помогайте выполнять сложные и трудные для него задания. Старайтесь заниматься с ребенком на предельной для него трудности, развивайте его «зону ближайшего развития». Если вы не удовлетворены поведением и успехами вашего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Танцевальная терапия как средство коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
Данный материал рассматривает проблему тревожности детей дошкольного возраста, а также выделяет танцевальную терапию как эффективный способ коррекции....
Коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
Коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста...
"Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста».
Аннотация Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного воз...
Занятие по коррекция тревожности и страхов.
Профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей...
Психолого-педагогическая коррекция тревожности у детей
Психологическая коррекция - это деятельность по оказанию (корректирровке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют "оптимальной модели"....
Проект программы для коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
Цель программы: оптимизировать уровень ситуативной тревожности младших школьников.Общие задачи программы:1.Обучить младших школьников приемам саморегуляции.2.Сформировать навыки, способствующие позити...
Дипломная работа. Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии.
Содержание Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии. Введение…………….………………………………………………………................3 I. Теоретические аспекты тревожности лично...