Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации
методическая разработка по психологии на тему
В этой работе рассматриваются вопросы:
Рекомендации к применению проективной методики «Рисунок семьи» ,
Анализ структурных, графических и процессуальных показателей и их диагностический смысл,
Использование методики в семейном и школьном консультировании.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_metodam_issledovaniya.docx | 57.95 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине Методы исследования в клинической психологии
на тему:
Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации.
Выполнил (а): Лютоева Нина Станиславовна
Ф.И.О.
Слушатель курса: «Практическая клиническая психология»
Руководитель курса кандидат психологических наук, доцент
должность, звание,
Шелепанова Надежда Владимировна
Ф.И.О
Новосибирск 2014
Содержание
Стр.
Введение ………………………………………………………………….....3
Глава 1. Рекомендации к применению проективной методики «Рисунок семьи» …………………………………………………………………………….5
Глава 2. Анализ структурных, графических и процессуальных показателей и их диагностический смысл………………………………………6
1.1 Анализ структуры рисунка…………………………….............................7
1.2 Анализ особенностей графических презентаций
членов семьи……………………………………………………………....….11
1.3 Анализ процесса рисования……………………………………………..16
Глава 3. Использование методики в семейном и школьном
консультировании………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………….……..21
Библиография…………………………………………………………..….22
Введение
Рисунок семьи в своей работе начал применять еще в 1931 году К. Аппель, а в 1947 г. его подробно описал В. Вульф. Использование этой проективной методики привело к тому, что стали появляться новые исследовательские работы других авторов, в которых содержались более подробные сведения.
Развитие методики «Рисунок семьи» шло по двум направлениям:
1. Расширение диапазона интерпретируемых параметров рисунка.
2. Изменение инструкции к заданию рисуночного теста.
Основываясь на рисуночном тесте «Нарисуй свою семью» В. Вульфа, в1951-1952 гг. стал проводить свои исследования В. Хьюлс (Hulse W.). Он обратил внимание на сам процесс рисования и предложил базирующиеся на нем схемы интерпретации. То есть, анализировалось использование цвета в рисунке, стирания, сопутствующие эмоциональные проявления (поведенческие реакции), комментарии человека. Это расширило диапазон интерпретируемых параметров рисунка.
Проективные рисуночные тесты на диагностику семейных отношений продолжили свое развитие в работах Л. Кормана (Corman L.). Л. Корман в 1964 году не только расширил диапазон интерпретируемых параметров рисунка, но и изменил инструкцию к заданию. В его инструкции дается задание для ребенка нарисовать какую-нибудь семью так, как он ее себе представляет.
При интерпретации результата особое внимание обращается на случаи, когда ребенок искажает реальный количественный состав семьи в большую или меньшую сторону.
Также в рисуночном тесте по Л. Корману анализируются: графическое качество, формальная структура, содержание. Оригинальность рисуночного теста по Л. Корману также состоит в том, что он ввел серию вопросов к рисунку семьи.
В 1968 году было продолжено дальнейшее развитие теста «Нарисуй человека» по К. Маховер в плане разработки системы оценок и составления перечня индикаторов, выявляющих эмоциональные затруднения.
В 1972 году Роберт С. Бернс (Burns R.) и С. Харвард Кауфман(Kaufman S.) опубликовали свою модификацию этого рисуночного теста, которая называлась “Кинетический рисунок семьи” - Kinetic Family Drawings (KFD). Тест КРС предназначался для детей от пяти до десяти лет и стал одним из самых известных рисуночных тестов в зарубежной психодиагностике.
В инструкции к тесту «Кинетический рисунок семьи» нужно изобразить семью в действии, когда каждый член семьи что-то делает. Авторы этого рисуночного теста выделили около сорока символов, часто повторяющихся в рисунках. Часть этих признаков интерпретируется согласно принципам психоанализа, но, тем не менее, не имеет фиксированных значений. Потому как символы могут приобретать индивидуальный смысл или значение в конкретной ситуации.
Таким образом, рисуночные тесты уже прошли второй этап своего развития, и, на сегодняшний день, включены в копилку каждого практикующего психолога и психотерапевта.
Цель работы: изучить проективную методику «Рисунок семьи» и ее модификации.
Задачи:
1. познакомиться с понятием проективная методика «Рисунок семьи»;
2. научиться различать модификации методики «Рисунок семьи»;
3. определить ситуации, при которых применима указанная проективная методика;
4. узнать об использовании теста «Рисунок семьи» в семейном и школьном консультировании..
Глава 1. Рекомендации к применению проективной методики «Рисунок семьи»
Термин «проекция» в психологическую науку ввел Л. Фрэнк, не определив его конкретного психологического содержания. Подразумевалось, что благодаря неопределенности стимульного материала личность «проецируется» на него, как на экран (Frank L., 1939). Образное выражение Фрэнка породило представление о проективных методиках как о своего рода «рентгеновских лучах», высвечивающих глубины личности. С тех пор исследователи, обращавшиеся к проективной технике, были единодушны в том, что в ее основе лежит извечно присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет интимный мир личности.
Проективные методы — (projective techniques) класс психологических тестов, при выполнении которых испытуемые отвечают на неоднозначные и неструктурированные стимулы, что позволяет выявлять их потребности, чувства и конфликты.
Как указывает Бурлачук Л.Ф. в книге «Введение в проективную психологию» – важнейшей отличительной особенностью проективных методик является то, что в них используют неопределенные или т.н. слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. Исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной, поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие в формировании ответов.
Проективные методики практически универсальны в отношении возрастных категорий. Один из огромных плюсов – это возможность их использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным. Особую радость это приносит специалистам, работающим с детьми: ввиду того, что ведущим видом деятельности тех же дошкольников является игра, то соответственно, требуется применение к ним различных методик «вписывающихся» в образ жизни ребенка и не инициирующих психические травмы. Стоит ли говорить о том, что огромная степень скрытности и разобщенности психики подростка так же прекрасно поддается исследованию путем применения проективных методик. Да и использование подобной методики в самом начале тестирования расслабляет пациента и позволяет специалисту наладить с ним своеобразный контакт.
Целью применения проективной методики «Рисунок семьи» является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Данная методика доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
"Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.
Глава 2. Анализ структурных, графических и процессуальных показателей и их диагностический смысл
Предлагаемые ниже интерпретации результатов, подробно описаны в методических пособиях Богдалева А.А., Столина В.В., учебном пособии Шляпниковой И.А., основываются на работах А. И. Захарова (1982), В. Хьюлса (Hulse W., 1951), Дж. Ди Лио (Di Leo J» 1973), Л. Кормана (Corman L., 1964), P. Бернса, С. Кауфмана (Bums R., Kaufinan S., 1972), К. Маховера (Machover К., 1949), а также на опыте практической работы с методикой Г. Т. Хоментаускаса (Chomentauskas G., 1983), Бодалева А.А., Столина В.В.
Интерпретация делится на три части:
1) анализ структуры рисунка;
2) анализ особенностей графических презентаций членов семьи;
3) анализ процесса рисования.
2.1 Анализ структуры рисунка.
Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи заслуживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За такими реакциями чаще всего кроются:
а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей);
в) аутизм;
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.
В практической работе, как правило, приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, чаще всего, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: «Не хотел - он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуют братьев или сестер, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, осуществляя против них своего рода символическую агрессию).
Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие на рисунке его автора более характерно для детей, чувствующих отвержение. Презентация в рисунке только самого себя может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна еще и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несформированным чувством общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунок самого себя характеризует маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутистических тенденций.
Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных в семье детей - они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т. п.). Презентация более маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные потребности, желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и нарисованные дополнительно к членам семьи собачки, кошки и т. п.).
Нарисованные дополнительно к родителям (или вместо них), не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях - на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
Расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Сам анализ расположения по своему содержанию созвучен с проксемической оценкой группы людей, с той разницей, что рисунок - это символическая ситуация, создание и структурация которой зависят только от одного человека - автора рисунка. Это обстоятельство делает необходимым (как и при других аспектах анализа) различать, что отражает рисунок: субъективно реальное (воспринимаемое), желаемое или то, чего ребенок боится, избегает.
Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чувствует тщетность такой попытки).
Психологически интереснее те рисунки, на которых часть семьи расположена в одной группе, а один или несколько членов семьи - отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда - наличие угрозы, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.
Расположение членов семьи на рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции.
Ребенок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний. То же значение имеет и отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи. Такие презентации указывают на слабость позитивных межперсональных связей.
2.2 Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.
Данный вид анализа может дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, как ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его половой идентификации и т. д.
При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие элементы графических презентаций:
1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;
3) количество использованных цветов.
Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, на агрессивные побуждения относительно этого человека.
О восприятии других членов семьи и «Я-образе» автора рисунка можно судить на основе сравнения размеров фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.
Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи - семилетний ребенок может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребенка (как, кстати, и для древнего египтянина) размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя. Обычно это связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при котором ребенок приравнивает себя родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента».
Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют, дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п: б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Это положение иллюстрирует Бодалев А.А. в книге «Общая психодиагностика»: На рисунке мальчик 6,5 лет изобразил себя ненатурально маленьким. Аналогичная трансформация характерна и для его поведения. Активный в группе детского сада, мальчик занимал дома позицию «малыша», используя свою плаксивость, беспомощность как средство привлечения внимания родителей. Вообще, при интерпретации размеров фигур психолог должен обращать внимание только на значительные искажения, а при оценке величин из реального соотношения (например, семилетний ребенок в среднем на 1/3 ниже своего родителя).
Информативным может быть и абсолютный размер фигур. Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности.
Следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела членов семьи. Дело в том, что отдельные части тела связаны с определенными сферами активности, являются средствами, общения, контроля, передвижения и т. д. Особенности их презентации могут указывать на определенное, связанное с ними чувственное содержание. Коротко проанализируем самые информативные в этом плане части тела.
Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, на желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще рисует и широкие плечи или другие символы мужественности и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нарисован с длинными руками и очень большими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ребенком пунитивности, агрессивности этого члена семьи. То же значение может иметь и презентация члена семьи вообще без рук - таким образом ребенок символическими средствами ограничивает его активность.
Голова - центр локализации интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети 3 лет обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пяти лет (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи автор рисунка пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным членом семьи, враждебным отношением к нему.
Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный штамп в их рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. В этом случae можно полагать, что ребенок сознательно или бессознательно использует выражение лица как средство характеризующее человека.
Девочки уделяют внимание рисованию лица больше, чем мальчики, изображают больше деталей. Они замечают, что их матери много времени уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию девочки, В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.
Презентация зубов и выделение рта наиболее часто встречаются у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это связано с чувством страха, воспринимаемой ребенком враждебности этого человека.
Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается все новыми деталями. Дети 3 лет в большинстве рисуют «головонога», а в 7 лет - презентируют уже богатую схему тела. Для каждого возраста характерно рисование определенных деталей, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом. Если, скажем, ребенок 7 лет не рисует какую-либо из этих деталей: голову, глаза, нос, рот, руки, туловище, ноги - на это надо обратить самое серьезное внимание.
У детей старше 6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины они рисуют овальной формы, женщины - треугольной. Если ребенок рисует себя так же, как и других членов семьи того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.
- Анализ процесса рисования.
При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:
а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии.
Известно, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты. Анализ процесса рисования требует творческого использования всего практического опыта психолога, его интуиции. Несмотря на большой уровень неопределенности, как раз эта часть интерпретации полученных результатов часто дает наиболее содержательную, глубокую, значимую информацию.
По данным, указанным Бодалевым А.А. в книге «Общая психодиагностика» около 38 % детей первой рисуют мать, 35 % -себя, 17 % - отца, 8 % - братьев и сестер. Как при рассказе ребенок начинает с главного, так и в рисунке первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Такое частотное распределение, наверное, обусловлено тем, что в нашей стране мать часто является ядром семьи, выполняет наиболее важные функции в семье, больше времени бывает с детьми, больше, чем другие, уделяет им внимания. То, что дети первыми часто рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Последовательность рисования более информативна в тех случаях, когда ребенок в первую очередь рисует не себя и не мать, а другого члена семьи. Чаще всего это наиболее значимое лицо для ребенка или человек, к которому он привязан.
Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Чаще всего это связано с негативным отношением к ней.
Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графической презентации фигур. Если нарисованная первой фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то такая презентация указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении к этой фигуре. Однако если появившаяся первой фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый ребенком член семьи, которого ребенок выделяет и на которого хочет быть похож.
Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Однако некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т. д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения объектов рисунка является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть следствием плохого контакта ребенка с психологом.
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные движения человека иногда показывают актуальное содержание психики, так возвращение к рисованию тех же элементов рисунка соответствуют движению мысли, отношению ребенка и может указывать на главное, доминирующее переживание, связанное с определенными деталями рисунка.
Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.
Стирание нарисованного и перерисование может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшей графической презентации - можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.
Спонтанные комментарии часто проясняют смысл нарисованного ребенком. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Также надо иметь в виду, что кажущиеся иррелевантными комментарии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения и их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка.
Глава 3. Использование методики в семейном и школьном
консультировании
В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психологической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.
Консультативная модель психологической помощи предполагает работу с семьями и членами семей, которые не только объективно, но и субъективно испытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании, т.е. мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в консультацию. Это положение основано на том полученном в опыте факте, что психологические методы воздействия эффективны только для семей, добровольно обращающихся к психологу.
Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную «экологическую нишу», т. е. выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции. (Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка»).
В книге подробно указаны различия в рисунках семьи, выполняемых детьми, положение которых в семье соответствуют различным ситуациям, указанным ниже. На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе. Можно выделить, по крайней мере, четыре обобщенные установки по отношению к родителям и к себе:
1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.
2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.
3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться
к вам.
4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.
В каждом случае рисунок семьи будет отражать обобщенный и систематизированный опыт ребенка по его положению в семье, его жизненные истины.
Одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей для школьного психолога является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата. Часто не все в жизни получается так, как хотелось бы, обстоятельства часто оказываются сильнее нас. В минуты неудач ребенку особенно необходима поддержка близких. Иногда ошибки и промахи ребенка вызывают у родителей досаду и раздражение, они торопятся отругать или наказать ребенка, но это не научит его противостоять жизненным трудностям.
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении детско-родительских отношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Правильными взаимоотношениями считаются такие, в которых взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает его при неудачах.
Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения с ним. Личностные установки становятся главным препятствием социальной адаптации: ограниченные возможности общения, затруднения в приобретении жизненного опыта, ощущение неуспеха, дефицит комфортности. В результате возникает фрустрация, последствиями которой являются агрессивность, комплекс неполноценности, глубокие негативные эмоциональные переживания.
Многие из этих проблем помогает выявить проективная методика «Рисунок семьи». Основываясь на полученных результатах, школьный психолог получает большой психологический материал для работы с ребенком и его семьей. Педагогам школы психолог поможет в определении типа воспитания в семье. Ведь по рисуночным тестам можно определить в каких условиях воспитывается ребенок: гиперопека, гипоопека, безнадзорность, «ежовые рукавицы», воспитание по типу «Золушки», в культе болезни и другие, очень нужные для педагога информативные сведения об учащемся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время от времени появляются новые модификации проективной методики «Рисунок семьи». Уже используется рисуночный тест «Семья животных», «Ссорящиеся животные», «Семья, которую хочу», рисунки семьи в компьютерных графических редакторах. Но проблемы, выявляемые этими как будто разными тестами, всегда относятся к иерархии семьи, внутрисемейным взаимоотношениям. Во многих семьях время от времени трения, возникающие между супругами, способствуют появлению психологических проблем у членов семьи. Решить эти проблемы и, таким образом, помочь в первую очередь ребенку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений. Семья — единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом других семейных «болезней». Самая хорошая профилактика — оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в отношения родителей с ребенком. Супружеские и собственные проблемы — не только личное дело родителей, но важный фактор развития личности ребенка. И имея такой инструмент, как проективная методика «Рисунок семьи», психолог всегда будет иметь возможность помочь конкретной семье в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах.
БИБЛИОГРАФИЯ
Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000. С.292-313.
Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику, Киев: Вист-С, 1997
Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики PDF. Учебное пособие по ред. Е.Л. Солдатовой. Челябинск: издательство ЮУрГУ, 2005
Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006
Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка, Москва, Педагогика, 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко
Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко...
Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики
«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...
Методика "Рисунок семьи"
Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье....
Проективная методика "Рисунок школы"
Изучение отношения к школе и выявление школьной тревожности у обучающихся 1-3 класса...
Проективная методика «Рисунок семьи»
Цель методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений, а также прояснение отношений ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отн...
Протокол психологического обследования проективная методика «Рисунок семьи»
Цель методики: диагностика межличностных отношений в семье...
Использование проективной методики «Рисунок класса» в качестве диагностического и коррекционного инструмента в работе педагога-психолога.
Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия. Этот метод широко применяется психолога...