Протокол психологического обследования проективная методика «Рисунок семьи»
учебно-методический материал по психологии

Самсонова Тамара Рафиковна

Цель методики: диагностика межличностных отношений в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_k_metodike_risunok_semi.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол психологического обследования

№ _____                                                                                   от «___» __________________ 20___г.

Ф.И.О. ребёнка_________________________________________________________________    

Дата рождения _________________________ Класс _________________________________

Используемая методика: проективная методика «Рисунок семьи»

Цель методики: диагностика межличностных отношений в семье

Выделяемые признаки.  Содержание действий и

поступков ребенка

Отметка о наличии признаков

Выводы

1.

Реальное количество членов семьи ребенка.

Нарушение межличностных отношений.

2.

Наличие изолированных членов семьи, кто именно.

3.

Последовательность изображения фигур и предметов.

Значимость, эмоциональная близость

4.

Расстояние между изображенными фигурами членов семьи.

Эмоциональная общность. Конфликтные отношения, недостаток эмоционального контакта, неудовлетворенность.

5.

Наличие барьеров, ограничений, рамок в рисунке.

6.

Преобладание людей, предметов. Наличие животных.

7.

Совместная деятельность членов семьи на рисунке.

Психологическое спокойствие.

8.

Изображение членов семьи со спины, в профиль.

Враждебность в семейной ситуации.

9.

Наличие агрессивных поз (руки в стороны, пальцы растопырены).

Враждебность.

10.

Размер изображений фигур (очень маленькие, очень большие).

Тревожность, неуверенность, низкая самооценка. Значимость.

11.

Особенности изображения глаз (преувеличенные, чрезмерно прорисованные, очень маленькие, зачерченные).

Тревожность, нежелание видеть что-либо.

12.

Особенности изображения ног (отсутствие ног или ступней, примитивное их изображение).

Низкая бытовая ориентация, уход от реальности.

13.

Особенности изображения рук (отсутствие рук, ладоней, чрезмерное их преувеличение у какого-либо члена семьи).

Проблемы в общении с членами семьи.

14.

Особенности изображения ушей (отсутствие, очень маленькие).

Нежелание слушать, слабое вербальное восприятие.

15.

Декорирование (особо четкое прорисовывание деталей).

Значимость объекта.

16.

Украшательство (изображение необязательных деталей).

Демонстративность.

17.

Наличие линии основания под изображением фигур.

Тревожность.

18.

Частые стирания деталей, фигур изображенных людей.

Негативные или позитивные переживания по отношению к объекту.

19.

Перерисовывание с лучшим или худшим результатом.

Показатель положительного или негативного отношения к объекту.

20.

Возвращение к доработкам уже нарисованных фигур, деталей.

Показатель значимости объекта.

21.

Самоисправления.

Показатель тревожности.

22.

Особенности штриховки (размашистая, жесткая, насыщенная).

Тревожность.

23.

Особенности изображения линий (слабая, прерывистая, с сильным нажимом).

24.

Неравномерный нажим карандашом.

Эмоциональная неустойчивость.

25.

Зачеркивание изображений.

Показатель эмоционального отношения к объекту.

26.

Пауза более 15 сек (в начале, середине работы).

Эмоциональное отношение к объекту, проблемная сфера.

27.

Спонтанные комментарии ребенка в процессе работы.

28.

Эмоциональные реакции на какой-либо объект.

29.

Степень аккуратности исполнения работы.

Беседа с ребенком по рисунку

1. Кто изображен на твоем рисунке? ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Что они делают? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Кто из них самый счастливый и почему? ________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Кому грустно и почему? ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выводы: ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог _________ /__________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации

В этой работе рассматриваются вопросы:Рекомендации к применению проективной методики «Рисунок семьи» , Анализ структурных, графических и процессуальных показателей и их диагностический смысл,...

Методика "Рисунок семьи"

Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье....

Проективная методика "Рисунок школы"

Изучение отношения к школе и выявление школьной тревожности у обучающихся 1-3 класса...

Мама, папа, я - дома пребывающая семья! - психологическая консультация для родителей Как сохранить самообладание и психологически комфортную обстановку в семье в условиях карантина.

Уверена, что многие из Вас успели познакомиться с некоторой информацией на эту тему (добровольно или навязанную неравнодушными знакомыми), но все же предлагаю сделать акцент основных моментах. За...

Психологический тест "Рисунок семьи"

Тест "Рисунок семьи"- одна из самых популярных проективных методик, которую используют психологи в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного  возраста. Цель данной методики -...

Проективная методика «Рисунок семьи»

Цель методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений, а также прояснение отношений ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отн...

Использование проективной методики «Рисунок класса» в качестве диагностического и коррекционного инструмента в работе педагога-психолога.

Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия. Этот метод широко применяется психолога...