Психологический комфорт на уроке
презентация к уроку по психологии на тему
Создание благоприятного психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskiy_komfort_na_uroke.ppt | 2.11 МБ |
seminar_dlya_pedagogov.doc | 68 КБ |
prakticheskaya_chast_dlya_pedagogov.docx | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов по теме:
«Психологический комфорт на уроке,
как фактор успешной самореализации личности обучающегося» (28.02.2011г.)
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Создание благоприятного психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Так что же такое «психологический комфорт»?
Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.
Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.
- Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).
Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:
- просьбы, а не требования;
- убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
- четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
- компромисс, а не конфронтацию и т.д.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.
На уроке интеллектуальный комфорт достигается:
- сменой видов деятельности;
- достижением желаемого результата;
- поддержкой со стороны педагога;
- верой в собственные возможности.
Хотелось бы сказать и о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.
Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия:
- доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
- создание ситуации успеха на уроке;
- использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;
- комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).
Таким образом для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.
Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.
Педагогические операции:
1. Выбор пластической позы.
Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80% информации.
Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.
Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.
2. Подача информации с позиции «МЫ»
Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей ( за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.
Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: « на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».
Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.
1. Демонстрация расположенности.
Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.
Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.
2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.
Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.
3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.
Третья функция « возвышение» ребенка
1. Просьба о помощи
В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.
После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.
2. Поддержание оптимистического рубежа
Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.
То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.
Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит.
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.
Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.
Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.
Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки?
Вывод: Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.
Рекомендации
- Ходите на чужие уроки, чтобы узнать и понять, что педагогические технологии – ключ без права передачи. Если у учителя есть технология, то она может быть только своей, «пропущенной через себя»;
- Стремитесь к профессионализму:
- к собственному глубокому знанию предмета;
- к способности убелить в необходимости и возможности обучения учеников, привыкших ничего не делать;
- к владению максимально широким набором педагогических приемов;
- к умению отвечать за все хорошее и за все плохое на уроке;
- к умению дать обучающемуся возможность самореализации.
- Способности обучающегося определяются темпом его обучения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях;
4. Чтобы стать хорошим учителем, надо:
- Любить детей;
- Быть строгим;
- Проверять тетради и контрольные непременно к следующему уроку.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Короны»
Описание: На участников одеваются импровизированные «короны» с различными надписями: Игнорируй меня, Соглашайся со мной, Спорь со мной, Критикуй меня, Сомневайся во мне и т.д. Каждый участник видит надпись на короне других, но что написано у него самого он не знает. Далее участникам дается проблемная ситуация (например, куда поехать отдыхать), которую нужно обсудить действуя соответственно тому, что написано на «короне» у каждого участника. Причем всем участникам нужно придти к единому мнению. Тогда ведущий объявляет о решении группы и приступает к обсуждению упражнения.
Обсуждение: Понял ли каждый участник, что за надпись была на его «короне»: Какие эмоции и переживания испытывал каждый участник во время упражнения? Было ли ему комфортно/дискомфортно и почему? Что было сложно в этом упражнении? А что легко?
Работа в группах.
Группа №1
Войдя в класс, Вы обнаружили на доске следующую надпись:
«Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?
- Ваши действия? ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что могло спровоцировать такую ситуацию? ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каким образом можно предотвратить это? ________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа в группах.
Группа №2
Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс
он ответил: «Иди сама отсюда!»
- Ваши действия? ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что могло спровоцировать такую ситуацию? ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каким образом можно предотвратить это? ________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа в группах.
Группа №3
Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания,
которые Вы задаете.
- Ваши действия? ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что могло спровоцировать такую ситуацию? ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каким образом можно предотвратить это? ________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
И завершить наш семинар хотелось бы притчей о Солнце и Ветре.
Притча древнегреческого мудреца Эзопа.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!
Предварительный просмотр:
Работа в группах.
Группа №1
Войдя в класс, Вы обнаружили на доске следующую надпись:
«Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?
- Ваши действия?
- Что могло спровоцировать такую ситуацию?
- Каким образом можно предотвратить это?
Группа №2
Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс
он ответил: «Иди сама отсюда!»
Группа №3
Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания,
которые Вы задаете.
Группа №4
Ученик говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это отреагировать учителю?
Рефлексия
Все в твоих руках
На листе бумаги обвести левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
И завершить наш семинар хотелось бы притчей о Солнце и Ветре.
Притча древнегреческого мудреца Эзопа.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности
В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...
Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей
Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...
Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...
"Создание психологического комфорта на уроке"
Мастер-класс...
Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»
Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта. ...
Как создать психологический комфорт на уроке
памятка для педагогов и психологов...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье собраны примеры упражнений, позволяющих организовать этап погружения в иноязычную атмосферу, настроить учащихся на взаимодействие, установить психологический контакт. Данные упражнения способ...