МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «НА ПУТИ К УСПЕХУ»
методическая разработка по психологии (11 класс) по теме
Программа психолого-педагогической помощи учащимся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_puti_k_uspekhu.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС Московского района Шкапова Л.В.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ 11-Х КЛАССОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ «НА ПУТИ К УСПЕХУ»
Для многих старшеклассников форма экзамена в форме ЕГЭ становится не только периодом интенсивной работы, но и эмоциональных переживаний, поэтому с особой остротой встаёт вопрос организации психологической поддержки со стороны педагогов, психологов и родителей. Рассматривая проблему ЕГЭ, следует помнить, что экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.
Успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого- готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена, формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Самое главное и непременное условие хорошей результативности экзамена - это стремление самого школьника к такому успеху. Необходимо его заинтересовать успешной сдачей ЕГЭ. Начинать надо с диагностики его знаний и умений, не забывая при этом учитывать его способности. Затем изучить эмоциональную сферу, уровень школьной, ситуационной и личной тревожности. Далее Рефлексияируются мотивация к учебе, успеху. И обязательно изучаются личностные особенности для разработки психолого-педагогической помощи школьнику и установления форм, методов и приемов работы, которые или помогут добиться успеха на экзамене, или помогут снять стресс.
На организационном этапе программы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ (Приложение №1) необходимо выяснить проблемы, возникающие в ходе подготовки к ЕГЭ. В связи с этим в конце первой - начале второй четверти учебного года проводится анкетирование на тему «Мое отношение к ЕГЭ» среди учителей, учащихся и их родителей, а также диагностическое обследование учащихся с целью выявления их индивидуальных особенностей. По результатам данного анкетирования и диагностического обследования проводится педагогический консилиум и родительское собрание с целью предоставления рекомендаций для выработки программы сопровождения выпускников с учетом их индивидуальных особенностей и формируется группа для участия в программе «На пути к успеху» для детей с высоким уровнем тревожности и имеющих специфические трудности. Данная работа с учащимися может проводиться по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.
Программа «На пути к успеху» включает в себя практические занятия, групповые дискуссии, игровые методы, медитативные техники, мини-лекции и рекомендации, которые помогают школьникам научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть страх и тревожность. Направленность программы, а также подробное описание психологических игр, диагностический материал делает ее полезной не только для психологов и педагогов, но и для взрослых заинтересованных в психологически комфортном развитии детей.
Целью программы является оказание психолого-педагогической помощи учащимся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ путем решения следующих задач:
развитие у учащихся навыков саморегуляции, самоконтроля;
развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;
обучение приемам активного запоминания;
отработка навыков уверенного поведения.
Программа рассчитана на работу с одиннадцатиклассниками в учебных группах по 9–12 человек. При проведении занятий необходимо соблюдать принципы добровольности. Тогда на занятие придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи психолога. Группы формируются на основе результатов диагностического обследования, направленного на выявление уровня тревожности учащихся, уровня мотивации к достижению успеха, уровня познавательных способностей, которое проводится либо на базе ОУ, либо в ходе индивидуального консультирования на базе ГОУ ЦПМСС.
Сроки реализации программы: программа реализуется за 8 занятий в течение 2 месяцев 1 раз в неделю.
Условия реализации: занятия проводятся на базе ГОУ ЦПМСС.
Для реализации программы требуются
Отдельный кабинет;
Столы и стулья;
Доска, мел (или маркеры);
Ручки, цветные карандаши.
Стимульный материал.
Предполагаемые критерии эффективности реализации программы:
Результатом реализации данной программы можно считать:
снижение уровня тревожности учащихся
повышение уровня мотивации к достижению успеха
овладение приемами и техниками стрессоустойчивости, приемами релаксации;
приобретение внутренней уверенности в собственных силах.
Учебно-тематический план занятий.
№ п/п | Тема занятия. | Лекционное сообщение | Практические занятия | Всего часов |
Как лучше подготовиться к экзаменам. | 15 мин. | 1 час 45 мин. | 2 часа | |
Приемы волевой мобилизации | 15 мин. | 1 час 45 мин. | 2 часа | |
Эмоции и поведение | 15 мин. | 1 час 45 мин. | 2 часа | |
Способы снятия нервно-психического напряжения | 15 мин. | 1 час 45 мин. | 2 часа | |
Как бороться со стрессом | 15 мин. | 1 час 45 мин. | 2 часа | |
ИТОГО: | 12часов |
ЗАНЯТИЕ 1
«Как лучше подготовиться к ЕГЭ».
Цель: формирование позитивного отношения к ЕГЭ, осознание участниками группы ответственности за свои действия.
Задачи:
- Снятие первоначального психоэмоционального напряжения;
- Создание благоприятных условий для групповой работы;
- Информирование в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, мягкая игрушка.
ЗАНЯТИЕ 2
«Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания»
Цель: формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
Задачи:
- развитие навыков самообладания в ситуации проверки знаний;
- обучение способам мобилизации сил и активизации деятельности;
- отработка экспресс-приемов волевой мобилизации.
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: «Эмоции и поведение»
Цель: выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.
Задачи:
- осознание участниками своих чувств и умения их выражать;
- осознание своих негативных эмоций и продуктивных способов их выражения;
- развитие чувства эмпатии друг к другу.
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, карточки с различными эмоциями, свеча.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «Способы снятия нервно-психического напряжения»
Цель: формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
Задачи:
- осознание участниками группы своих индивидуальных особенностей, своих привычек;
- повышение самооценки участников группы;
- ознакомление с понятием саморегуляции;
- обучение эффективным способам снятия нервно-психического напряжения, мышечной релаксации;
- отработка приемов снятия нервно-психического напряжения.
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов, мягкая игрушка.
Рекомендации ведущему: Упражнения, описанные на этом занятии лучше проводить в тихом и хорошо проветренном помещении с неярким освещением. Упражнения постарайтесь проводить под спокойную негромкую музыку, подходящую для занятий аутотренингом.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: «Как бороться со стрессом»
Цель: формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
Задачи:
- выявление уровня стрессоустойчивости участников группы;
- информирование о способах нейтрализации и снятия стресса;
- обучение способам снятия мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, способам расслабления.
- отработка приемов снятия нервно-психического напряжения.
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов, мягкая игрушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемонические приемы запоминания как один из путей успеха на ГИА и ЕГЭ Методическая разработка
Мнемонические приемы запоминания как один из путей успеха на ГИА и ЕГЭМетодическая разработка...
Методическая разработка тематического занятия «Формула успеха»
Создания ситуации успеха в ходе учебно-воспитательной работы со студентами определяется потребностью общества в активизации их позитивного личностного развития. Изменения в современном обществе остро ...
Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"
Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"...
Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"
Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"...
Методическая разработка «Африка: пути развития»
Планируемые результатыраскрывать смысл и значение понятий: саванны, пигмеи; отвечать на вопросы по содержанию исторической карты, учебника о природно–климатическом положении северной и южной Афр...
Методическая разработка для 10-11 классов на тему: "На пути к успеху".
Помощь старшеклассникам в определении своих жизненных целей, анализировании своих действий и поступков,обретении уверенности в себе....
Методическая разработка Тема: «Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования»
laquo;Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования» на примере студии «Модница» ОДОД &laq...