Современные проблемы инклюзивного образования.
материал по психологии
Актуальность. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г. объявлен Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне. В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Цель : Определения возрастной категории детей для взаимодействия их с детьми ОВЗ. Для последующей адаптации и социализации детей с ОВЗ в социуме.
Задачи:
- Определение инклюзивного образования в России.
- Исследовать уровень толерантности, эмпатии среди воспитанников от 5 - 16 лет.
- Возрастные особенности воспитанников от 5-16 лет.
- Выводы
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
- Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
- Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
- Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
- Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
- Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_problemy_inklyuzivnogo_obrazovaniya.pptx | 874.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инклюзивное образование ( фр. inclusif -включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю ) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования : Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
ВКЛЮЧЕНИЕ – это не ИНТЕГРАЦИЯ: Включение – это больше, чем интеграция Дети учатся вместе в обычной школе Специалисты приходят помогать детям Обычные школы изменяются Внимание на возможности и сильные стороны ребенка Дети воспринимают человеческие различия как обычные Дети с ОВЗ получают возможность жить вместе с родителями Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью Взгляды и мнения лиц с ОВЗ становятся важными для окружающих
Основные проблемы : Отсутствие гибких образовательных стандартов, новых учебных программ; Нечеткая система финансирования; инклюзивного образования; Уровень общественного сознания; Незрелость системы инклюзивного образования на всех уровнях; Формирование педагогического коллектива
Тьютор – новая специальность в отечественном образовании. Должность “ тьютор ” официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования Специальность “ тьютор ” внесена в “Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих”, в раздел “квалификационные характеристики должностей работников образования ”
№ п.п . Основной диагноз, заболевание, дефект Кол-во уч-ся 1 ДЦП 2 человек 2 Заболевания опорно-двигательного аппарата 1 человек 3 Органы слуха 2 человека 4 Невротические заболевания 1 человек 5 Бронхиальная астма 3человека 6 Болезни почек 1человек 7 Другие заболевания 3 человека В настоящее время в «Школе Здоровья» обучается 13 воспитанников, относящихся к категории инвалид детства. Из них:
Направления работы тьютора : Сбор информация о ребенке с ОВЗ Организация педагогических гостиных для учителей предметников, классных руководителей , администрации ЦО. Организация условий для развития активной социализации ребенка с ОВЗ в среде сверстников . Содействие в разработке для ребенка (или вместе с ребенком!) его образовательного маршрута и адаптации его индивидуальной образовательной программы; Организация для ребенка с ОВЗ « безбарьерной » среды; Регулярный контакт с родителями ребенка с ОВЗ.
КОМПЕТЕНЦИИ ТЬЮТОРА. РАСПРОСТРАНЕНИЕ: 1. Образовательная деятельность 2. Учебная деятельность 3. социализация
Образовательная деятельность . Т ьютор сопровождает формирование индивидуальной образовательной программы; С оставляет с тьюторантом ресурсную карту, обсуждает различные ресурсы для ученика с ОВЗ, в соответствии с его особенностями.
Учебная деятельность. тьютор помогает учителю в адаптации учебной программы; осуществляет поиск способов эффективного усвоения материала учеником с ОВЗ (может осуществлять подбор карточек, компьютерных программ, специальных дидактических пособий и канцтоваров).
Социализация. Тьютор способствует развитию интереса ребенка с ОВЗ к общению со сверстниками; помогает ему справиться с конфликтными ситуациями; способствует развитию самостоятельности; информирует родителей ребенка с ОВЗ о всех его успехах и возникающих трудностях .
Результаты обучения детей в первое полугодие 2011/2012 учебного года
Координированный подход к созданию инклюзивных школ является крайне важным, как и совместная работа различных служб и учреждений. Это может потребовать изменения существующих на местах структур, с тем чтобы облегчить “объединенный” подход к вопросам оказания помощи школам.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом»
В статье «Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом» рассматриваются проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей и подростков ...
Современные технологии инклюзивного образования
В настоящее время в рамках реформы российского образования осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями развития в условия...
О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры.
Анализируются вопросы, касающиеся внедрения инклюзивного образования в РФ, в том числе сложности, с которыми приходится сталкиваться детям с ограниченными возможностями и их родителям при по...
Проблемы инклюзивного образования
В настоящее время стало неуклонно увеличиваться число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведущим направлением в обучении и воспитании детей с особым...
Актуальные проблемы инклюзивного образования
Статья подготовлена для заседаний школьной инновационной группы, направленной на решение проблем инклюзивного образования....
Статья на тему «Комплексный подход к решению проблемы инклюзивного образования»
Инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями. Через него происходит включение индивида в более широкое сообщество с целью приобщения...
Современные проблемы инклюзивного образования в системе преподавания физической культуры
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей,...