Статья на тему «Комплексный подход к решению проблемы инклюзивного образования»
статья
Инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями. Через него происходит включение индивида в более широкое сообщество с целью приобщения к учебному или культурному процессу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инклюзивное образование | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему
«Комплексный подход к решению проблемы инклюзивного образования»
Инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями. Через него происходит включение индивида в более широкое сообщество с целью приобщения к учебному или культурному процессу.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом в рамках общеобразовательной школы по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями; обеспечение равного отношения ко всем обучающимся.
Принцип инклюзивного образования означает, что:
- все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
- построение системы обучения, удовлетворяющей потребности каждого;
- все дети обеспечиваются такой психолого-педагогической поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях обычной школы позволяет обеспечить действительное, а не формальное равенство прав детей при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и иных субъективных характеристик.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом нуждается в особом подходе со стороны педагогов. Учитель, работающий в условиях инклюзивного обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должен представлять себе психофизиологические особенности таких детей, чтобы управлять образовательным процессом.
Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в том, что они лишены обычного мира детства, отделены от здоровых сверстников, от тесного общения, отсутствия общих интересов, забот. Большинство родителей в первые годы не уделяют должного внимания формированию у таких детей знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учётом специфики имеющегося дефекта). В результате ребёнок вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей.
Одним из основных отличий детей с ограниченными возможностями здоровья является повышенная утомляемость, низкий уровень работоспособности, медленный темп деятельности. В связи с этим, учителям, работающим с такими детьми, необходимо знать индивидуальные особенности здоровья при определении поурочной нагрузки и объёма домашних заданий, например, избегать заданий, которые выполняются на скорость.
Поэтому важно, чтобы детям с ограниченными возможностями здоровья, подбирались и организовывались виды учебной деятельности с учётом их физического состояния, потребностей в познании окружающего мира и общении; развития познавательной мотивации.
Комплексный подход подразумевает единство целей, задач, содержания инклюзивного образования, методов и форм воздействия и взаимодействия в образовательных учреждениях. В свою очередь, появление обучающегося с ограниченными возможностями здоровья требует от образовательной организации каждого уровня образования создания в рамках комплексного подхода специальных образовательных условий для эффективного освоения образовательной программы. Несмотря на то, что все ступени являются составляющими системы образования, они имеют ряд существенных различий в программном, научно-методическом, материально-техническом и кадровом обеспечении учебного процесса, в подходах к оценке качества образования. Очевидно, что необходима технология инклюзивного образования, применимая без существенных изменений на всех уровнях.
Создание инклюзивной образовательной среды невозможно без учёта преемственности образования детей с ОВЗ. Так, преемственность между дошкольным и начальным звеньями инклюзивного образования рассматривается как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка с ОВЗ, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основное преимущество инклюзивного обучении — это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям. Несомненным плюсом является интеграция и социализация детей с ОВЗ, искоренение дискриминации и воспитание толерантности в среде обучающихся: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Таким образом, итогом внедрения такого образования должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....
Современные проблемы инклюзивного образования.
Актуальность. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не с...
«Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом»
В статье «Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом» рассматриваются проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей и подростков ...
О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры.
Анализируются вопросы, касающиеся внедрения инклюзивного образования в РФ, в том числе сложности, с которыми приходится сталкиваться детям с ограниченными возможностями и их родителям при по...
Проблемы инклюзивного образования
В настоящее время стало неуклонно увеличиваться число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведущим направлением в обучении и воспитании детей с особым...
Актуальные проблемы инклюзивного образования
Статья подготовлена для заседаний школьной инновационной группы, направленной на решение проблем инклюзивного образования....
Современные проблемы инклюзивного образования в системе преподавания физической культуры
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей,...