Психотерапия страха
статья по психологии по теме

Лютоева Нина Станиславовна

В реферате рассматриваются разные психологические подходы к терапии страха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strakh.docx52.78 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РЕФЕРАТ

по дисциплине      психотерапия и психокоррекция

на тему:

Психотерапия страха

Выполнил (а):  Лютоева Нина Станиславовна

                                                       Ф.И.О.

Слушатель курса: «Практическая клиническая психология»

Руководитель курса   кандидат психологических наук, доцент 

                                                  должность, звание,

                                  Шелепанова Надежда Владимировна

                                                       Ф.И.О

Новосибирск 2014

Содержание

                                                                                                Стр.

Введение ………………………………………………………………..…….....3

Глава 1. Психология страха ……………………..…………..……..……......4

  1. Источники возникновения страха……………………………..4
  2. Основные формы страха ……………………………………….5

Глава 2. Различные подходы к терапии страха……..………………….…6

2.1. Гештальтпсихология …………………………………………….…7

2.2. Поведенческая психотерапия ……….……………………………..8

2.3. Психоанализ …………………………………………………………9

2.4. Когнитивная психология………………………………………….10

2.5. Рациональная психотерапия страха……………………………..11

2.6. Нейролингвистическое программирование ……………………12

2.7. Трансактный анализ ……………………………………………….13

2.8. Игровая психотерапия ……………………………………………..15

Заключение………………………………………………………….………....17

Библиография………………………………………………………….…........18

Введение

Беспокойство и взволнованность перед предстоящим выступлением, перед экзаменом,  перед свиданием, знакомы практически каждому взрослому человеку. В некотором смысле такая тревога выполняет положительную функцию - заставляет мобилизовать  ресурсы человека, тщательно подготовиться к будущему испытанию, повышает чувство ответственности.

Но, к сожалению, бывает  так, что тревога приобретает совсем иную природу, начинает выполнять другую функцию – многократно усиленную, воплощается в СТРАХ. Вместо мобилизации ресурсов  начинается их блокирование, прекращается нормальное течение  любых форм социальной активности,  человеку и  близким ему людям доставляется масса неприятных переживаний. Иногда такого рода болезненные страхи выражаются в навязчивых, необычных и не понятных окружающим действиях, например, постоянных ритуалах при выходе из дома (спускаясь встать на каждую ступеньку, пройти по определенным частям мостовой…), или в навязчивом контроле за домашней гигиеной, установлении идеального порядка на кухне (полотенца располагаются в ряд по размеру, цвету).

Если страх начинает мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может справиться со страхом, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии.

В рамках разных подходов психотерапевты разработали много форм терапии страха. Для терапии страха используется, например, фармакологическое лечение, психоанализ, разные формы когнитивной терапии и прочее. В данной работе я и проанализирую некоторые подходы к объяснению причин возникновения страха и методы его терапии в рамках этих подходов.

Цель работы: Проанализировать разные подходы к психотерапии страха.

Задачи:

1. Раскрыть понятие страх в психологии: история, классификация;

2. Рассмотреть необходимость терапии страха;

3. Познакомиться с современными подходами в психологии к терапии страха.

Глава 1. Психология страха

Cтрах начали изучать довольно давно, еще Арестотель и стоики писал о страхе, но они подходили к нему скорее с философских позиций, страх также изучается многими религиями, в частности проблеме страха много внимания уделяли отцы церкви в своих трактатах. Наука психология появилась в конце 19 века, с этого же времени появился чисто психологический подход к этому феномену.

Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций.

В "Философском энциклопедическом словаре" утверждается, что "страх в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.)".

В "Кратком психологическом словаре" страх трактуется как "эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности".

Страх - явление динамичное.  Часто рассматривают такой динамический ряд страха: тревога – испуг – страх – ужас.

  1. Источники возникновения страха

Процесс приобретения страхов, как считают многие ученые, связан с действием трех факторов. Это:

1. Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир с определенным набором диспозиций или базисных черт личности, называемым "темпераментом". Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума являются довольно постоянными и, по всей видимости, делают отдельных людей уязвимыми к развитию страхов. Такие люди в детстве в большей мере подвержены воздействию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом.

2. Опыт. Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха.

3. Мышление и воображение. Страхи могут являться результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения.

  1.  Основные формы страха

В МКБ -10 (международной классификации психических заболеваний) следующим образом классифицируются  патологические формы страха:

F40. Тревожно-фобические расстройства 
F40.00. Агорафобия без панического расстройства 
F40.01. Агорафобия с паническим расстройством 
F40.1. Социальная фобия 
F40.2. Специфические (изолированные) фобии 
F41. Другие тревожные расстройства 
F41.0. Паническое расстройство 
F41.1. Генерализованное тревожное расстройство 
F41.2. Смешанное тревожное и депрессивное расстройство 
F42. Обсессивно-копмульсивное расстройство

Начиная с 1980 года, помимо классической агорафобии и специфических монофобий в поле зрения психотерапевтов попадает социальная фобия - страх публичного присутствия в ситуациях, в которых ожидается оценка со стороны других людей. Психологи так или иначе имели дело с субклиническими формами страхов при застенчивости, неуверенности в себе, скованности и стеснительности.

В психосоматической медицине давно известны такие формы страха как нозофобия (страх диагноза), канцеро- и кардиофобия (страх заболеть раком или страх инфаркта). В период эпидемий врачи часто имеют дело с бактериофобией или мизофобией (боязнь пыли, грязи или бактерий). Довольно распространены доклинические формы клаустрофобии в виде страха лифта, метро, общественного транспорта, страха управления автомобилем.

Страх темноты, бессонницы, воды, высоты, бедности, насилия, ограбления, войны или увольнения, страх за родных и близких, страх смерти – различные формы страха - свидетельствует  о том, что так или иначе проблема терапии страха всегда была актуальной психологической и психотерапевтической задачей.

Глава 2. Различные подходы к терапии страха.

Лечение страхов, вернее лечение фобий должно происходить под контролем врача. Если человек не может справиться со страхом, фобией, если из-за страха у него портится жизнь и ломаются  планы, то надо обращаться к специалистам. Только специалист может выявить фобию, поставить диагноз и назначить лечение. Если есть необходимость, врач назначит и дополнительные обследования. Страхи, навязчивости и другие неврозы иногда могут быть вызваны не только психикой, но и дисфункцией в работе нервной системы, например, вегетососудистой дистонией, дисфункцией других внутренних органов - быть вызванными кислородным голоданием мозга лет десять назад еще при родах, интоксикацией, инфекцией и другими заболеваниями, когда страх один из симптомов т.д.. Проведение дополнительных обследований поможет выявить подлинную причину, поставить точный диагноз, после этого врач сможет определиться с возможными вариантами тактикой лечения, и выбрать для пациента наиболее подходящий. Поэтому лечение страха в домашних условиях невозможно. В острых случаях при лечении страха человеку назначают препараты, уменьшающие тревогу- они принимаются строго под контролем врача, улучшающие питание головного мозга, укрепляющие нервную систему. Их назначают для медикаментозной поддержки организма, коррекция обнаруженных изменений.

Но конечно основной метод лечения страха – это психотерапия.

2.1. Гештальтпсихология

Гельштат в переводе с немецкого фигура, образ, целостность. Человек понимается как целостный организм, разделение человека на тело и психическую составляющую с точки зрения гельштат психологии искусственно; человек и все, что его окружает – единая структура, называемая «поле организм/среда». Не очень подходит людям, которые любят «копаться в себе» (невротикам). Этот вид психологии одной из причин формирования неврозов называет накопление незакрытых гельштатов (незаконченных, незавершенных ситуаций). Её основная идея способность психики к саморегуляции, к творческим приспособлениям организма к окружающей среде и принцип ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание человека на осознании происходящего «здесь и сейчас». Лечение состоит в том, что ситуация проигрывается снова и предлагается ее завершить.

 Основные понятия гельштат - терапии контакт и граница. Контакт это взаимодействие потребностей человека с возможностями среды. Основные потребности могут быть удовлетворены только лишь в контакте с окружающей средой: для утоления жажды нужна вода, голода – пища, и т.д..Точка, где человек сталкивается с окружающей средой, называется границей контакта. Обычно она воспринимается как граница между сам и не сам. Естественно, более ценным для нас является то, что внутри нас. На границе возникает 2 процесса: идентификация и отчуждение. Идентификация принятие, отчуждение соответственно отторжение. 


2.2. Поведенческая психотерапия

Поведенческая психотерапия относится к бихевиоризму. Основная идея бихевиоризма состоит в том, что поведение организма, включая эмоциональное это наученная реакция. Следовательно, организм можно разучить, или научить по-другому.

 Известный психотерапевт и исследователь С. Рэчмен со своими коллегами демонстрировал, что навязчивые действия, способствуют снижению уровня тревожности. Исследования навязчивых действий показали, что они в конце концов подкрепляются снижением тревоги, они не доказали, что эти самые действия приобретаются прежде всего как результат этих снижений. Психические расстройства моделируют и пытаются устранить в лабораторных условиях, следуя при этом простейшей схеме: желание – реакция. Например, фобия, с точки зрения поведенческой терапии, это патологически условная реакция, которая возникла как следствие угрожающей человеку ситуации. Причину расстройства ищут в настоящем пациента, а цель поведенческой терапии - заменить неадекватное поведение пациента поведением адекватным. Этот вид психотерапии обычно применяется при навязчивых действиях, при навязчивых мыслях она практически бесполезна. Метода погружения (экспозиции) человека несколько раз вводят в ситуацию, которая вызывает навязчивые действия или тревогу, при этом просят не совершать действия, которые, они обязаны, по их мнению, в этой ситуации совершить. Поскольку людям очень сложно остановиться, терапевты зачастую подают им пример. Нейтрализация — ликвидация нежелательных мыслей при помощи других мыслей и поведения, которые исправляют, компенсируют неприемлемые мысли.

Исторически первым методом стала систематическая десенсибилизация, использующая для терапии обусловленного страха принцип хабитуации (привыкания). 

Но здесь нужно все же отметить, что условный рефлекс страха у людей редко угасает полностью - время от времени он может проявляться вновь, особенно при условии случайного совпадения условного и безусловного раздражителей.

2.3 Психоанализ

Если  понимать психоанализ, так как понимал его З.Фрейд, то это –  метод исследования, опирающийся на выявление бессознательных представлений, желаний, конфликтов на основе анализа свободных ассоциаций, сновидений, бессознательных действий. Психоанализ конфликта между сознательным и бессознательным, который является источником возникновения неврозов. Истерия, невроз – с точки зрения психоанализа это своеобразный способ разрешить внутренние противоречия, большинство из которых возникает в раннем возрасте, со временем вытесняясь из области сознательного в бессознательное. Фобия зарождается в подсознании, следовательно, не может так просто исчезнуть. Как-то ни странно, но страхи часто являются манерой поведения с собственной действительностью. Они становятся внешним выражением внутреннего состояния пациента. Истинный смысл боязни может быть настолько глубоко скрыт, что самостоятельно разобраться с ним невозможно. Пациенту нужно на сознательном уровне заговорить о своих проблемах, так как подсознательно с помощью тела он уже «заявил» о них. Психоанализ считает, что страх не болезнь, а проводник к настоящим проблемам, к истинным тревогам человека. Лечение фобии в данном случае заключается в отыскивании ее истинной причины. Разговаривая о симптоме, человек воспринимает его как часть своего бытия. Во время психоанализа и работы вокруг этого бытия признаки фобии лишаются статуса. Симптом становится партнером для дальнейшей жизни и даже помогает справиться с истинными причинами душевной боли.

 

2.4 Когнитивная психология

Когнитивная психология, противоположное бихевиоризму и психоанализу направление, она изучает мышление, психические процессы считаются опосредованными познавательными (когнитивными) факторами. Это направление первоначально рассматривало человека как познающую систему которая интерпретирует протекающие в этой системе процессы и поэтапно перерабатывает информацию, которая воздействует на последующее поведение субъекта, по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Эти исследования, столкнулись с трудностями в связи с тем, что число структурных моделей частных психических процессов увеличилось. Что привело к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект. Когнитивная психология это направление, которое изучает как люди получают информацию, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение. Основным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления, разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности. Это направление психологии позволяет перестроить первичные установки человека, иррациональные убеждения негативные мысли, оно дает возможность научиться решать разнообразные жизненные проблемы более конструктивно. В когнитивной психотерапии разработана система высокоэффективных технологий, приемов и упражнений, направленных на перестройку неадаптивного мышления и развитие способности мыслить более реалистично и конструктивно. Важнейшим преимуществом когнитивного направления лечения страхов является развитие навыков саморегуляции, т.е. обучение человека некоторым приемам, которые позволят ему самостоятельно справляться с вновь возникающими негативными переживаниями и жизненными проблемами.

2.4. Рациональная психотерапия страха

Рациональная психотерапия тревоги и страха - это терапия, основанная на разуме и логике. Данный вид терапии подходит не всем и не всегда, но если уровень тревоги не очень высок, то начинать можно именно с этого метода. Если же уровень негативных эмоций велик. то сначала имеет смысл прибегнуть к терапии, ориентированной на чувства, а уж потом применять рациональный методы.

Основные принципы при терапии страха:

  • Живите «здесь» и «сейчас»!  Этот принцип демонстрируют слова индийца Калидасы, который писал: « Если сегодняшний день хорошо прожит, то вчерашний день кажется нам счастливым сном, а каждый завтрашний день - видением надежды».
  • Реально оцените, насколько реальна угроза! Страх становится владыкой сознания, когда напуганный разум принимает вероятное за возможное.
  • Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества.
  • Сравните ваш страх с другим, более сильным. Лучше испытывать невзгоды, чем страх перед ними.
  • Представьте, что все, чего вы боялись, уже случилось. Согласитесь принять то, что уже есть. Примирение с тем, что уже случилось, - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья.
  • Принцип «полной загрузки». Тайна наших несчастий состоит в том, что у нас слишком много досуга, чтобы размышлять о том, счастливы мы или нет.

2.5. Нейролингвистическое программирование

Особенности работы НЛП в психотерапии выражаются в используемой модели “SCORE”, что является аббревиатурой английских слов: Симптомы, Причины, Результаты, Ресурсы, Эффекты. Это минимальное число элементов, о которых НЛП-психотерапевт собирает информацию для получения устойчивых изменений; это траектория его движения при работе с пациентом. Первое с чего начинает работу НЛП-психотерапевт – сбор информации о Симптомах пациента. Следующий шаг – всесторонний сбор информации о Желаемом Состоянии/Цели пациента. За ним следует этап проверки Эффектов, которые могут последовать за достигнутым результатом. В случае если эффекты позитивны, то они увеличивают мотивацию человека к достижению своей Цели. Если же часть эффектов окажется негативной, то всегда можно вернуться на шаг назад дополнить и переформулировать цель. Далее у психотерапевта есть выбор: при возможности получения изменений без работы с Причинами, он может сразу собирать информацию о Ресурсах, нужных пациенту для продвижения к его цели. Работа с Причинами по возможности сводится к минимуму, и в это время психотерапевт максимум внимания уделяет сохранению позитивного состояния клиента. Такая последовательность работы позволяет собрать всю нужную для изменений информацию наиболее коротким путем, а также сделать всю сессию для пациента наиболее легкой и приятной.

Традиционными методами фобия может лечиться в течение многих лет, в НЛП же есть техники, с помощью которой фобия может быть устранена буквально за один сеанс. Две наиболее известные – “визуально- кинестетическая (В/К) диссоциация” и “техника взмаха”.

Визуально-кинестетическая диссоциация. Самый простой способ снова пережить неприятные ощущения от прошлого события заключается в том, чтобы вспомнить его в виде ассоциированного образа. Человек должен быть “там”, глядя на все, что его окружало, своими собственными глазами и переживая те ощущения вновь. Чтобы ослабить ощущения в настоящем, в НЛП применяется метод воспоминания ситуации с диссоциированием от нее, когда пациент смотрит на себя в той ситуации со стороны. Диссоциирование позволяет сглаживать неприятные ощущения, связанные с прошлыми событиями, так что вы он сможет смотреть на них отстранённо.”

Техника взмаха. Эта техника изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая пациенту новое направление. Она не просто заменяет одно поведение другим, а производит порождающее изменение. Техника работает со специфическим поведением, от которого пациент хотел бы избавиться, или реакцией, которую он не хотел бы воспроизводить. “Взмах” легче всего проводить с визуальными образами, хотя можно осуществить его и в аудиальной и кинестетической системах.

2.6 Трансактный анализ

В трансактном анализе принято различать три совершенно разных психологических состояния, их называют эго-состояниями. Эго-состояние, то есть состояние нашего «Я», это то, как личность проявляет себя в конкретный момент: это и поведение, и чувства, и мысли. Выделяют 3 эго-состояния: эго-состояние Взрослого, эго-состояние Родителя и эго-состояние Ребенка. Когда человек находится в эго-состоянии Взрослого (обычно просто говорят — человек находится во Взрослом), он мыслит и чувствует исходя из того, что происходит прямо сейчас, то есть человек объективно реагирует на реальность, используя свои возможности взрослого человека. Время от времени мы реагируем на события так, как вели себя в подобных ситуациях наши родители, то есть, копируя их поведение (а также, мысли и чувства). В этом случае в трансактном анализе принято говорить, что человек находится в Родителе. И мы можем реагировать на реальность из Детского эго-состояния, то есть так, как если бы в нас в этом момент проснулся ребенок определенного возраста. Когда мы в Ребенке, мы мыслим, чувствуем себя и ведем себя как ребенок, но не абстрактных ребенок, а так, как мыслили, чувствовали и вели себя в собственном детстве.

Когда человек находится во Взрослом эго-состоянии, он может испытывать страх только в том случае, если есть реальная причина для  страха. Когда мы испытываем страх без реальной причины, мы находимся в Ребенке. В этот момент в нас актуализируется некий детский опыт (или опыты). То есть чувства являются реакцией на воспоминания детства, а не на реальную ситуацию, которая происходит сейчас в нашей взрослой жизни. Правда, человек не осознает, что проигрывает в голове свое прошлое. Ему кажется, что он реагирует на ситуацию в настоящем. Бывает и так, что воспоминания оказываются настолько болезненными, что вытесняются из памяти, и информация о прошлом оказывается доступной только в результате психотерапии.

Таким образом, тревогу и страх без реальной причины можно рассматривать как переключение человека в эго-состояние Ребенка, и актуализацию опыта прошлого. Эта концепция напоминает теорию условного рефлекса, но дает гораздо больше возможностей для психотерапии. В трансактном анализе используют яркий образ, чтобы объяснить механизм происходящего. Можно вообразить, что огромная резиновая лента растянута во времени и соединяет объективно нейтральную ситуацию в настоящем с болезненным событием детства. В одно мгновение мы переносимся по этой ленте в свое прошлое. Причем, чем травматичнее эта детская сцена, тем более вероятно, что мы ее не осознаем.Как правило, на том конце резиновой ленты  можно обнаружить сцены с самыми важными фигурами нашего прошлого: с нашими родителями, бабушками, дедушками. Конечно, вначале в памяти могут всплывать картины института, школы, когда мы испытывали тревогу в сходных ситуациях. Но если идти вдоль резиновой ленты дальше в свое детство, травматичные эпизоды мы обнаружим в более раннем возрасте. Таким образом, причины страхов можно обнаружить в своем детстве- 3-4 летнего возраста.

Психотерапия в трансактном анализе направлена на проработку первоначальной травмы и на то, чтобы человек перестал возвращаться к болезненным событиям детства..  Если я знаю, что боюсь не этого конкретного человека – начальника, или тревожусь не по поводу этой конкретной ситуации, а испытываю свой детский страх перед кем-то из родителей (или кем-то другим из моего детского окружения), и при этом еще и помню ситуацию, в которой боялся ребенком, я могу почувствовать себя гораздо увереннее в настоящем. Я в своем Взрослом эго-состоянии понимаю, что ситуация здесь и сейчас отличается от того, что происходило в детстве, и возможности мои отличаются. Я вырос, у меня гораздо больше взрослых ресурсов, знаний и опыта, чтобы справиться с тем, что происходит здесь и сейчас.

2.7 Игровая психотерапия

Игровая психотерапия – это увлекательнейшее занятие, которое помогает человеку посмотреть на себя со стороны. Это не совсем просто. Это психологическая работа над собой, над своими проблемами, недостатками, комплексами. Вместе со специалистами- профессионалами ты становишься участником интересной игры с определёнными правилами и различными сюжетами. На этих играх люди плачут и смеются, переживают и веселятся. Здесь они получают опыт общения с разными людьми, учатся «завязывать» новые отношения и выходить из экстремальных ситуаций. Словом, каждый человек, за короткий период времени проживает несколько жизней, примеряет на себя разные роли. Это настоящий театр, только лечебный. Это игра, спектакль и ты в ней актёр. Во время занятий под контролем психотерапевта, пациенты как бы получают небольшие «дозы стресса» в виде специальных психологических приёмов. И когда этот мини-стресс повторяется в ходе нескольких занятий, у человека формируется адаптация, стрессоустойчивость. И в дальнейшем это закрепляется на уровне подсознания.

В направленной игре устраняются страхи и корректируются неблагоприятные черты характера. В первой, диагностической фазе игрового сеанса устанавливается характер страха: показываются куклы, маски, рисунки; при этом наблюдается реакция ребенка — настороженность, страх при вступлении в игровой контакт или адекватная. Во второй, терапевтической фазе применяется метод десенсибилизации страха посредством перемены ролей и его эмоционального преодоления в процессе вживания ребенка в пугающий образ (например, волка), в то время как специалист поведением своего персонажа (скажем, зайца) подчеркивает прежний страх больного. При этом дети проявляют агрессивность, обычно выраженную в той же степени, в какой они раньше испытывали чувство страха. В третьей фазе используются обучающие модели поведения посредством повторной перемены ролей. Изображение специалистом угрожающего образа уже не сопровождается проявлением страха у детей.

При страхе темноты психологически успешны игры в прятки, кошки-мышки. На следующем этапе психотерапии проигрываются истории на темы собственных, еще актуальных страхов. Сочиняют их дома сами дети, сказочные истории дошкольников записывают родители. Здесь также важно изображение детьми тех персонажей (образов), которых они боятся в своей жизни.

В дальнейшем используются сюжеты сказок, где происходят волшебные превращения, например «Красная Шапочка», «Сказка о потерянном времени», «Сказка о Василисе Премудрой», оборачивающейся в птицу, «Сказка о Царевне-лягушке», которой доступны любые превращения. Совместное разыгрывание этих сказок врачом, ребенком и родителями уменьшает страх изменения «я» при постепенном усложнении сюжетов, импровизации и чередовании ролей, т. е. каждый раз придает игре элемент новизны.

На заключительных занятиях репетируется общение в экстремальных жизненных ситуациях. Ребенок берет роль человека, уверенного в своих силах и возможностях, в то время как специалист и родители изображают противоположные роли. В результате обеспечивается ролевая гибкость поведения, подразумевающая безболезненное и полностью контролируемое вхождение в тот или иной образ при сохранении цельности «я».

Заключение

В данном реферате рассмотрены далеко не все подходы к психотерапии страха. Арт-терапия, пескотерапия, очень популярный в современном мире метод экстремального тренинга – эти и другие подходы также широко используются разными специалистами: для разных возрастных категорий людей, отдельно для женщин и отдельно для мужчин, для гражданских и военных, в групповой и индивидуальной терапии. А учитывая то, что не очень давно американские ученые Национального института психического здоровья открыли «ген страха» можно без сомнения утверждать, что методы и приемы терапии страха в будущем неисчерпаемы. Ведь страхи и фобии обусловлены не только психическими и соматическими причинами, а более глубинными, врожденными детерминантами. Поэтому в работу по терапии страхов будут включены не только медицина с психологией, но и генетика.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Основы общей психологии. С.П. Рубинштейн. СПб.:  «Питер», 2000.
  2. Психология. Учебник под редакцией А.А. Крылова М.: «ПГОСПЕКТ», 1999.
  3. Психология развития. Грэйс Крайг. СПб.: «Питер», 2005.
  4. Основы психологии. Курс лекций. Е.Ф. Рогов. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  5. Философский словарь. М.М. Розенталь. Москва, "Политиздат", 1975.
  6. Келер Х. Загадка страха, М. «Москва», 2003.
  7. Science – журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям «психотерапия неуспеваемости»

Советы родителям «психотерапия неуспеваемости» (по материалам О.В. Полянской, Т.Н. Белягикиной)...

Буклет - рекомендации родителям "Психотерапия неуспеваемости"

Буклет, в ктотором размещены рекомендации родителям  по устранению  неуспеваемости....

Опыт работы по теме "Применение музыкальной психотерапии на уроках музыки""

Применение музыкальной психотерапии на уроке музыки в 5-м классе по теме "Музыкальные краски композиторов-импрессионистов"Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кича...

Психотерапия неуспеваемости

Рекомендации психологов...

психотерапия неуспеваемости

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её. Определив, чем вызвана школьная неуспешность, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по её л...

Классный час: Роль стресса и его последствий в практической психотерапии выживания в Большом Городе.

Цель: Обобщить знания о себе и создать оптимистичный настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.Задачи:Совершенствование коммуникативный умений.Профилактика и преодоление откл...

Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий уче...


 

Комментарии

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Нина Станиславовна, спасибо за материал. Очень пригодится мне в работе по самообразованию.

Лютоева Нина Станиславовна

Спасибо за комментарий. Вот Вы, Татьяна Викторовна, уже работаете психологом, а я все еще учусь. В октябре закончу обучение. Еще несколько рефератов надо подготовить. Интересно, но времени как всегда нет.