Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов
календарно-тематическое планирование на тему
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Петрова».
Согласовано: Утверждаю:
Рассмотрено на заседании Зам. директора по УВР директор школы
ШМО начальных классов _____________Е.А.Иванова ___________________Н.И. Христюк.
№________от_______________
Руководитель ШМО «___» ________________2018 г. «___» ________________2018 г
______________ О.И.Егорова
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа
внеурочной деятельности
по духовно нравственному направлению «Я в мире, мир во мне»
для обучающихся с нарушениями интеллекта
2-3 классов
Учитель: Кузнецова Алла Валерьевна
2018-2019 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2 – 3 классов МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени. П.П. Петрова» Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. Диагностические данные обучающихся с нарушениями интеллекта показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Говоря о морали, подразумевается поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с педагогом, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой.
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи:
- формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
- формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
- развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
II. Общая характеристика учебного процесса
Данная программа внеурочной деятельности по духовно нравственному воспитанию составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования детей с нарушениями интеллекта МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени. П.П. Петрова» для учащихся 2 – 3 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с нарушениями интеллекта. Программа рассчитана на 2 года обучения (2 – 3 классы) в соответствии с количеством учебных часов, отведённым учебным планом.
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.
Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане.
Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Принципы реализации программы
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагога и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Методы и приёмы:
- тематические беседы по нравственной тематике
- дискуссии по нравственной тематике
- практикумы, игры по этикету
- чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин
Формы работы с детьми: – беседы; - игры нравственного и духовного содержания;
– праздники,
– экскурсии,
– выставки,
– тематические и творческие вечера,
– смотры – конкурсы, - концерты. Формы работы с родителями: – родительские собрания на духовно-нравственные темы.
– лектории для родителей,
– вечера вопросов и ответов,
– выставки, конкурсы;
– анкетирование,
– праздники. Виды деятельности: - творческая художественная деятельность детей рисование, художественный труд; - проигрывание ролей
- участие в разговоре, беседе; - обсуждение ситуаций; - просмотр фильмов;
Оценка результатов освоения программы проводится в начале и в конце учебного года по мониторинговым картам.
Уровень воспитанности определяется бальной системой оценки:
«1» - качество не проявляется.
«2» - проявляется редко.
«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.
«4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.
«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа внеурочной деятельности по духовно нравственному направлению «Я в мире, мир во мне» реализуется в соответствии с ФГОС О у/о, учебным планом МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени. П.П. Петрова» в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений 1 час в неделю. 2 класс - 33 часа в год, 3 класс – 34 часа в год. Общий объём внеурочного времени составляет 67 часов в год.
IV. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность); - эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения.), а также собственным усилиям обучающегося. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; - на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 2 класс - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища; - ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; 3 класс - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; ·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 2 класс - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим. 3 класс - уважительное отношение к традиционным религиям; - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 2 класс - ценностное и творческое отношение к учебному труду 3 класс - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
V. Содержание программы
Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете, и его моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми по следующим направлениям Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 2 класс:· - элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; · ·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; ·- умение отвечать за свои поступки; ·3 класс: - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России; - уважение к защитникам Родины; - стремление активно участвовать в делах класса, школы; - негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; - любовь к образовательному учреждению. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 2 класс - различение хороших и плохих поступков; ·- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; - уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - бережное, гуманное отношение ко всему живому. 3 класс - элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - ·знание правил этики, культуры речи; - стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; · - отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. ·2 класс ·- элементарные представления об основных профессиях; ·- первоначальные навыки коллективной работы; ·- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; ·- умение соблюдать порядок на рабочем месте; ·- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; ·. 3 класс - первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; - ·уважение к труду и творчеству старших и сверстников. - отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 2 класс- - первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека. 3 класс - формирование ценностного отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. - знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 2 класс·; - ·элементарный опыт природоохранительной деятельности; ·- бережное отношение к растениям и животным. 3 класс - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): ·2 класс ·- формирование чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; · ·интерес к занятиям художественным творчеством; ·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. 3 класс - представления о душевной и физической красоте человека; - интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; - стремление к опрятному внешнему виду
6. 1. 2. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно нравственное развитие 2 класс 33 часа в год – 1 час в неделю (предмет) (класс) (кол-во учебных часов в неделю, год)
№ п/п | Направления/ темы занятий | Дата проведения | |||||
Гражданственность | Нравственность | Труд | ЗОЖ | Природа | Эстетика | ||
1 | Беседа. Школьные правила. | ||||||
2 | Игра – драматизация «Теремок» | ||||||
3 | Творческий час. Рисуем лето | ||||||
4 | Практикум. Труд кормит, а лень портит | ||||||
5 | Уроки Мойдодыра | ||||||
6 | Беседа. Как можно называть других. | ||||||
7 | Экскурсия. Лесной мир | ||||||
8 | Разговор. Мир вокруг и наше поведение. | ||||||
9 | Игра – драматизация. На бабушкином дворе | ||||||
10 | Дидактическая игра. Оденем куклу | ||||||
11 | Рисование. Родные просторы | ||||||
12 | Беседа. Я - мальчик. Я - девочка. | ||||||
13 | Лепка. Веселые игрушки-герои сказок. | ||||||
14 | Занятие – практикум. Кого бы ты назвал вежливым? | ||||||
15 | Уборка территории. Пришкольный участок | ||||||
16 | Праздник. Здравствуй, Дедушка Мороз! | ||||||
17 | Зимние забавы. Мороз – красный нос | ||||||
18 | Разговор о прошедших каникулах. Радость и я | ||||||
19 | Игра- имитация. Заочное лесное путешествие. Медведь | ||||||
20 | Дидактическая игра. Мой портрет. | ||||||
21 | Беседа. Давайте жить дружно. | ||||||
22 | Экскурсия. Февраль – месяц вьюг | ||||||
23 | Аппликация. Поздравление для мам. | ||||||
24 | Игра- беседа. Мой характер | ||||||
25 | Занятие- практикум. Катя и Саша идут в гости | ||||||
26 | Игра. Посажу я семена | ||||||
27 | Беседа. Хорошие манеры. | ||||||
28 | Сюжетная игра. В магазине | ||||||
29 | Творческий час. Мой друг в цвете | ||||||
30 | Беседа. Что такое дружба. | ||||||
31 | Практикум. Школьник - что он умеет? | ||||||
32 | Практикум. Зелёные ростки | ||||||
33 | Экскурсия. Здравствуй, лето |
6. 1. 2. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно нравственное развитие 3 класс 34 часа в год – 1 час в неделю (предмет) (класс) (кол-во учебных часов в неделю, год)
№ п/п | Направления/ темы занятий | Дата проведения | |||||
Гражданственность | Нравственность | Труд | ЗОЖ | Природа | Эстетика | ||
1 | Анкетирование. С кем бы ты хотел дружить | ||||||
2 | Праздник. День пожилого человека | ||||||
3 | Беседа «Наш дом – Земля» | ||||||
4 | Акция «Чистый двор» | ||||||
5 | Линейка «День учителя» | ||||||
6 | Аппликация. «Подарю букетик маме» | ||||||
7 | Уроки Мойдодыра «Если хочешь быть здоров» | ||||||
8 | Беседа «Культура русского народа» | ||||||
9 | Ролевая игра. «Волшебное слово, что ясный день» | ||||||
10 | Акция Книжки, тетрадки содержим в порядке | ||||||
11 | Уроки Мойдодыра « В царстве гигиены» | ||||||
12 | Презентация. Государственные символы | ||||||
13 | Ролевая игра. «Как я разрешаю конфликты» | ||||||
14 | Экскурсия. Город, в котором я живу | ||||||
15 | Практикум. «Кто работы не боится, у того она и спорится» | ||||||
16 | Игра. ПДД «Мой путь от дома до школы» | ||||||
17 | Разговор. «Доброе слово и кошке приятно» | ||||||
18 | Беседа «Кем быть, каким быть» | ||||||
19 | Практикум. ПДД. Дорогу нужно знать и правила дорожного движения соблюдать | ||||||
20 | Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» | ||||||
21 | Экскурсия. Следы на снегу | ||||||
22 | Рисование. Зимушка - зима | ||||||
23 | Утренник «Мамины глаза» | ||||||
24 | Сюжетно ролевая игра «Мы пассажиры» | 14.03 | |||||
25 | Оформление альбома. «Мой класс» | 21.03 | |||||
26 | Просмотр фильмов. Безопасность на дорогах ПДД | ||||||
27 | Практикум. День вежливых ребят | ||||||
28 | Акция «Чистая школа» | ||||||
29 | «В царстве гигиены» уроки здоровья | ||||||
30 | Разговор. Мой внешний вид | ||||||
31 | Конкурс чтецов «Салют Победа» | ||||||
32 | Акция «Чистый двор» | ||||||
33 | Творческие проекты. «Моя семья» (совместно с родителями) | ||||||
34 | Просмотр фильма. «Россия – Родина моя» |
VII. Описание материально – технического обеспечения.
7.1.УМК:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт). Москва. 2014 год. 2.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования детей с нарушениями интеллекта КГБОУ «Уярская школа – интернат» 7.2 Литература: 1. Художественная литература афоризмы, поэзия. 2. Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству. 3. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика» 4.Книги и брошюры по этикету. 5. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г. 6. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1. 7. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3. 8. Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6. 9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г. 10. Н.И. Дереклеева «Классные часы в 1-4 классах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...

классный час " Вмире профессий"
классный час разработан в целях проведения профориентационной работы для учащихся 9 классов....

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...