Развитие профессионального самосознания, самоопределения обучающихся.
материал по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие профессионального самосознания, самоопределения обучающихся.
У меня растут года, скоро мне 17,
Кем работать мне тогда, чем заниматься?
Нет человека, в жизни которого рано или поздно не появлялся бы этот вопрос. Подобная проблема неизменно встает и перед нашими выпускниками.
Когда мы спрашиваем у учителей как ими понимаются термины профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, то обычно они говорят что-то вроде: «Методики, позволяющие узнать, какая профессия лучше всего подходит человеку» или «Методики, помогающие человеку самому выбрать себе профессию». Кто-то говорит: «Специальные занятия, помогающие школьнику выбрать профессию». И все эти предположения – вроде бы логичные и вполне осмысленные, – не совсем полно раскрывают смысл. Мы исходим из того, что суть работы всех специалистов в школе состоит в содействии развитию личности школьника. И развитие профессионального самосознания – является одним из направлений, в котором могут эффективно работать не только психологи, социальные педагоги, но и учителя.
В законе об образовании говорится, что одной из задач современной школы является помощь в адаптации личности к жизни в обществе. Так, как выбор профессии определяет всю дальнейшую жизнь человека, развитие профессионального самосознания обучающихся не вызывает сомнений в своей актуальности.
Целью профориентационной работы является – подготовка обучающихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучение личности обучающихся, направленное на выявление интересов и способностей к той или иной профессии.
2. Формирование мотивации и познавательных интересов обучающихся.
3. Просвещение обучающихся относительно особенностей различных профессий.
4. Создание у обучающихся максимально четкого и конкретного образа основных типов профессий.
5. Воспитание у обучающихся чувства долга, ответственности необходимых для профессионального самоопределения.
Социальным педагогом я работаю 4 года, но проблемой профориентации вплотную занимаюсь 2 год. Конечно, я делаю это не одна, это работа всего педколлектива.
Администрация Социальный педагог Психолог
школы
Учителя Родители Учащиеся
Соц.службы ОДН
Схема 1
Чтобы выполнить вышеперечисленные задачи, мы применяем разные формы и методы работы.
Мы проводим различные исследования готовности учащихся к профессиональному выбору. Например в ходе одного исследования были опрошены 59 обучающихся 8-11 классов нашей школы. Мы выясняли, насколько мечта подростка совпадает с реальными планами на поступление по той или иной специальности с тем, кем бы им хотелось стать в будущем, во взрослой жизни. После обработки полученных данных мы увидели следующую картину: только у 12 % (7 человек) опрошенных мечта о профессии совпадает с реальными планами на поступление и желанием стать специалистом в этой области. 42% (25 человек) пойдут учиться на ту специальность, о которой совсем не мечтали, но которую планируют освоить. 10% (6 человек) знают на какую специальность пойдут учиться, но не знают, кем хотят стать. У 12% (7 человек) есть мечта о том, кем бы они хотели стать, но не знают, куда и по какой специальности пойдут учиться. Для 19 % (11 человек) запланированное обучение не совпадает с той специальностью, где они видят себя специалистом. А 5% (3 человека) опрошенных будут учиться той специальности о которой они мечтали, но хотят стать кем-то, кто к этой профессии не относится.
Проведя анализ мы увидели, что мечты о будущей профессии редко совпадают с реальными планами у большинства обучающихся. Возникает противоречие между желаниями подростка и его реальными возможностями.
Однако, обучающиеся заканчивают школу, поступают в высшие или средние - специальные учебные заведения. А что же дальше? Нас заинтересовал этот вопрос и мы изучили статистические данные, узнали, работают ли выпускники по тем специальностям, которые выбрали?
Таблица 1
Год | Кол-во выпускников | Поступили в учебные заведения | Закончили учебные заведения | Продолжают обучение | Работают по профессии |
2003 | 31 | 23 | 21 | - | 6 |
2004 | 31 | 22 | 21 | 2 | 2 |
2005 | 30 | 18 | 11 | 1 | 1 |
2006 | 19 | 17 | 7 | 2 | ? |
2007 | 16 | 15 | 9 | 5 | ? |
2008 | 28 | 23 | 12 | 10 | ? |
2009 | 15 | 13 | 5 | 6 | ? |
2010 | 19 | 19 | - | 19 | ? |
Данные, которые мы видим – удручающие. Большая часть выпускников, получивших профессию, работают не по своей специальности. Мы видим, что выбор профессии был сделан не верно, и это объясняется объективными причинами.
Большинство выпускников при выборе профессии вынуждено подчиниться мнению родителей, которые, в свою очередь не всегда учитывают способности и интересы своего ребенка. Зачастую родители в лице своих детей пытаются воплотить в жизнь свои не сбывшиеся мечты. Но бывает и так, что материальное положение семьи не позволяет выпускнику поступить куда хочется, и приходится учиться тому, что не принесет удовлетворения.
Немаловажную роль относительно выбора учебного заведения и специальности для подростка играют мнение сверстников и «мода» на профессии. А самая главная причина неверного выбора профессии в том, что выпускник не научен самостоятельно, осознанно сделать правильный выбор.
Мы поняли, по каким направлениям нам нужно работать.
Мы проводим беседы, лекции классные часы, тематические родительские собрания, мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов, тренинговые занятия, профессиональные консультации, анкетирование. Совместно с психологом используем диагностические методики с последующим анализом и обсуждением результатов с классными руководителями на педсоветах.
В процессе беседы проводим ознакомление обучающихся с профессиями по такому плану:
1.Общие сведения о профессиях. Краткая характеристика отрасли, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2.Производственное содержание профессии. Место и роль профессии, её перспективность; результат труда; содержание и характер трудовой деятельности; знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества.
3.Условия работы и требования профессии к человеку. Требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека; специальные условия; влияние профессии на образ жизни работника; и т.д
4.Система подготовки к профессии. Пути получения профессии; уровень и объем профессиональных знаний; перспективы профессионального роста; где можно продолжать ознакомление с профессией.
В выпускных классах проводим тренинговые занятия. Например в ходе одного из занятий обучающиеся были разбиты на группы. Каждой группе были предложены карточки с названиями профессий. Это были профессии - юрист, врач, учитель, тракторист, контролер, продавец. Задачей каждой группы было найти как можно больше аргументов в защиту выбранной профессии. Группы участников занятия, которым достались карточки с профессией юрист, врач, гораздо легче справились с заданием, привели большое количество доводов в защиту выбранной профессии, но в основном это были аргументы материального достатка. Те, кому достались карточки с рабочими специальностями, затруднялись найти доводы в защиту «выбранной» профессии, они не увидели надобности данных специальностей. Даже профессия учителя вызвала у участников затруднения для защиты. После работы в группах совместно с ребятами мы рассматривали каждую профессию, выделяли положительные и отрицательные стороны предложенных профессий.
Кроме этого был проведен круглый стол с приглашением специалистов: врача, парикмахера, военнослужащего и других, которые рассказали о специфике своих профессий.
Какие же результаты нашей работы? (таблица 1).
Я считаю, что применение этих форм и методов, уже сейчас заставляет обучающихся задумываться над выбором профессии и поможет выпускникам сделать сознательный выбор. Но увидеть более существенные результаты всей нашей работы мы сможем, когда посмотрим на эту таблицу лет через 5. Уверена, что данные в последней колонке будут намного радостнее.
А чтобы эти данные были таковыми, мы планируем использование метода «Профессиональное портфолио». В своих портфолио обучающиеся будут собирать сведения о различных профессиях, наблюдения за работой специалистов и вырезки из газет и журналов. Может, сразу не все будут регулярно пополнять содержимое этих папок. В какой-то момент нужно будет проявить требовательность, а в какой-то стерпеть критические высказывания, но по прошествии 5–6 занятий, в течение которых портфолио будут наполняться реальными результатами их деятельности, эти папки с файлами-накопителями приобретут для обучающихся личностное значение. Им будет интересно возвращаться к материалам, смотреть, как менялось их мнение по поводу тех или иных профессий. Также в планах организация интернет-уроков по профориентации. Когда обучающиеся будут самостоятельно находить информацию о профессиях в определенном учителем интернет-ресурсе.
Мы не можем не согласиться со словами выдающегося психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна - «Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол
Социальный педагог Олеся Викторовна Исаева
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»
Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...
Семинар "Профессиональное самосознание учителя"
Самосознание предполагает выделение человеком самого себя, своего Я от всего ,что его окружает. Фундаментальным условием профессионального развития специалистов, работающих с людьми, является осознани...
Статья "Роль учителя в развитии патриотического самосознания старшклассников в условиях становления гражданского общества"
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА....
РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «АЛАШ» В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Данная статья посвящена проблеме работы ХХ века представителей казахской передовой интеллегенции. Идеи лидеров «Алаш» сопричастны к современным развитиям Казахстана, оказывали влияние на правосо...
Профессиональное самосознание педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе ДШИ и ДМШ
Самосознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки....
Профессиональное самосознание педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе ДШИ и ДМШ
Самосознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки....