Родительское собрание "Семья и психическое здоровье детей и подростков"
материал на тему
Тема собрания: «Семья и психическое здоровье детей и подростков»
В ходе собрания будут рассмотрены следующие вопросы:
- Семья и психическое здоровье детей и подростков.
- Права и обязанности родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_psihicheskoe_zdorove_detey_i_podrostkov.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. А. Бурыкина, МОБУГ № 2 г. Новокубанска
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Семья и психическое здоровье детей и подростков»
Тема собрания: «Семья и психическое здоровье детей и подростков»
В ходе собрания будут рассмотрены следующие вопросы:
- Семья и психическое здоровье детей и подростков.
- Права и обязанности родителей.
- Разное.
Всего родителей по списку: 24
Присутствуют на собрании: ___
Отсутствуют на собрании: ___
ЦЕЛЬ СОБРАНИЯ:расширить представление о роли семьи в формировании психического здоровья ребенка.
ЗАДАЧИ:
- обсудить влияние способов семейного воспитания на психическое здоровье ребенка;
- найти способы помощи детям;
- предложить практические советы.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Сегодня мы поговорим о наших детях и о том, какую роль в их психическом здоровье играют взаимоотношения в семье. (Слайд 1)
Сегодня у нас в гостях:
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- Социальный педагог
Итак, тема нашего собрания «Семья и психическое здоровье детей». Давайте сначала дадим определение понятию «здоровье». (Слайд 2)
Вот как определяет Всемирная организация здравоохранения, термин «Здоровье»:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»
Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья (Слайд 3): физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.
здоровье физическое – (Слайд 4) это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;
здоровье психическое (Слайд 5) включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
здоровье социальное – (Слайд 6) гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
здоровье нравственное – (Слайд 7) система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.
Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.
Одним из наиболее важных и необходимых условий функционирования и развития является психическое здоровье.
(Слайд 8) Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.
Однако существуют факторы риска, которые вызывают нарушения психического здоровья. Семейные факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей, так как именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. (Слайд 9)
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Одним из факторов, нарушающих психическое здоровье является неправильное воспитание. (Слайд 10) Можно выделить следующие типы «неправильного» воспитания:
- эгоцентрическое воспитание:
- воспитание по типу неприятия:
- сверхсоциализация ребёнка;
- тревожно-мнительное воспитание.
(Слайд 11) Детям, которые стали жертвами эгоцентрического воспитания, с детства прививается мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. Они и хотят всего достичь по-максимуму. Другое для них просто неприемлемо. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников. Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее последствия. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, ослабляется система организма. Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду.
(Слайд 12) Воспитание по типу неприятия формирует заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. Ребенок честолюбив, и успех, максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь в первую очередь самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов, переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.
(Слайд 13) Третий вариант неправильного типа воспитания проявляется при сверхсоциализации ребенка. Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники "плохие, глупые", и он общается только со взрослыми или со столь же "серьезным" однолеткой, как и он. Он чрезмерно ответственен. Все у него взрослоподобно - устремления, переживания, реагирование. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервозности. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего общие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления.
(Слайд 14) При тревожно-мнительном воспитании наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Этот ребенок в группе риска по сердечнососудистым заболеваниям, болезням почек и легких.
Также одним из факторов риска является тип отношения родителя к ребенку. (Слайд 15). От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений:
- авторитетный (демократический);
- авторитарный (деспотичный);
- либеральный (попустительский);
- индифферентный (безразличный).
(Слайд 16). Авторитетный стиль
Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Результаты: Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
(Слайд 17). Авторитарный стиль
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Результаты: Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).
(Слайд 18). Либеральный стиль
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.
Результаты: Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
(Слайд 19). Индифферентный стиль
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.
Результаты: Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.
Сейчас я вам предлагаю выяснить, какого же стиля воспитания придерживаетесь вы, ответив на вопросы анкеты.
Итак, подсчитайте, пожалуйста, свои баллы. Результаты на экране.
Семья - совсем как маленькая вселенная (недаром ее образно именуют порой микромиром); создать хорошую, здоровую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых.
Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения.
(Слайд 20) Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета. Родительский труд очень тяжел. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования. Именно в семье формируется личность ребенка, определяются для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.
С этого учебного года у нас в гимназии появился социальный педагог – Герасименко Светлана Юрьевна, которая всегда готова помочь вам в любой ситуации, связанной с воспитанием вашего ребенка. Светлана Юрьевна, вам слово.
Спасибо, Светлана Юрьевна.
Сейчас наши дети уже шестиклассники, процесс адаптации к средней школе пройден, но начинает другой, не менее тяжелый период – подростковый возраст. Возрастные особенности также накладывают отпечаток на поведение ребенка и их необходимо учитывать в процессе воспитания.
(Слайд 21) В 11-12 лет почти все дети пересекают рубеж подросткового возраста. (Слайд 22) У подростка появляется чувство взрослости – он начинает воспринимать себя как взрослого, интересоваться своим внутренним миром.
(Слайд 23) Общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности для подростков. Происходит отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу.
(Слайд 24) Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое положение в классе. Подростка привлекают индивидуальные формы организации занятий, когда учитель лишь помогает ему. Оценка воспринимается подростком как возможность подтвердить свои способности
(Слайд 25) У подростка начинают развиваться сложные операции мышления, такие как синтез, анализ, освоение причинно-следственных связей. Вместе с развитием мышления развиваются и интересы ребенка, но они еще разноплановы и непостоянны.
(Слайд 26) В эмоциональной сфере проявляется тревожность в сфере общения со сверстниками. Раздражительность, возбудимость, агрессия или иногда апатия – это типичные эмоции для подросткового возраста.
Чтобы помочь своему ребенку успешно преодолеть все трудности подросткового возраста, придерживайтесь следующих правил:
(Слайд 27) У подростка в этом возрасте очень хрупкий организм, он может часто болеть. Все хронические заболевания также обостряются. Помогите ребенку справится с ними. (Слайд 28 – Слайд 32)
Надеюсь, данные советы помогут вам в процессе воспитания. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семей без проблем, без трудностей.
(Слайд 33)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами.
Подводя итоги нашей первой части собрания, подчёркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к её решению. И не следует откладывать её решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребёнок ещё маленький.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Необходимо принять решение по данному вопросу. Слово для зачтения проекта решения предоставляется секретарю Леоновой Светлане Игоревне.
СЕКРЕТАРЬ: В ходе собрания было принято следующее решение:
- Строить взаимоотношения с детьми на основе сотрудничества.
- Провести психологическое тестирование среди учащихся с целью выявления проблем и их скорейшего предотвращения.
- Продолжить сотрудничество родителей и классного руководителя с целью воспитания психически здорового, активного и жизнерадостного ребенка.
- Продолжить работу по данному вопросу на последующих родительских собраниях.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Какие будут дополнения и предложения к решению?
Утверждаем? Голосуем.
За: ___
Против: ___
Воздержались: ___
Переходим к следующему вопросу нашего собрания. Разное.
Е. А. Бурыкина, МОБУГ № 2 г. Новокубанска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений.
Презентация раскрывает понятие "психическое здоровье", факторы влияющие на психическое здоровье, распространённость и типы психических расстройств, признаки поведения ребёнка на которые необходимо обр...
Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей.
Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей...
«Об опасностях компьютерной техники для физического и психического здоровья детей»
«Об опасностях компьютерной техники для физического и психического здоровья детей»...
Родительский педагогический всеобуч «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современного образования»
Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле...
Тематическое родительское собрание-практикум «Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?» (или « Позитивная переориентация поведения детей »)
Тематическое родительское собрание-практикум«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»(или « Позитивная переориентация поведения детей »)...
Охрана психического здоровья детей и подростков во время вспышки COVID-19
Информация, присланная и рекомендованная Министерства образования РФ!Охрана психического здоровья детей и подростков во время вспышки COVID-19В январе 2020 года ВОЗ объявила вспышку нового...
Родительское собрание«Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья»
Профилактиктические мероприятия по снижению стресса у подроска...