Я сам строю свою жизнь
методическая разработка по психологии (11 класс) на тему
Занятие "Я сам строю свою жизнь" расчитано на работу с учащимися 9-11 классов. В нем содержатся важные аспекты построения собственной жизни, собственного видения будущего. Через занятие с элементами тренинга удобно прорабатывать коммуникативные аспекты, критическое мышление, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_sam_stroyu_svoyu_zhizn.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Я сам строю свою жизнь.
Жизнь – это чудесный дар. В ней нет ничего незначительного. Ф. Найтингейл.
Цель: развитие представлений о семье как о важнейшей общечеловеческой ценности.
Слово – Жизнь имеет множество определений. Мы можем познакомиться с рассуждением некоторых мыслителей:
- Жизнь – цветок, любовь – мед из него. В. Гюго.
- Жизнь не зрелище и не праздник; Жизнь – трудное занятие. Д. Сантаяна.
- Жизнь – это риск. Только попадая в рискованные ситуации, мы продолжаем расти. И одна из самых рискованных ситуаций, на которые мы можем отважиться, - это риск полюбить, риск оказаться уязвимым, риск позволить себе открыться перед другим человеком, не бояться ни боли, ни обид. А. Хаффингтон.
- Прекрасное есть жизнь. Н.Г. Чернышевский.
- Жизнь – это взаимодействие с людьми. С. Хилл.
- Жизнь - это нить, ей суждено соединять людей, но жаль, что сделал эту нить короткою Аллах. А. Джами.
- Радость распирает грудь, от горя сжимается сердце – в этом дыхание жизни. И. Н. Шевелев.
- Не хлебом единым жив человек. Делать деньги, накапливать материальную власть – это еще не все. Жизнь – это нечто большее, и человек, не замечающий этой истины, лишается величайшей радости и удовольствия, доступных человеку в этой жизни, - быть рядом с другим человеком. Э. Бок.
И сегодня мы поговорим о том, как построить свой мир вокруг себя, быть счастливым в нем и сделать счастливыми, радостными, открытыми всех, кто окружает нас.
Практическая часть.
1.Знакомство. Все по очереди называют свое имя, обязательно связывая его с позитивным прилагательным , которое начинается на эту же букву, с которого начинается имя участника. Например: Меня зовут гордая Гульназ, милая Маша, серьезная Сажида и т.д.
«Разминка»
Время: 10 минут.
Техника проведения: инструкция: «Постройтесь без слов в шеренгу по цвету волос (от самых светлых к самым темным), по цвету глаз (от голубых к карим)».
2. Мой мир моими глазами Необходимо использовать метод ассоциаций и представить свою жизнь с каким – нибудь образом и описать его.
Как вы представляете свою жизнь, мир вокруг себя? Как вы считаете, какие важные аспекты необходимы для того, чтобы жизнь наша сложилась? Какие нравственные ценности необходимо учитывать в себе?
3. Перчатки Необходимо на ладони написать те личностные качества, которые необходимы человеку для создания психологического климата в семье, а на пальчиках те, которые затрудняют.
Выберите личностные качества, которые необходимы человеку для создания психологического климата в семье и те, которые затрудняют
1. Аккуратность | 11. Вспыльчивость |
2. Агрессивность | 12. Доброта |
3. Безразличие | 13. Доверчивость |
4. Бережливость | 14. Жадность |
5. Благоразумие | 15. Заботливость |
6. Болтливость | 16. Капризность |
7. Вежливость | 17. Конфликтность |
8. Верность | 18. Лживость |
9. Веселость | 19. Мудрость |
10. Внимательность | 20. Нежность |
4. Сказка
А сейчас послушайте фрагмент сказки “Иван-царевич и серый волк”
Послал царь Долмат Ивана-царевича достать коня златогривого из конюшен царя Афона. Иван-царевич сел на спину серому волку, и волк побежал так скоро, как стрела, и бежал долго ли, коротко ли, наконец, прибежал в государство царя Афона ночью. И, пришедши к белокаменным царским конюшням, серый волк Ивану-царевичу сказал:
- Ступай, Иван-царевич, в эти белокаменные конюшни, - теперь караульные конюхи все крепко спят, - бери ты коня златогривого. Только на стене висит золотая узда, ты ее не бери, а то худо будет тебе!
Иван-царевич вступил в белокаменные конюшни, взял коня и пошел было назад, но увидев на стене золотую узду и так на нее прельстился, что снял ее с гвоздя; только снял, как вдруг пошел гром и шум по всем конюшням, потому, что к этой узде были подведены струны. Караульные конюхи тотчас проснулись, прибежали, Ивана-царевича поймали и повели к царю Афону…
- В какой ситуации оказался Иван - царевич?
- Возникают ли подобные жизненные ситуации у нас с вами, когда нужно сделать выбор?
- Всегда ли мы правильно делаем выбор?
- От чего зависит наш выбор? (От ценностей, на которые мы опираемся в своем выборе).
Теперь давайте с вами перечислим те ценности, на которые мы должны опираться, делая свой выбор:
- Права человека;
- Ответственность;
- Границы свободы;
- Совесть;
- Гуманизм;
- Умение поставить себя на место другого человека;
- Нравственные нормы;
- Закон.
Процедура «Сердечки»
Время проведения: 15 минут.
Техника проведения:
Участники делятся на две группы – юношей и девушек. Каждая группа получает по 2 бумажных сердечка. На одном из них заранее написано по 3 способа проявления чувства любви (например, «поцелуй, приглашение на танец, преподнесение подарка»). Другое сердечко – пустое. В течение 5 минут участникам необходимо написать на втором сердечке ещё другие способы проявления любви. Затем группы выносят на групповое обсуждение результаты своей работы. Проводится их обсуждение.
Процедура «Строим дом для счастливой семьи»
Время проведения: 15 минут.
Техника проведения:
Участники делятся на группы из 3-5 человек. Каждая группа получает набор «кирпичиков» - листков бумаги, на которых крупным шрифтом написаны следующие качества: семейные традиции, дружба, забота, прощение, ответственность, самопожертвование, порядочность, любовь, верность, понимание, уважение, терпение, честность, долг, трудолюбие, взаимопонимание, материальный достаток, дети, доброта. Даётся также несколько пустых «кирпичей», чтобы участники имели возможность написать дополнительные качества, не присутствующие в наборе.
В конце работы группы демонстрирую свой «дом», аргументируя, почему те или иные качества выступают в роли фундамента, крыши, стен и т.п.
Процедура «Скульптура счастливой семьи»
Время проведения: 10-15 минут.
Техника проведения:
Из участников выбирают 4 добровольцев, трое из которых выходят за дверь. Один оставшийся доброволец получает задание построить из участников скульптуру счастливой семьи. Для этого он говорит, кто из участников ему потребуется для этого и как они должны расположиться. Когда он выполнит свой замысел, приглашают одного из вышедших за дверь добровольцев. Ему сообщают, что он видит перед собой скульптуру счастливой семьи и просят, если это на его взгляд необходимо, внести в неё свои авторские коррективы. После внесения корректив его просят занять место в этой скульптуры вместо какого-то из её членов. Далее зовут следующего добровольца, оставшегося за дверью и вся процедура повторяется.
Рефлексия занятия
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал: "Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция".
Второй сказал: "Я пойду вправо – недаром считается, что "право" от слова "прав".
Третий сказал: "Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу".
Четвёртый сказал: "Я пойду вперёд – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое".
Пятый сказал: "Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня". Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись – каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие – нет. Они были упрямы, они его не послушали. ОН был настоящим Мудрецом!
Но это не всё – потому что...
ОН ОШИБАЛСЯ.
ВСЕ поступили правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы – даже, если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.
Умей подняться ВЫШЕ и увидеть короткий путь.
Умей разрешить другим идти собственным путём.
Умей признать Мудрецами всех – каждый путь важен и достоин уважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Сохрани мою и свою жизнь"
Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей....
Разработка классного часа с презентацией на тему "Строим свое здоровье сами".
Данная разработка представляет собой информационный материал с игровыми элементами на тему «Строим свое здоровье сами», что соответствует возрасту обучающихся....
конспект урока ИЗО для учащихся 5 класса "Я сам строю свой дом"
Конспект урока разработан учителем ИЗО Корниловым О.В. Одной из основных задач разработки урока было воспитание экологической культуры, любви к окружающему миру, бережного отношения к природе и ...
Урок здоровья «Строим свое здоровье сами»
Человек чувствует себя по-настоящему счастливо, только когда он здоров.В презентации рассказывается о составляющих здоровья....
Методическая разработка занятия по теме "Я строю свое будущее сегодня"
тренинг с выпускниками...
Интегрированное занятие для обучающихся совместно с учителем и педагогом-психологом «Я сам строю свою жизнь»
интегрированное занятие для обучающихся совместно с учителем и педагогом-психологом «Я сам строю свою жизнь»...
Поразмышляйте о своей жизни и своих целях: Что для меня бесконечно ценно? Что я хочу делать бесконечно долго? Что я хочу достичь в масштабах бесконечности?
Международный день бесконечности (International Infinity Day). г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....