Семинар №4 "Стресс-менеджмент или Приемы профилактики и преодоления стресса"
методическая разработка по теме
Данная работа продолжает цикл занятий по теме "Навыки профессиональной и личной эффективности". В ней рассматриваются вопросы:
1. Что такое "стресс".
2. Факторы стресса.
3. Стадии стресса.
4. Реакции на стресс.
5. Профессиональный стресс.
Я создаю занятия для педагогов, используя материалы модульных курсов, предлагаемых проектом "Первое сентября". В ходе занятия мы знакомимся не только с теоретическими вопросами, но и проводим анкеты, разбираем ситуации, отвечаем на вопросы в рамках темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stress-menedzhmentili._no4.ppt | 1.05 МБ |
tekst_dlya_prezentacii.doc | 38 КБ |
testy_k_seminaru_no4_.doc | 37 КБ |
cveto_i_aromaterapiya.doc | 43 КБ |
voprosy_k_seminaru.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Занятие №4 «Стресс-менеджмент, или Приемы профилактики и преодоления стресса».
Введение.
В советские времена поездка за границу, особенно в кап.страны, по значимости уступала только приобретению квартиры или автомобиля.
(фрагмент фильма « Бриллиантовая рука» - разговор с таксистом, ночью – коньяк (врачи рекомендуют).
Все это – внешние проявления стресса. Стресс – небезобидное явление. Последствия стресса способны губительно повлиять на здоровье человека, его семью, карьеру, судьбу.
Очевидно, что от негативного влияния стресса необходимо защищаться.
СЛАЙД № 2.
1. Экстремально-сложные условия не обязательно предполагают погружение на большую глубину с ограниченным запасом кислорода в акваланге, или подъем на Джомолунгму без специального снаряжения.
В бытовых условиях « в час пик» добрался до работы и не можешь вспомнить, выключил или нет дома утюг. Как поступить? Возвратиться или нет? Вернешься, а вдруг зря, не вернешься – вдруг пожар?.
2. Опытный учитель непринужденно ведет урок, успевая при этом заполнить журнал, замечает, как ведут себя ученики, как изменилась погода за окном.
Учитель – новичок боится оторваться от плана урока, не справляется с ситуацией, по спине – пот.
СЛАЙД № 3
Стресс – дисбаланс трех жидкостей: крови, желчи и лимфы.
Избыток одной из них – дисбаланс.
Страх – повышение кровяного давления.
Тревога – избыток желчи.
Усталость и депрессия – избыток лимфы.
СЛАЙД № 4
Факторы стресса.
1. Факторы, на которые мы не можем повлиять (нелетная погода – отпуск)
ЕСЛИ не можем изменить ситуацию, нужно изменить отношение к ней.
Не буду думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра(Скарлет О Хара)
Утро вечера мудренее.
2. Факторы, на которые можем и должны повлиять. Стрессы в области межличностных отношений или обусловленные особенностями характера.
ГАНС СЕЛЬЕ отмечает, что стресс как психологическое состояние является продуктом
сознания человека, его образа мыслей, оценки ситуации, наличием навыков и умений адекватно вести себя в экстремальных условиях деятельности.
СЛАЙД № 5
Положительные мысли создают благоприятные ситуации в нашей жизни, а негативные – болезни и страдания.(Синельников В.В.)
Пример: завтра намечено ответственное мероприятие. Для кого-то это стресс, для кого-то нет.
Вывод: чтобы избавиться от многих стрессов, необходимо изменить свои привычные стереотипы поведения или убеждения.
Убеждения и мышление, способные привести к стрессу.
Чрезмерно-категоричное
– мир в черно-белых красках;
- если работа несовершенна, то вы считаете себя полным неудачником;
- если делая добро, вы чувствуете себя героем, что чревато последующим разочарованием.
Излишне абстрактное
– обобщение частных факторов (всегда, никогда, все, никто);
- характеризуете себя или кого-то в негативном смысле.
Слишком катастрофическое
-преувеличение событий (не так страшен черт, как его малюют) до катастрофических размеров.
Неоправданно пессимистичное
- замечаете только плохое и игнорируете позитивные стороны.
Чрезмерно искаженное
- вы обнаруживаете вещи, которые вряд ли присутствуют.
Слишком субъективное
- вы игнорируете очевидное, держась за свои собственные «факты»
- чувства в качестве доказательств;
- суеверия, слухи, недооценка вероятных событий.
Излишне легкомысленное
- убеждаете себя, что проблемы нет.
Слишком идеалистическое
- романтический взгляд на реальность;
- полны прекрасными, но не реальными ощущениями в отношении себя, родителей, брака, детей, любви, профессии, работы.
Излишне требовательное
– вы требуете от всех и от всего того, какими вы хотите видеть
Чрезмерно осуждающее
- вы не прощаете себя или других за неудачи.
Слишком ориентированное на комфорт
- как бы избежать боли и с ходу получить желаемое.
Слишком вязкое
-вновь и вновь переживать одну и ту же тему, пока она не начнет казаться единственно важной.
Излишне запутанное
- картины в вашей голове не совпадают с реальным миром.
СЛАЙД №6.
Стадии стресса
1стадия тревоги – общее возбуждение, мобилизация имеющихся ресурсов.
В момент наивысшей опасности человек способен на деятельность, недоступные для него в любой другой ситуации.
Кот – собака – столб.
В таком состоянии человек не может находиться долго: ресурсы организма не безграничны (тренер – спортсмены)
2 стадия – сопротивление.
Острота ситуации прошла, но раздражитель никуда не делся(собака). Организм более устойчив. (Кот, убедившись, что собаке его не достать, спокойно устраивается на столбе) Эта стадия может длиться долго. «Второе дыхание»
3 стадия – истощение.
Ресурсы подошли к концу, у человека не осталось сил, чтобы нормально функционировать: защититься от болезнетворных микробов, соблюдать социально одобряемые нормы поведения, выполнять те или иные действия. требующие напряжения сил.
Признаки истощения проявляются в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах.
В эмоциональном отношении – тревога, апатия, раздражение.
В поведенческом – стремление уклониться от ответственности и взаимоотношений, небрежность в работе, перестаем следить за собой.
В соматическом – ухудшение здоровья, употребление лекарств. Заболевание, психические расстройства. (Кот сам слезть со столба не сможет)
(«Двенадцать стульев» - отец Федор).
Отвесная скала – 1 стадия
Пел песни – 2 стадия
Сняли и отвезли в психбольницу, сошел с ума – 3 стадия.
СЛАЙД № 7
Реакция на стресс.
Человек всегда стереотипно реагирует на негативные изменения среды: сначала ощущает трудность, а затем втягивается в рабочий режим, потом чувствует, что не может больше в этом режиме функционировать.
1 тактика – враг игнорируется или делается попытка сосуществовать с ним. Комедия «День радио». Один из персонажей, осознав, что не в состоянии повлиять на решение Минобороны, предлагает поискать пуговицу: Мы пуговицу найти можем (чисто теоретически), а с Минобороны ничего не сможем сделать»
Вывод – надо искать пуговицу.
(Пещерный медведь – с ним не встречаться; вода с потолка – подставить тазик; шум соседей – подушку на голову).
2 тактика – бой.
Невозможно терпеть стрессовую ситуацию. (Предок хватал дубину и с криком бросался на медведя, в случае удачи обеспечивал себя едой и одеждой; воду из тазика выливаем на голову начальнику ЖКХ, а на соседей жалуемся участковому.
3 тактика – бегство от врага без попыток сосуществовать или уничтожить его.(Предок переберется в другую пещеру; поменяем квартиры с района на район)
СЛАЙД № 8
СЛАЙД № 9
СЛАЙД № 10
Выводы: В своем развитии стресс проходит через три стадии: тревоги, сопротивления, истощения. Стресс может оказывать как негативное, так и положительное влияние на человека.
В первом случае наступившее истощение способно привести к серьезным нарушениям в поведении и здоровье.
Во втором – стресс мобилизует резервы организма для успешного преодоления препятствий.
Защищаясь от воздействия стрессора, человек применяет, как правило, одну из трех основных тактик: нападения, избегания, сосуществования. НО наилучшим вариантом поведения является конструктивное разрешение проблемы, преобразование ситуации.
Предварительный просмотр:
Умеете ли вы справляться со стрессом?
утверждения | часто | редко | никогда |
1.Я чувствую себя счастливым | 0 | 1 | 2 |
2. Я сам могу сделать себя счастливым | 0 | 1 | 2 |
3.Меня охватывает чувство безнадежности | 2 | 1 | 0 |
4.Я способен расслабиться в стрессовой ситуации без лекарств или алкоголя | 0 | 1 | 2 |
5. Я могу обратиться к психологу, если возникнет необходимость | 0 | 1 | 2 |
6.Я бываю склонен к грусти | 2 | 1 | 0 |
7.Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим | 2 | 1 | 0 |
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте | 2 | 1 | 0 |
9. Я легко расстраиваюсь | 2 | 1 | 0 |
«ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИ ВЫ СТРЕССУ?» (по Татищевой А.И.)
1.Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска больше, чем до него?
4. Случалось ли вам по вечерам испытывать ощущения: шея «онемела», мышцы плеч «ноют», а в спине – тупая боль?
5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
6. Приводят ли конфликты к ухудшению пищеварения?
7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
10.Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем, и у вас не остается времени на себя?
Предварительный просмотр:
Цветотерапия
«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» (Сенека).
Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:
Влияние цвета на психологическое состояние человека
Цвет | Действие |
Белый | Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады |
Серый | Создает скуку, апатию, ощущение холода |
Синий | Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает |
Голубой | Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает |
Фиолетовый | Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции |
Пурпурный | Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла |
Красный | Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости |
Оранжевый | Создает ощущение теплоты, бодрит |
Желтый | Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости |
Коричневый | Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение |
Зеленый | Вызывает ощущение холода, успокаивает |
Черный | Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает |
Ароматерапия
Ароматерапия – уникальная древняя культура лечения запахом, вобравшая секреты столетий и достижения современной науки. Сегодня данная наука в основном базируется на действии натуральных эфирных масел растений, которые и являются источником природного аромата, средством, дарующим человеку внутренний комфорт и равновесие.
Эфирное масло – основа аромата растений. Это сложный, легко летучий компонент, насчитывающий до 800 основных компонентов, каждый из которых выполняет в природе важную функцию. И как доказывает тысячелетний опыт, эфирные масла – это не только душа растений, но и красота, долголетие человека. За благотворное комплексное воздействие летучих веществ растений на человека их назвали «аэровитаминами». Мощное и глубинное действие ароматов связано с тем обстоятельством, что многие компоненты эфирных масел родственны важнейшим составляющим тела человека – стероидам, гормонам, витаминам.
Биохимики доказали, что психологическое воздействие определенных эфирных масел тесно связано с взаимодействием «пахучих» молекул и генетически запрограммированных обонятельных рецепторов человека.
Рекомендации по применению и дозировке эфирных масел
Первый контакт с неизвестным эфирным маслом следует проводить постепенно, начиная с небольших количеств. Особенно важно соблюдать это правило в отношении детей, пожилых людей или лиц с частыми аллергическими проявлениями.
Главный принцип ароматерапии – запах эфирного масла должен Вам нравиться!
Желательно раз в 2-3 недели менять состав используемых Вами эфирных масел. Это позволит оптимизировать воздействие природных компонентов на Ваш организм, а заодно предотвратить развитие устойчивых микроорганизмов.
Основной способ применения эфирных масел – ингаляционный, с применением аромамедальонов, аромаламп, специальных ингаляторов. Можно применять эфирные масла во время массажа, принятия ванн (на объем воды 150-200л. Обычно используется 5 – 15 капель эфирного масла. Температура воды должна соответствовать основной цели: для расслабляющих, успокаивающих масел – приятно теплая, для тонизирующих – от слегка прохладной до холодной. Процедура должна вызывать приятные ощущения, следует избегать перегрева или переохлаждения).
Терапевтический эффект эфирных масел
Лаванда
Смягчает стресс, расслабляет, успокаивает. Устраняет перевозбуждение, нервное истощение, бессонницу, истерические реакции, плаксивость, депрессию.Лучше всего использовать перед сном. Не рекомендуется употреблять при использовании йодсодержащих и железосодержащих лекарственных препаратов.
Мелисса
Устраняет бессонницу, депрессивное состояние, меланхолию.
Мята
Освежает, повышает концентрацию внимания, устраняет нервное возбуждение. Применяется при умственном перенапряжении.
Фенхель
Хорошо успокаивает, особенно детей, улучшает сон, снижает нервную возбудимость.
Чайное дерево
Успокаивает, стимулирует нервную систему. Не рекомендуется детям до 10 лет.
Анис
Расслабляет, смягчает детскую гипервозбудимость.
Мандарин
Успокаивает, тонизирует
Иланг-иланг
Снимает психическое напряжение, устраняет чувство тревожности, беспокойства, ночные страхи у детей.
Эвкалипт
Успокаивает, снимает повышенную нервную утомляемость, умственное перенапряжение, нервное истощение.
Сосна
Используется при переутомлении, нервном истощении, расстройствах, стрессах, депрессивном состоянии, плаксивости, бессоннице.
Ель
Используется при стрессах, устраняет нервозность, снимает напряжение.
Бергамот
Повышает концентрацию внимания, бодрит.
Предварительный просмотр:
В ходе работы семинара просим вас ответить на эти вопросы.
1. Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении.
2. От стресса страдают только психологически слабые люди.
3. Установить причины стресса несложно.
4. Все люди реагируют на стресс одинаково.
5. Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса.
Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении. Неверно : стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья.
От стресса страдают только психологически слабые люди. На самом деле все наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу
Установить причины стресса несложно. Неверно: симптомы появляются сразу после незначительного воздействия какого-либо фактора, то есть даже при слабом стрессе. Но при сильном стрессе его признаки не развиваются до тех пор, пока не исчезнет причина. В таких случаях установить раздражитель бывает довольно сложно.
Все люди реагируют на стресс одинаково. Это утверждение абсолютно неверно. Каждый человек имеет свои особенные причины, симптомы, способы преодоления стресса, у каждого свой порог сопротивляемости. Хотя стрессовая реакция развивается по определенным законам, общим для всех людей, проявления могут быть совершенно разными.
Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса. Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни. Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме "Преодоление стресса при подготовке к итоговой аттестации"
В период итговой аттестации у учащихся возникают стрессовые ситуации. Родителям важно знать об этом и надо уметь помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами. Данная разработка поможет найти сове...
Занятие с педагогами Методы преодоления стресса. аутогенная тренировка
В предлагаемом материале представлено занятие с педагогическим коллективом школы - интерната YIII вида №7 по технологиям с высоким потенциалом сбережения здоровья...
В помощь родителям: как помочь ребенку в преодолении стресса
Адаптация школьников после летних каникул. Детский стресс и как с ним бороться. Игры от стресса и других неприятностей. Роль самооценки в формировании личности ребёнка....
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА
СКОРАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ...
Сохранение психического здоровья педагогов. Методы преодоления стресса. Презентация
Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и де...
Использование эффективных методик и приемов, направленных на профилактику и преодоление дислексии у младших школьников
Описание используемых методов и приемов в работе по профилактике и преодолению дислексии....
Тарсенко А.Е. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревнвоантельной деятельности
Тарсенко А.Е. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревнвоантельной деятельности...