Современные проблемы инклюзивного образования в системе преподавания физической культуры
статья

     В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Речь пойдёт, прежде всего, о детях-инвалидах, о детях, имеющих отклонения в психофизическом развитии.

     19 декабря 2014 г. приказом №1599 Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Данный Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_v_inklyuzivnom_obrazovanii.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Современные проблемы инклюзивного образования

в системе преподавания физической культуры

                                          Доклад подготовил учитель физической культуры

                                          высшей категории ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»

                                         Чебодаев Эдуард Анатольевич

             Доклад по теме: «Инклюзия в коррекционном образовании»

     Здравствуйте уважаемые коллеги! меня зовут Чебодаев Эдуард Анатольевич, я работаю учителем физической культуры в ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» с детьми ОВЗ (нарушением интеллекта)

     Поэтому речь в моем докладе пойдет об инклюзии в коррекционном образовании: коллектив детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью обучается и воспитывается среди детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости.

     В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Речь пойдёт, прежде всего, о детях-инвалидах, о детях, имеющих отклонения в психофизическом развитии.

     19 декабря 2014 г. приказом №1599 Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Данный Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

     Пункт 1.9. ФГОС гласит, стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей.

     В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированная основная общеобразовательная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учетом ПрАООП.

     В соответствии с требованиями Стандарта Организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― варианты 1 и 2.

     Обучающиеся с легкой умственной отсталостью проходят обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования по варианту 1.

     Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить программу по варианту 1, либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.        

     Определение одного из вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и реализуется эта программа организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

    В процессе освоения программы обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК.  

     Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение организуется по СИПР на дому или в медицинских организациях. Администрацией организаций должны быть предусмотрены занятия различных специалистов на дому, консультирование родителей (законных представителей).    

     Обучение по физической культуре в нашей школе с 1 по 4 класс проводится по варианту 1 и 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью. По варианту 1 обучаются 30 детей, по варианту 2 6 обучающихся. По первому варианту уроки физкультуры проходят 3 часа в неделю, по второму варианту 1 час в неделю.  Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Национальные игры и состязания», «Подвижные игры». Обучение детей первого и второго варианта одного класса, один раз в неделю проводим вместе.

     Примерное содержание предмета для 2 варианта: элементы спортивных игр и спортивных упражнений, построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ходьба и бег. Прыжки. Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.

     Методика обучения детей с глубокой умственной отсталостью: в основном игровая форма проведения большинства видов работы; детальное расчленение учебного материала на элементы и постепенное его обобщение, индивидуализации обучения, чадящий режим, постоянный контроль за ребенком. Помощь сверстников при выполнении упражнений.

Уроки физической культуры должны строиться с индивидуальным подходом и учетом особенностей детей. Например, при включении в подвижные и спортивные игры подбирать ролевые функции исходя из функционального состояния каждого участника, а при проведении игр, эстафет соответственно распределять различные задания по возможности.

     С 5 по 9 классы обучение проводится по программе В.В. Воронковой. Содержание программы отражено в разделах: «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры», «Настольный теннис», «Национальные игры и состязания».  

     Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, т.е. сопутствующие заболевания (эпилепсия, ДЦП, сердечные заболевания и т.д.,) дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования. Меняется методика обучения, применяется дифференцированное, индивидуальное обучение, снижается дозировка, такие дети освобождаются от соревновательной деятельности с нагрузкой на организм, работа ведется вплотную с врачом школы.

     Одной из форм инклюзии в коррекционном образовании является внеурочная деятельность, которая должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью обучающихся, и детей не имеющих нарушений в развитии. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

     В нашей школе проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительного направления, где совместно участвуют дети легкой умственной отсталости и умеренной, тяжелой умственной отсталости: «Чыл Пазы», «День здоровья», «Смотр песни и строя», прогулки, экскурсии, походы, соревнования внутри школы по шашкам, дартсу, пионерболу и т.д.

     Спортивные мероприятия детей с нарушением интеллекта и детей без нарушения интеллекта: товарищеские игры по мини-футболу со школами Аскизского района, ежегодное участие в турнире среди общеобразовательных школ района «Мини-футбол в школу», ежегодное участие в первенстве Аскизского района среди общеобразовательных школ по легкой атлетике. Регулярное посещение плавательного бассейна «Афалина».

     Стремления к различным достижениям, победам начинаются с детства, поэтому нельзя делить людей на инвалидов и не инвалидов, все мы имеем равные права и возможности.

     Однако существует ряд проблем инклюзивного образования в системе преподавания физической культуры в школе 8 вида.

1. Совместное проведение уроков физкультуры учащихся легкой умственной отсталости и учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталости не дает в полной мере проводить урок с обучающимися первого варианта, т.к. постоянно приходится переключаться на обучающихся второго варианта.

2. Разный уровень физической подготовленности обучающихся, некоторым сверстникам не интересно заниматься со слабыми учащимся, особенно при игровой деятельности.

3. У некоторых обучающихся низкая мотивация к отдельным упражнениям или видам спорта.

4. Рассматривая перспективы обучения детей с глубокой умственной отсталостью, необходимо отметить, что, прежде всего, требуется современная инновационная программа их обучения.

5. Решающее значение   для успешности обучения имеет квалификация учителя, так как работа с детьми, имеющими глубокие нарушения в развитии, требует понимания специфики их обучения и знания специальных методик. 

6. Отсутствие региональных, муниципальных соревнований среди детей с ОВЗ.

7. Нехватка спортивного инвентаря, оборудования для детей с ОВЗ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе....

Современные проблемы инклюзивного образования.

Актуальность. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не с...

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических...

О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры.

Анализируются вопросы, касающиеся внедрения инклюзивного образования в РФ, в том числе сложности, с которыми приходится сталкиваться детям с ограниченными возможностями и их родителям при по...

Доклад "Современные подходы к преподаванию физической культуры в контексте основных положений концепции модернизации образования в РФ и РМ".

ДокладСовременные подходы к преподаванию физической культуры в контексте основных положений концепции модернизации образования в РФ и РМ.Роль физической культуры - заметно возросла в эпоху научно-техн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.01 Иностранный язык (немецкий) для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 49.02.01 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федеральных  государственных  образовательных  стандартов среднего профессионального образования по специа...