Статья "Роль учителя в развитии патриотического самосознания старшклассников в условиях становления гражданского общества"
статья (10 класс) по теме
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syrovatskaya_g.a.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Введение
Актуальность исследования.
Воспитание человека начинается с любви. Это не только любовь к матери, семье, но и любовь к Родине. Патриотическое воспитание в школе всегда являлось приоритетным в воспитании и формировании личности.
Сегодня, в век информатизации, остро осознает необходимость решения проблем воспитания молодежи, особенно связанных с реализацией таких целей воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и нравственности. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у учащихся любви к своей Родине, выражающийся в осознании высших нравственных ценностей народа и преданности им, опирающийся на духовные традиции предшествующих поколений, на вековую историю России, постоянная готовность к её защите. Роль учителя по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у старшеклассников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 разработана и утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», определяющая основные пути патриотического воспитания. Именно система патриотического воспитания должна стать интегрирующей основой новой российской государственности, консолидации граждан России и укрепления государства.
Контекстом, обеспечивающим решение задач патриотического воспитания, выступает процесс становления гражданского общества в сегодняшней России.
Несмотря на то, что понятие гражданского общества вводится в курсе обществознания ещё в 9 классе, у большинства старшеклассников отсутствует целостное представление о гражданском обществе, которое мы хотим построить. В силу того, что понятие гражданского общества по своей сути носит междисциплинарный характер, специалисты разных областей знания подчеркивают в его определении разные аспекты.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Основная проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве.
Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона Опыт истории гражданского общества (1767) отмечается разрыв между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон в своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами. В этом смысле гражданское общество стоит на страже прав человека.
В 19 и 20 вв. под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации.
В обоих случаях для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.
Гражданское общество характеризуется как социальная целостность, интегрирующая в той или иной степени и государственные структуры, вместе с тем, оно трактуется и как совокупность структур, независимых от государства.
Характеристика существенных особенностей гражданского общества тесно пересекается с ключевыми характеристиками гражданственности, патриотизма, патриотического самосознания личности.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
Задача патриотического воспитания личности, прежде всего, ложится на плечи учителя. Востребованность идеи патриотизма как интегрирующей основы российской государственности, необходимость решения проблем воспитания молодежи с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких социально-экономических перемен, происшедших в России, новых требований и вызовов, с которыми сталкивается Россия, приводит к необходимости выявления теоретико-методологических основ патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях становления гражданского общества в России.
Актуальность разработки основ развития патриотического воспитания старшеклассников в современной России определяется:
1.Требованиями, предъявляемыми государством, по формированию гражданской порзиции современного выпускника школы.
2.Необходимостью новых исследований в области теории и методики образования и воспитания в школах с учетом возрастания значимости патриотического воспитания в процессе подготовки будущего гражданина РФ;
3.Необходимостью совершенствования патриотической подготовки учителя в свете последних событий.
Анализ исследований по проблеме гражданского общества (Р. Г. Апресян, И. М. Кольцов, Н. К. Радина и др.), концепций гражданского воспитания (А. С. Гаязов, Е. Р. Евдокимова, Е. А. Князев, Н. Ф. Крицкая, Н. А. Савотина, Г. Н. Филонов, М. В. Чельцов и др.), теоретических взглядов на проблему патриотизма и патриотического воспитания (А. К. Быков, В. В. Дьяченко, А. В. Кузнецова, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов, М. И. Лычагин, М. Ю. Мартынов, В. Ю. Микрюков, В. В. Пионтковский, И. Я. Прошек, Н. М. Снопко и др.), а также актуальных нормативно-правовых документов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации показывает необходимость обоснования и опытно-экспериментальной проверки теоретических основ развития патриотического самосознания на современном этапе становления гражданского общества в России.
Вместе с тем в ходе анализа исследований, посвященных проблемам формирования гражданского общества в России, патриотического воспитания молодежи в современных условиях, концепций воспитания студентов в педагогических вузах, были выявлены следующие противоречия:
- между необходимостью повышения эффективности процесса патриотического воспитания старшеклассников и отсутствием теоретических основ развития патриотического самосознания в контексте становления современного гражданского общества в России;
- между необходимостью целостного и системного развития патриотического самосознания и отсутствием научного обоснования путей, средств и педагогических условий, обеспечивающих продуктивное решение данной задачи;
Анализ научной литературы и образовательной практики, выявление указанных противоречий позволили определить наличие и необходимость разрешения научной проблемы: каковы теоретические основы и соответствующая система развития патриотического самосознания старшеклассников в современном социальном контексте становления гражданского общества в России?
Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической теории, значимость для образовательной практики определили выбор темы исследования: «Роль учителя в развитии патриотического самосознания старшеклассников в условиях становления гражданского общества».
Объект исследования – патриотическое воспитание старшеклассников в условиях становления гражданского общества в России.
Предмет исследования – теоретические основы и соответствующая им система развития патриотического самосознания старшеклассников в воспитательно-образовательном пространстве.
Цели исследования – разработка теоретических основ и экспериментальная проверка соответствующей системы эффективного развития патриотического самосознания старшеклассников в воспитательно-образовательном пространстве.
Задачи исследования –
1.Разработать, научно обосновать и апробировать структурную модель системы патриотического воспитания старшеклассников в педагогическом процессе.
2.Выявить наиболее эффективные пути и средства, необходимые для формирования основ патриотического самосознания старшеклассников.
3.Изучить теоретические аспекты воспитания патриотических чувств у старшеклассников через систему уроков, мероприятий по ознакомлению с историей и культурой Родины.
4. Рассмотреть формы взаимодействия с родителями, в том числе в процессе воспитания патриотических чувств у старшеклассников.
5. Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию патриотических чувств у старшеклассников через ознакомление с историей и культурой при взаимодействии с родителями.
6. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания сташеклассников во внеучебной деятельности.
Организация и этапы исследования
Исследование планируется на период с 2009-2012 г.
Первый этап (2009-2010 гг.)
- историко-педагогический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы и по проблеме исследования;
- изучалось состояние патриотического воспитания в учащихся 9 – ых классов посредством анкетирования и опросов;
- создавалась эмпирическая и теоретическая база для формулирования проблемы и предварительных положений по результатам исследования.
Второй этап (2010-2011 гг.)
- конструировались научный аппарат исследования, его исходные параметры и методологические основы исследуемого явления;
- формулировались теоретические положения развития патриотического самосознания старшеклассников;
- проектировалась система развития патриотического самосознания посредством разработки мероприятий, участия в проектах и конкурсах.
Третий этап (2011-2012гг.)
- разрабатывается программа исследования и научно-методическое обеспечение проведения опытно-экспериментальной работы;
- проводится сбор фактического материала по теме «История семьи в истории страны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «АЛАШ» В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Данная статья посвящена проблеме работы ХХ века представителей казахской передовой интеллегенции. Идеи лидеров «Алаш» сопричастны к современным развитиям Казахстана, оказывали влияние на правосо...
Презентация "Становление гражданского общества"
Помочь учащимся осознать важность их непосредственного участия в проекте ,oличную и социальную ответственность за него;oпомочь школьнику распознать и оценить опасные для жизни и здоровья ситуации....
Рабочая программа по элективному курсу "Становление гражданского общества: исторические истоки"
Рабочая программа по элективному курсу "Становление гражданского общества: исторические истоки" для учащихся 10 классаУМК: Юдовская А.Я., Морозова С.А. Становление гражданского общества: исторические ...
Роль некоммерческих общественных организаций в становлении гражданского общества
Какие же организации существуют для помощи людям, попавших в сложные жизненные ситуации, как они влияют на человека, какова их роль, значение и принадлежность.Моя работа направлена на развитие гражд...
Технологии социальной работы по развитию патриотического воспитания обучающихся девиантного поведения как средство становления личности в условиях ФГОС
Тема военно-патриотического воспитания очень важна в системе общегражданского воспитания подрастающего поколения нашей Родины. Будущее страны - дети. Сегодня современная жизнь предъявляет человек...
«Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного коллектива»
laquo;Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного кол...
Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся в условиях современной школы
Основные направления и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников...