Стресс и дистресс
презентация к уроку по психологии по теме

Степанова Елена Дмитриевна

Дана характеристика стресса и дистресса в педагогическом труде, факторы, виды и фазы протекания стресса, стрессовые сценарии, способы профилактики нежелательных последствий дистресса и эмоционального выгорания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stress.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 5.1. Стресс и дистресс

Слайд 4

Понятие стресса Введенно Гансом Селье в 1936 г. для обозначения состояний психического напряжения , обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на экстремальные воздействия — стрессоры . Первоначально оно обозначало неспецифическую реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Слайд 5

"Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям"; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы "удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден".

Слайд 6

"Следует по крайней мере "быть на дружеской ноге" со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе "игровую профессию", как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном - для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков". "Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за бессмыслиц" .

Слайд 7

Понятие стресса Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса. В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Слайд 9

Понятие стресса СТРЕССОР — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния — стресса. Различаются: 1) стрессоры физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания, и пр.; 2) стрессоры психологические — факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой, и пр.

Слайд 14

Понятие стресса Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в стресс, ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Исследователи классифицируют людей на А -тип и В -тип , при этом для людей А -типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B -типа.

Слайд 18

Стадия тревоги На стадии тревоги активизируются все физиологические реакции, связанные с максимизацией энергообразования, включая выделение адреналина корой надпочечников и гормона АКТГ гипофизом, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови. Повышается также частота дыхания и сердечных сокращений.

Слайд 20

Стадия сопротивления Если стресс продолжается, организм выглядит нормальным. Частота дыхания и сердечный ритм возвращаются к своим предстрессовым уровням. Однако повышенный уровень АКТГ сохраняется, поддерживая концентрацию глюкозы в крови на высоком, отрицательном, с точки зрения здоровья, уровне, увеличивающем уязвимость организма к инфекциям.

Слайд 21

Стадия истощения Если стресс продолжается и дальше, наступает стадия, на которой начинают нарушаться соматические процессы. Железы не могут бесконечно поддерживать повышенный уровень секреции; запасы сырья, необходимого для выработки энергии, заканчиваются, и происходит истощение организма. Вслед за этим может наступить стадия смерти.

Слайд 23

Профессиональные дистрессы Информационный Эмоциональный Коммуникативный

Слайд 24

Информационный дистресс Информационный дистресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто он сопровождается неопределенностью ситуации, недостоверной информацией и быстрой переменой информационных параметров.

Слайд 25

Эмоциональный дистресс Эмоциональный дистресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Слайд 26

Комуникативный дистресс Коммуникативный дистресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Слайд 27

Техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса : наблюдать за самим собой; искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении"); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); заняться тем, что помогает снять напряжение.

Слайд 30

Стрессовые сценарии в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно; в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя; на коллег и начальников; в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: чаще стрессовый сценарий запускается почти автоматически; но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".

Слайд 32

Основные варианты защиты от манипулирования : укрепление своей жизненной позиции; укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на "отказ"); владение техниками общения. Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

Слайд 40

рефлексологический метод (токи, иглоукалывания, лазерные технологии); воздействие через музыку (цветомузыку); регуляция поведения психофармакологическими средствами; методы постгипнотического, аутогипнотического внушения и метод моделирования особых суггестивных состояний человека; различные релаксационные упражнения ; тренировка социальных навыков; тренировка навыков решения проблем. Основные методы регуляции психическими состояниями:

Слайд 44

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар №4 "Стресс-менеджмент или Приемы профилактики и преодоления стресса"

Данная работа продолжает цикл занятий по теме "Навыки профессиональной и личной эффективности". В ней рассматриваются вопросы:1. Что такое "стресс".2. Факторы стресса.3. Стадии стресса.4. Реакции на с...

Стресс.Первая помощь при стрессе.

Понятие стресса,стрессовой ситуации.Виды помощи по преодложения стресса....

Занятие с элементами тренинга «Стресс без дистресса»

Цель:   знакомство с эффективными способами саморегуляции в стрессовых ситуациях.Задачи: - дать определение стресса;              ...

«Эмоциональный дистресс, дидактогения»

   О «школьных стрессах» активно заговорили еще в 80-х годах. С тех пор распространение и выраженность этих состояний только усилились....

Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное,  они даже ...