ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА «Я ШКОЛЬНИК»
рабочая программа по теме

Программа предназначена для работы с учащимися 1 класса в период адаптации к школе. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

 «Я ШКОЛЬНИК»

Пояснительная записка

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

    Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

   Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

  1. Несформированность «внутренней позиции школьника».
  2. Слабое развитие произвольности.
  3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
  4. Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
  5. Общение с учителем.
  6. Принятие учебной задачи.
  7. Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
  8. Отношение к себе.
  9. Завышенные требования со стороны родителей.
  10. Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
  11. Соматически ослабленные дети.
  12. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
  13. Леворукие.
  14. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

   На сегодняшний день в школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:

  • Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе
  • Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников
  • Индивидуальные консультации и собрания с родителями первоклассников

    Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения. Исходя из этого, была разработана информационно-профилактическая программа работы с первоклассниками в период адаптации к школе - «Я-школьник». Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

Задачи:

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
  2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
  3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
  4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
  5. Формирование навыков учебного сотрудничества.
  6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
  7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
  8. Знакомство педагогов с особенностями детей данного класса.

   Занятия проводит психолог. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет школьникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме и  решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление, речь. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, сказкотерапия, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.

Общие рекомендации по проведению занятий:

   Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.

    Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

Общий план работы предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке:

- работа проходит за партами;

- отвечает только тот ученик, который поднял руку и спрошенный учителем и т.д.

Все занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»:  памятки по теме, плаката, выставки рисунков.

Учебно-тематический план

Наименование темы

часы

1

Знакомство

1

2

Школа и школьные правила

1

3

Экскурсия по школе

1

4

Учиться будем хорошо

1

5

Игры с пальчиками (развиваем пальчики рук)

1

6

Я учусь писать (развиваем навыки письма)

1

7

Что это может быть?  (развиваем воображение)

1

8

У природы нет плохой погоды (времена года)

1

9

Вместе весело шагать

1

10

Путешествие в страну знаний. Итоговое занятие

1

Литература

  1. С.И.Тукачева «Адаптационные занятия с первоклассниками», Волгоград, 2007
  2. Р.М.Мухаметова « Психология. Занятия с детьми 1-2 классов» Волгоград, 2004
  3. Д.А.Глазунов «Психология. Развивающие занятия.1 класс», М, 2008
  4. Битянова М.Р.  Организация психологической работы в  школе.  -М.: Совершенство, 1997.
  5. Овчарова Р.В.  Справочная книга  школьного  психолога.  -  М.: Просвещение, 1993.
  6. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991.
  7. К.Фопель. Как учить детей сотрудничать? ч. 1-4. – М.: “Генезис”, 1999
  8. “Школьный психолог” газета №9 за 2003г. (Н.Семаго, М. Семаго Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения.)
  9. “Школьный психолог” газета №18 за 2003г. (Роза Рахманкулова Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации 5 класс

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю...

Программа по адаптации 1 класс

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу...

Программа сопровождения адаптации учащихся к обучению

Содержание работы педагога психолога со всеми участниками образовательного процесса при адаптации учащихся 1,5, 10 классов...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе

Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации  с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы....

Программа по адаптации учащихся 10-х классов

Рабочая программа направлена на оказание психолого-педагогической помощи десятиклассникам в адаптационный период...