Отрицательное воздействие потребительской атмосферы семьи на духовное развитие ребенка
статья по психологии по теме
Невинное, казалось бы. стремление окружить себя "престижными" вещами оказывается чрезвычайно опасным в воспитательном отношении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_potrebitelskom_otnoshenii_v_seme.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отрицательное воздействие потребительской атмосферы семьи на духовное развитие ребенка
А.А. Абрамова
Абрамова Анна Афанасьевна - педагог-психолог ОСШИ ГОУ «Балтийский берег». Образование - высшее, Санкт-Петербургский государственный университет. Стаж по специальности – 15 лет, педагогический – 10 лет. Квалификационная категория – высшая. Составила две программы: «Профилактика употребления психоактивных веществ (для начальной школы и подростков) и «Программа обеспечения развития и гармонизации личности учащихся среднего звена ОСШИ (5 – 8 классы)». Внедрила в ОСШИ образовательную программу «Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация детей «Я, Ты и Мы». Владеет разнообразными современными психологическими технологиями.
Глубоко личная, сокровенная, задушевная атмосфера семьи – та арена, где у ребенка формируется способность к сопереживанию, способность чувствовать как огорчение и боль, так и радость другого будто свои собственные. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека, - писал в этой связи В.А.Сухомлинский, - все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными. Тут нужно искать эмоционально-эстетический корень благородной духовной потребности человека».
Современное развитие общества, социально-экономическая политика страны, нестабильность семейного института, диктуют совсем другие условия взаимодействия в семье и ее выживания. Серьезна искажает семья нравственное развитие ребенка, когда взрослые члены семьи страдают потребительством. Потребительство проявляется в виде преклонения человека перед вещью. Его можно назвать вещной болезнью, когда вещь из средства, призванного облегчать жизнь человека, его быт, становится целью, подчиняя и порабощая человека, когда приобретательство становится основным смыслом жизни. Исследователь данного вопроса В. Мотяшов пишет о потребительстве, что «...оно самоцельно, а доставляемое им удовольствие иллюзорно, оторвано от сущности потребляемого, от внутренней логики его содержания, будь то одежда, автомобиль, книги классиков».
Диагностируя эмоциональные отношения в семье, я прошу детей, учащихся начального звена: « Нарисуйте, пожалуйста, свою семью, какой бы вы хотели ее видеть». Дети усердно трудятся, изображая на листке, двух – трехэтажные дома с газонами и деревьями вокруг, дорогие автомобили, обязательно иномарки, и, как правило, объясняют марку автомобиля, ее стоимость. Рисуют море, пароход, горы и название отеля, где они отдыхали с родителями, солнце и много красок, и единственно кого не хватает во всем этом великолепии, так это их самих и родителей. И с каждым разом таких рисунков «тщеславия» становится все больше и больше. Опасность потребительства для духовного развития ребенка уже в том, что оно, как и пьянство, в его зрелых, открытых формах более всего проявляется в семье, поскольку здесь – сфера личного потребления, удовлетворение индивидуальных потребностей, а также в его многоликости, многообразии проявления и в довольно широком диапазоне распространения. Духовные ценности отходят далеко на задний план ради приобретения дорогого автомобиля, загородного дома, квартиры в престижном районе.
Невинное, казалось бы, стремление окружить себя «престижными» вещами оказывается чрезвычайно опасным в воспитательном отношении. Сколько угодно можно привести факторов, когда приобретение родителями «престижных» вещей ведет к тому, что не дети, а вещи становятся главным объектом внимания старших. и чем в большей мере оказывается внимание вещному миру в семье, тем в большей мере, как правило, ощущают недостаток внимания к себе дети. Чем больше в квартире предметов, тем теснее и неуютнее становится в ней детям, ограниченнее их свобода, тем чаще они оказываются в подъездах, во дворах, на улице. Вспоминаю подростка, который не простил своего отца только за то, что тот оказался менее обеспеченным: не такой особняк и не в таком престижном районе, не такая крутая «тачка». «Это из-за отца мне стыдно встречаться с другом, из-за отца я не могу купить за двадцать тысяч куртку. Я его ненавижу», - кричал, буйствуя в истерике, подросток. Я потерпела полное фиаско, вступив в дискуссию с ним, в том, что материальные блага важнее духовных, что материальные ценности – высшие ценности, не выдерживающие конкуренции и какими-либо иными, стали средством самоутверждения, доказательством его исключительности, средством самовыражения.
Недавно я проводила тренинг развития личности подростка 8-го класса. Темой упражнения одного занятие было следующее: «Сможете ли вы подвергнуть человека смертельной опасности своим бездействием из-за некой суммы денег, предположим, в эквиваленте квартиры, будучи абсолютно уверенными в безнаказанности такого поступка?» На мой провокационный вопрос «Да или нет», группа дружно ответила «Да», соглашаясь и на менее весомый эквивалент. В эту группу не входили «трудные» дети, т.е. те дети, которые нарушают общепринятые нормы поведения, это были подростки с обычной мотивацией к учению и нормальным поведением, не досаждающим учителям и окружающим, но вирус «потребления, потребительских отношений, потребительства» активно развивается и действует в таких группах. Потребительство – это арена, где формируются угодничество и приспособленчество. Оно – источник духовной черствости, холодной расчетливости, бездушного отношения к человеку, оно противоестественно для привития детям товарищества и чувства ответственности в коллективе.
Нравственная ущербность личности, оказавшейся в плену потребительских настроений, приобретает огромное число оттенков и нюансов, сдерживает и деформирует ценностное мировозрение детей и их нравственное развитие.
В анонимном анкетировании родителей на одном из родительских собраний на вопрос: «Стоит ли сейчас, в России, учить современного молодого человека бескорыстию, благородству, духовности?» - мнения родителей разделились. Некоторые подчеркивали эти качества, как важнейшие составные нравственного мира, а многие рассудили по другому: «Чувства, чувствами, а ум, трезвость во взгляде, точный расчет – основное для нашего времени»; «В современном человеке я ценю три качества: силу, ум, волю»; «Бескорыстие, благородство, деликатность – чувства для барышень девятнадцатого века»; «За свое место в жизни нужно бороться с кулаками, иначе из тебя ничего не выйдет. Я боролся и буду заставлять бороться своего сына».
Психологически нестойкая, уязвимая во многих отношениях атмосфера семьи, где довлеют потребительские интересы, узость и примитивность духовных запросов старших, делают ее зачастую неспособной к формированию у детей того запаса жизненной прочности, который выступает в качестве противоядия против дурного влияния улицы и правонарушений несовершеннолетних.
Анализируя исследования на эту тему, можно сделать вывод, что в семьях подростков-правонарушителей в отличие от семей, имеющих детей с нормальным, общепринятым поведением интерес к материальным, потребительным благам, преобладает над духовными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья - источник духовного развития человека
Статья посвящена проблемам духовного развития ребенка в семье....
Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка
Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный...
Роль семьи в физическом развитии ребенка
Главную роль в физическом развиитии ребоонка заключается в семье!...
Роль семьи в физическом развитии ребенка
Здоровые родители - здоровое дитя!!...
Родительское собрание в 6 классе «Книга в семье и духовное развитие ребенка».
Материал содержит результаты анкетирования "Ценность книги в представлении детей" и рекомендации родителям....
" Влияние художественной литературы на духовное развитие ребенка" -урок-исследование
В презентации представлен материал по работе с текстами на уроке литературы....