Методы и приемы
учебно-методический материал по психологии на тему
В данном материале представлено методическое обеспечение коррекционно-развивающих занятий с членами замещающих семей в интерактивной среде темной сенсорной комнаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение коррекционно-развивающих занятий с членами замещающих семей в интерактивной среде.
Оборудование темной сенсорной комнаты нашего Центра, произведенное ООО «ПКФ «Альма» (г.Санкт-Петербург), условно можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный:
- пуфик-кресло с гранулами;
- детские подушечки с гранулами;
- маты напольные;
- установка для ароматерапии «Эфа»;
- музыкальный центр;
- фонотека релаксационной музыки.
Пациент, лежа в кресле, может принять удобную позу и расслабиться. Мягкий массажный эффект кресла-подушки обеспечивает глубокую мышечную релаксацию. Успокаивающая музыка и светоэффекты создают атмосферу спокойствия и безопасности.
Активационный:
- настенное панно «Млечный путь»;
- звездная сеть с контролером;
- детская пузырьковая колонна;
- светильник «Фонтан света»;
- проектор «Жар птица»;
- безопасный оптиволоконный пучок торцевого свечения «Светлячок».
Методологической базой занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, научным фундаментом коррекционно-реабилитационной работы с детьми, подростками и взрослыми стала гуманистическая психология, учение о зоне ближайшего развития ребенка Л.С.Выготского, теория дизонтогенеза, разработанная в отечественной психологии.
При подготовке к занятиям с членами замещающих семей, направленными на решение различных проблем, возникающих в них, мы отказались от традиционных помогающих, поддерживающих или обеспечивающих психолого-педагогических практик и обратились к концепции сопровождения, которая на наш взгляд, является сегодня одной из самых перспективных.
Самостоятельность ребенка в безопасном пространстве темной сенсорной комнаты дает ему возможность свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное сенсорное воздействие интерактивного оборудования позволяет проводить коррекционные мероприятия в щадящих и комфортных условиях.
Интерактивное оборудование темной сенсорной комнаты позволяет решать задачи:
- гармонизации психоэмоционального состояния;
- коррекции агрессивного и отклоняющегося поведения;
- уменьшение невротических реакций;
- развития познавательной деятельности детей с психоневрологическими проблемами;
- реабилитации людей, оказавшихся в стрессовой ситуации.
На занятиях в темной сенсорной комнате обязательно используются разные виды упражнений, психотехник, программ:
1) Глазодвигательные упражнения – упражнения для профилактики нарушения зрения. Они способствуют снятию статического напряжения, улучшают кровоснабжение, циркуляцию внутриглазной жидкости. Совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, упругость век.
Примеры используемых в практике упражнений:
Цели: стимуляция движений глаз; тренировка способности глаза фокусировать изображение.
Упражнения способствует снятию статического напряжения.
Процедура проведения. Психолог предлагает детям занять удобное для них положение, можно выполнять эти упражнения стоя.
- «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз (по 6 раз).
- «Нарисовать» глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
- «Написать» глазами цифры от 0 до 9.
- «Написать глазами свои имя и фамилию.
- «Написать» глазами число и месяц своего рождения.
- «нарисовать» глазами пружинки.
- «Нарисовать» глазами 6 горизонтальных и 6 вертикальных восьмерок.
- «Нарисовать» глазами 6 треугольников по часовой стрелке и 6 треугольников против часовой стрелки.
- «Нарисовать» глазами пружинку из 12 витков слева направо и наоборот.
- «Нарисовать» глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
- Зажмурив левый глаз, правым 2написать» нечетные числа от 1 до 9, зажмурив правый глаз, левым «написать» четные числа от 2 до 10.
2) Кинезиологические упражнения, которые мы используем на занятиях в темной сенсорной комнате, направлены на развитие мозолистого тела, повышения стрессоустойчивости. Под их влиянием в организме происходят положительные структурные изменения: совершенствуется регулирующая и координирующая функция нервной системы, гармонизируется работа головного мозга. Постепенно от занятия к занятию повышается сложность этих упражнений и увеличивается время их выполнения.
Вот примеры некоторых упражнений:
- «Кулак-ребро-ладонь» (по Озерецкому).
Три положения кисти на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости стола-сжатая в кулак лодонь-ладонь ребром на плоскости стола-распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой. Потом – левой, затем – двумя руками вместе, повторяется 8 раз.
- «Колечко».
Следует поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
- Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
- Выполнять перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделать то же левой рукой и правой ногой.
- Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед, и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
- Выполнять ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
- Стоя, поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем то же с правой ногой и левой рукой.
Упражнения могут сопровождаться музыкальными записями и светоэффектами, создаваемыми интерактивным оборудованием.
3) Дыхательные упражнения стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.
Вдох, по мнению физиологов, связан с возбуждением симпатической нервной системы, выдох – с ее торможением. Поэтому если удлинить вдох и укоротить выдох, произойдет мобилизация функций симпатической и всей нервной системы.
Когда человеку нужно быстро поднять тонус. Необходимо применить мобилизующее дыхание по системе И.Иде.
Формула мобилизующего дыхания:
2(2)+2; 4(2)+4; 4(2)+5; 4(2)+6.
Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы. Со знаком «+» - продолжительность выдоха.
Если человеку нужно быстро успокоить нервную систему, расслабить мышцы, применяется успокаивающее дыхание по системе И.И.е. Формулы успокаивающего дыхания:
2+2(2); 4+4(2); 4+6(2); 4+7(2).
Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах. Со знаком «+» - продолжительность выдоха. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы после выдоха.
Если требуется быстро регулировать эмоциональное состояние при стрессе, то применяют полное ритмическое дыхание. Лучше всего его сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой. 4-6 шагов- при полном выдохе. При неприятных ощущениях паузу можно максимально сократить. Необходимо помнить о последовательности освобождения легких от воздуха (втягивание живота, опускание грудной клетки и ключиц). Продолжительность полного ритмического дыхания определяется самочувствием и возрастными особенностями. Взрослым достаточно повторить упражнение полного цикла дыхания 10-15 раз, детям дошкольного возраста 5-7-10 раз.
Такое дыхание не только оказывает успокаивающее, антистрессовое и отвлекающее действие, но и переключает внимание, помогает регулировать эмоции, воспитывать силу воли, выдержку, внутреннюю дисциплину.
Любую схему дыхания рекомендуется сочетать с формулами самовнушения.
Очень хорошо воспринимаются детьми разного возраста игры на дыхание с использованием игрушек. Приведем примеры таких игр:
«Лев спит» (успокаивающее дыхание). Дети садятся на ковер на воображаемой поляне, на которой лежит лев. Педагог говорит: «посмотрите, какой он сильный и спокойный! Он лежит и ровно дышит! Давайте и мы с вами будем дышать, как он!» Дети вместе со взрослым начинают дышать по формуле:
2+2(2); 2+2(2); 4+4(2)4 4+4(2); 4+6(2).
«Лев просыпается! Он потягивается! Давайте и мы с вами сделаем также». Дети потягиваются.
«Воздушный шар» (повышение тонуса).
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог: «Представьте, что мы с вами огромный воздушный шар. Иногда шар будет подниматься высоко в небо (вдох), а иногда будет опускаться вниз (выдох). Высоко в небе мы увидим звезды. И чтобы их достать, мы будем поднимать руки вверх. А внизу на земле мы увидим цветы, и чтобы их потрогать, мы будем опускать руки вниз. Вдох-руки медленно поднимаем вверх, выдох – медленно опускаем вниз». Формула дыхания:
2(2)+2; 2(2)+2; 4(2)+4; 4(2)+4; 4(2)+6.
«Шар опустился на полянку, где очень много цветов. Какие они? Какие цветы вам понравились?»
4) Сохранению и укреплению здоровья детей с СДВГ способствует самомассаж рук. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые. Достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.
Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
Хорошую результативность показывает использование мячиков-ежиков.
Ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают его психику.
5) Релаксация – один из способов преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться и тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к формированию у них уверенности в себе. Практика показывает, что дети с удовольствием выполняют упражнения как на расслаблении отдельных частей тела, так и на общую релаксацию. Однако для получения наибольшего оздоровительного эффекта мы соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнении:
- Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
- Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно.
- Учить ребенка разпознавать ощущения напряженности и расслабленности.
В качестве примера приведем методику релаксации для детей «Буратино»:
- Лягте удобно. Представьте, что вы деревянные человечки, которые очень устали и хотят отдохнуть.
- Медленно закройте глаза.
- Дышите спокойно. Вдох-задержка дыхания (5 с)-выдох (повторить 5-6 раз).
- Отдыхаем (10 с). Настроение прекрасное, вы улыбаетесь и дарите радость своей улыбки окружающим.
- Ваша правая нога поднимается вверх. Она прямая и жесткая, как палочка. Держим ее 5 с, опускаем на пол, расслабляемся.
- Ваша левая нога тоже поднимается вверх, удерживаем ее 5 с, опускаем вниз, отдыхаем.
- Поднимаются ваши руки. Удерживаем их 5 с, они прямые и напряженные. Опустили. Руки упали и отдыхают.
- Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею. Удерживаем это положение в течение 5 с. Опускаем спокойно голову.
- Буратино отдыхает. Расслабляется все тело от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук.
- Напряжение уходит.
- Дыхание спокойное.
- Шея расслаблена, голова лежит неподвижно.
- Сейчас я досчитаю до пяти, и Буратино откроет глаза!
- Один, два …, пять. Наступает пробуждение. Все куклы чувствуют себя бодрыми и веселыми.
- Буратино потянулся, открыл глаза и сел.
Таким образом, использование в коррекционно-педагогической работе с детьми релаксационных тренажей помогает решить задачи формирования у них положительных эмоций, снятия психомышечного напряжения.
6)Развитие познавательной сферы – на это направлено обучение играм на развитие внимания, моторной памяти, формирование зрительного восприятия, развития различных типов воображения.
Примеры используемых игр:
- «Путешествующий мячик».
Цели: развитие воображения; развитие творческого мышления.
Процедура проведения. Дети садятся по кругу. Ведущий держит в руках мяч. Передавая мяч одному из игроков, он говорит: «Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у вас не будет никаких ограничений: можно направлять друг друга в самые необычные места. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже побывали другие ребята, и те предметы, которые уже назывались».
- «Цепочка».
Цели: развитие внимания, способности к волевому регулированию.
Процедура проведения. Дети встают около прибора «Звездная сеть» и берутся за руки. Включается «Звездная сеть». Задача детей – придумать и выполнить общегрупповой ритмический рисунок телом в соответствии с мерцанием «Звездной сети». Смена режима мерцания сети является сигналом для изменения двигательного режима. При отключении сети все должны замереть.
- «Танец звездочек».
Цели: активизация воображения; эмоциональное развитие личности.
Процедура проведения. Дети сидят, наблюдая за мерцающими звездами на ковре «Млечный путь» (или на «Звездной сети»).
Звучит музыкальная запись, соответствующая занятию.
Инструкция:
- Выбери ту звезду, которая тебе понравилась.
- Направь вытянутую руку к своей звезде и закрой ее на расстоянии.
- Представь себе. Что это твой талисман и он оберегает тебя от всех невзгод.
- Какого цвета твоя звездочка?
- Посмотри вблизи, издалека, сидя, лежа на свою любимую звездочку.
- «День и Ночь».
Игра очень продуктивна на занятиях с гиперактивными детьми. Один ребенок играет роль совы, остальные мышей. День – сова засыпает, а мыши прыгают (ползают) где хотят. Ночь-сова просыпается, а мыши должны замереть, кто не успевает, тот выбывает.
7) Музыкотерапия.
Программы музыкальных произведений для релаксационных тренингов строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа, с учетом их различной эмоциональной нагрузки.
На одном занятии рекомендуется использовать три произведения или небольших музыкальных отрывка (длительностью каждый по 3-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей).
Первое произведение, как правило, задает определенную атмосферу для всего занятия. Это спокойное, вызывающее расслабление произведение.
Второе – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера.
Задача третьего произведения – снять напряжение. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
Для детей можно организовать подвижные игры под музыку, которые способствуют развитию пластики, чувства ритма, мимики и пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение. Развивают невербальные формы общения. Такие игры дают возможность ребенку выразить себя. Например, в игре «Стой, иди, беги» детям предлагается послушать разные по темпу музыкальные произведения. Когда они услышат музыку быстрого темпа, то бегают, прыгают, под медленную музыку спокойно идут, разговаривают, а когда музыки совсем неслышно, останавливаются, замирают.
Игру «Фигура, замри!» сопровождают отрывки из разных музыкальных произведений, звучащие попеременно. Дети слушаю их, свободно двигаясь по комнате, а когда музыка стихает, останавливаются и замирают в какой-либо позе, например. Определенного животного.
Использование классической музыки для регуляции эмоционального состояния.
Музыкальный материал для занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты можно составить из произведений классической музыки.
Представляем вариант использования классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния:
- для уменьшения чувства тревоги и неуверенности: Ф.Шопен «Мазуцрка», «Прелюдии»; И.Штраус «Вальсы»;
- для уменьшения раздражительности: И.С.Бах «Кантата 2»; Л.Бетховен «Лунная соната» (ч.1);
- для общего успокоения: И.Брамс «Колыбельная»; Ф.Шуберт «Аве Мария»;
- для снятия симптомов тревожности: Б.Барток «Соната для фортепиано»; А.Брукнер «Месса ляминор»;
- для уменьшения эмоционального напряжения: Ф.Лист «Венгерская рапсодия» (ч.1); А.Хачатурян «Сюита «Маскарад»;
- для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности: Л.Бетховен «Увертюра «Эгмонд»; Ф.Лист «Венгерская рапсодия» (ч.2);
- для уменьшения скрытой агрессии: И.С.Бах «Итальянский концерт»; Й.Гайдн «Симфония».
8) Методика работы с интерактивным оборудованием.
В зависимости от проблематики и возраста занимающихся, мы используем разные приемы и методы работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты. Предлагаемые ниже игры не являются готовыми рецептами, они могут служить лишь стимулом для самостоятельного творчества педагога, психолога, дефектолога.
Ковер «Млечный путь».
Ребенок подходит к ковру и «собирает» звездочки в кулачок, чтобы они не растаяли. Затем он раздает звездочки остальным детям, называя свое имя, в ответ дети называют свои имена.
Детская пузырьковая колонна.
Дети встают напротив колонн с пузырьками и шариками и представляют, будто бы они поднимают шарики и пузырьки вверх. При выполнении этого упражнения дети должны почувствовать напряжение в мышцах рук при подъеме шариков вверх и расслабление в момент опускания шариков вниз. Пару минут дети отдыхают. Затем упражнение повторяется (несколько раз).
Оборудование на основе фиброоптических волокон.
Дети-медвежата вышли на улицу, очень холодно (напряжение мышц рук, тела, шеи. Головы), пришла мама и раздала медвежатам шарфики (каждый ребенок получает светящееся волокно из пучка фиброоптических волокон). Чтобы они больше не мерзли (расслабление вышеперечисленных мышц). Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
Взрослый предлагает всем вместе расчесать волшебные волосы, чтобы они стали красивыми, дети гладят, расчесывают фиброоптические волокна.
Пуфики-кресла с гранулами.
Дети ложатся на спину на пуфиках и в течение 30-40 секунд слушают спокойную музыку, делая глубокий вдох и выдох.
Ребенок с мамой поплывут в сказочную добрую страну воспоминаний. Специалист предлагает маме лечь (сесть) на пуфик, взять ребенка на руки. Звучит спокойная и приятная музыка. Затем они возвращаются из страны воспоминаний и делятся своими впечатлениями от путешествия.
9) Особое место в проведении коррекционно-развивающих занятий занимает ароматерапия, которая проводится с использованием «Установки для ароматерапии «Эфа».
Ароматерапия – методика реабилитации, занимающая промежуточное место между медикаментозными и немедикаментозными способами воздействия на человеческий организм (ингаляционный и раздражающий ольфакторный рецепторы способ воздействия).
Механизм лечебного воздействия ароматических эфирных масел основан на их селективной стимуляции или торможении подкорковых структур головного мозга и передаче этих модуляций нервно-рефлекторной активности через ретикуляторную формацию на корковые структуры. Приятные запахи приносят успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию.
Приведем примеры смесей эфирных масел различного назначения:
Ваниорек Линда и Аксель (1995) предлагают для улучшения здоровья различные смеси эфирных масел по 1-3 капли или одного (10 капель), где в основу берется подсолнечное масло в объеме 4 мл.
Стимулирующие смеси.
- Эфирное масло мускатника (3), можжевельника (2), лимона (2), гвоздики (1).
- Эфирное масло лимона, мяты перечной. Вербены и розмарина по 2 капли, эвкалипта (1).
- Эфирное масло лимонника и мандарина по 2 капли, мускатника, мяты перечной и розмарина по 1 капле.
Гармонизирующие смеси.
- Эфирное масло лепестков розы, кананги и сандала по 2 капли, апельсина и мандарина по 1 капле.
- Эфирное масло герани, мандарина, майорана и бигардии по 2 капли, жасмина (1).
- Эфиное масло мандарина (3), лаванды (2), кананги, бигардии, лимонника и гвоздики по 1 капле.
Эти смеси рекомендованы в случае возникновения сложных ситуаций, адаптации к новым условиям жизни.
Расслабляющие и успокаивающие смеси.
- Эфирное масло мелиссы (3), ромашки и шалфея по 2 капли, базилика и лаванды по 1 капле.
- Эфирное масло герани, мандарина, майорана и бигардии по 2 капли, жасмина (1).
- Эфирное масло мандарина (3), лаванды (2), кананги, бигардии, лимонника и гвоздики по 1 капле.
Эти смеси рекомендованы в случае возникновения сложных ситуаций, адаптации к новым условиям жизни.
Освежающие смеси.
- Эфирное масло мандарина, лимона и лаванды по 3 капли.
- Эфирное масло апельсина (4), мяты купчавой (3), бигардии.
- Эфирное масло лаванды и лимонника по 2 капли, гвоздики и мяты перечной по 1 капле.
При использовании этих смесей воздух становится чище, повышается физическая работоспособность.
При использовании эфирных масел необходимо проверить их индивидуальную переносимость, т.к. возможны побочные действия. Так, аллергию могут вызвать эфирные масла мандарина, апельсина, лимона и корицы. Эфирное масло базилика может вызвать нарушение сердечной деятельности. Эфирное масло душицы, розмарина, тимьяна и лимона – раздражение кожи. Во всем должна быть мера. Не случайно для эфирных масел доза исчисляется каплями для насыщения воздуха закрытого помещения, причем не круглосуточного действия. А на час-два в сутки (время сна ребенка, бодрствования, приема пищи, специальных занятий в темной сенсорной комнате).
Нельзя постоянно и без разбора пользоваться ароматическими свойствами эфирных масел. Все должно зависеть от физического и душевного состояния и индивидуальной переносимости.
Таким образом, данные методические рекомендации являются попыткой обобщения имеющегося опыта психологической, общеразвивающей, психотерапевтической работы с детьми, подростками и взрослыми в интерактивной среде темной сенсорной комнаты. Возможности интерактивной среды темной сенсорной комнаты настолько многогранны, что выделить какое-то одно основное направление работы в ней невозможно. Каждое образовательное учреждение выбирает свой путь в зависимости от своего профиля, целей и задач, от индивидуальных особенностей участников занятий, от квалификации специалистов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"
Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...
Особенности дидактических методов и приемов для активизации запоминания учащимися сложной терминологии в специальных (коррекционных) классах
Работа посвящена проблеме запоминания учащимися коррекционных классов сложной терминологии. В ней раскрыты возможности использования различных методов, приемов и дидактического материала на уроках с ц...
Методы и приемы обучения диалогической речи
Данная разработка может быть полезна для учителей в обучении учащихся диалогической речи, одним из самых трудных видов речевой деятельности....
«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средства создания условий для познавательной активности учеников на занятиях математики»
На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения. В наш...
Методы и приемы использования СОТ на уроках географии
Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...
Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы
Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы...