Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов «Вежливые ребята»
рабочая программа
Рабочая программа КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_vezhlivye_rebyata_1-4_klass_variant_8.2.docx | 62.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ Протокол №1 от «26» августа 2020г | ПРИНЯТО на педагогическом совете №1 от «28» августа 2020г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Банникова М.В. ________________ «28» августа 2020г |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
для обучающихся с ОВЗ
1-4 классов
«Вежливые ребята»
1 «З»класс
(второй год обучения)
Разработано
ШМО педагогов,
работающих
с обучающимися с ОВЗ
проводит
Ольнёва О.Н.
2020 -2021 уч. год
Пояснительная записка
Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 1-4 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана в 1 классе на 33 часов, во 2-4 классах на 34 часа: 1 час занятия в неделю.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
- я среди людей;
- речевой этикет;
- культура поведения;
- в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Учебно-тематический план на год
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика | ||
1кл | 2-4кл | |||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | - | |
2. | Я среди людей | 6 | 6 | 3 | 3 | |
3. | Речевой этикет | 6 | 6 | 3 | 3 | |
4. | Культура поведения | 12 | 12 | 6 | 6 | |
5. | В мире сказок. | 7 | 8 | - | 7 | |
6. | Заключительное занятие | 1 | 1 | - | 1 | |
Итого: | 33 | 34 | 13 | 20 |
Содержание курса:
1раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6 ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6 ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12 ч.)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (7ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Тематическое планирование курса
1 КЛАСС (второго года обучения)
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Вводное занятие (1ч) | 1 | Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. Ролевая игра «Какой я?» | 1 | 03.09 | |
Я среди людей (6 ч) | 2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. | 1 | 10.09 | |
3 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. | 1 | 17.09 | ||
4 | Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 | 24.09 | ||
5 | Товарищи и друзья | Понятия «товарищ». | 1 | 01.10 | ||
6 | Как завоевывать друзей | Правила общения с товарищами. | 1 | 08.10 | ||
7 | Бескорыстие в дружбе | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. | 1 | 15.10 | ||
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Что такое этика и этикет | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. | 1 | 22.10 | |
9 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость». Основные правила вежливости в общении. | 1 | 29.10 | ||
10 | Правила знакомства, представления | Знакомство с правилами знакомства, представления. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 12.11 | ||
11 | Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 | 19.11 | ||
12 | Правила извинения | Знакомство с правилами извинения | 1 | 26.11 | ||
13 | Правила благодарности | Знакомство с правилами благодарности | 1 | 03.12 | ||
Культура поведения (12 ч) | 14 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. | 1 | 10.12 | |
15 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 | 17.12 | ||
16 | Отношение к малышам | Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 | 24.12 | ||
17 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Просмотр обучающего мультфильма. | 1 | 14.01 | ||
18 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Просмотр обучающего мультфильма. | 1 | 21.01 | ||
19 | Правила поведения с в гостях | Знакомство с правилами поведения в гостях. | 1 | 28.01 | ||
20 | Искусство делать подарки | Изготовление подарка своими руками. | 1 | 04.02 | ||
21 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность» при разговоре. | 1 | 18.02 | ||
22 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Просмотр обучающего мультфильма. | 1 | 25.02 | ||
23 | Как вести себя в общественных местах | Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Просмотр обучающего мультфильма. | 1 | 04.03 | ||
24 | Правила поведения в театре | Знакомство с правилами поведения в театре. Просмотр обучающего мультфильма. | 1 | 11.03 | ||
25 | Поведение в библиотеке | Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. | 1 | 18.03 | ||
В мире сказок (7ч) | 26,27, 28 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. | 3 | 01.04 | |
08.04 | ||||||
15.04 | ||||||
29,30 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. | 3 | 22.04 | ||
29.04 | ||||||
06.05 | ||||||
31,32 | Сказка – ложь, да в ней намек. | Правда и ложь в сказках. Просмотр обучающего мультфильма. | 2 | 13.05 20.05 | ||
Итоговые занятия 1ч | 33 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». | 1 | 27.05 |
Тематическое планирование курса
2-4 КЛАСС
(можно расширить темы или заменить)
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Вводное занятие (1ч) | 1 | Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» | 1 | ||
Я среди людей (6 ч) | 2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 1 |
| |
3 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |||
4 | Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 | |||
5 | Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 | |||
6 | Как завоевывать друзей | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 | |||
7 | Бескорыстие в дружбе | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 | |||
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Что такое этика и этикет Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 |
| |
9 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 1 | |||
10 | Правила знакомства, представления и обращения | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |||
11 | Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 | |||
12 | Правила извинения и просьбы | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 1 | |||
13 | Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 1 | |||
Культура поведения (12 ч) | 14 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 | ||
15 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 | |||
16 | Отношение к малышам | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 | |||
17 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 | |||
18 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 | |||
19 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 | |||
20 | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
| ||
21 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 | |||
22 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 | |||
23 | Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 | |||
24 | Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 1 | |||
25 | Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |||
В мире сказок (7ч) | 26,27, 28 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. Просмотр обучающего мультфильма. | 3 |
| |
29,30 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Просмотр обучающего мультфильма. | 2 | |||
31,32,33 | Сказка – ложь, да в ней намек. | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. Просмотр обучающего мультфильма. | 3 | |||
Итоговые занятия (1 ч) | 34 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят. | 1 |
Используемая литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТНМР (II вариант) 6 «А», 6 «Б», 7 «А» классов на
Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умеренной, т...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...