ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА «Я ШКОЛЬНИК»
рабочая программа по теме
Программа предназначена для работы с учащимися 1 класса в период адаптации к школе. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanyatiy_s_uchashchimisya_po_adaptatsii_k_1_klassu.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
«Я ШКОЛЬНИК»
Пояснительная записка
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:
- Несформированность «внутренней позиции школьника».
- Слабое развитие произвольности.
- Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
- Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
- Общение с учителем.
- Принятие учебной задачи.
- Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
- Отношение к себе.
- Завышенные требования со стороны родителей.
- Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
- Соматически ослабленные дети.
- Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
- Леворукие.
- Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
На сегодняшний день в школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:
- Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе
- Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников
- Индивидуальные консультации и собрания с родителями первоклассников
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения. Исходя из этого, была разработана информационно-профилактическая программа работы с первоклассниками в период адаптации к школе - «Я-школьник». Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Задачи:
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
- Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- Формирование навыков учебного сотрудничества.
- Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
- Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
- Знакомство педагогов с особенностями детей данного класса.
Занятия проводит психолог. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет школьникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме и решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление, речь. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, сказкотерапия, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.
Общие рекомендации по проведению занятий:
Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Общий план работы предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке:
- работа проходит за партами;
- отвечает только тот ученик, который поднял руку и спрошенный учителем и т.д.
Все занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, выставки рисунков.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | часы |
1 | Знакомство | 1 |
2 | Школа и школьные правила | 1 |
3 | Экскурсия по школе | 1 |
4 | Учиться будем хорошо | 1 |
5 | Игры с пальчиками (развиваем пальчики рук) | 1 |
6 | Я учусь писать (развиваем навыки письма) | 1 |
7 | Что это может быть? (развиваем воображение) | 1 |
8 | У природы нет плохой погоды (времена года) | 1 |
9 | Вместе весело шагать | 1 |
10 | Путешествие в страну знаний. Итоговое занятие | 1 |
Литература
- С.И.Тукачева «Адаптационные занятия с первоклассниками», Волгоград, 2007
- Р.М.Мухаметова « Психология. Занятия с детьми 1-2 классов» Волгоград, 2004
- Д.А.Глазунов «Психология. Развивающие занятия.1 класс», М, 2008
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1997.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991.
- К.Фопель. Как учить детей сотрудничать? ч. 1-4. – М.: “Генезис”, 1999
- “Школьный психолог” газета №9 за 2003г. (Н.Семаго, М. Семаго Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения.)
- “Школьный психолог” газета №18 за 2003г. (Роза Рахманкулова Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации 5 класс
Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю...
Программа по адаптации 1 класс
Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу...
Программа сопровождения адаптации учащихся к обучению
Содержание работы педагога психолога со всеми участниками образовательного процесса при адаптации учащихся 1,5, 10 классов...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...
Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе
Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы....
Программа по адаптации учащихся 10-х классов
Рабочая программа направлена на оказание психолого-педагогической помощи десятиклассникам в адаптационный период...
Программа по адаптации 1 класса "Здравствуй школа-это я!".
Программа для 1 класса....