Правила формирования мотивации старшеклассников
консультация по психологии (8 класс) по теме
Как мотивировать учащихся 8 классов и без усилий заставить учиться. Придерживаясь простых и всем знакомых правил, можно повысить мотивацию подростков к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_formirovaniya_motivatsii_starsheklassnikov.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила формирования мотивации старшеклассников
Мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном они сводятся к следующим:
1. Непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается.
2. Интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет.
3. В некоторых случаях интерес вызывается или по крайней мере подкрепляется соответствием склонностям подростка, а также тем, что данные дисциплины хорошо ему даются
4. Опосредованный интерес к предмету вызывается, далее, связью его с намеченной в будущем практической деятельностью.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
- Мотивация обучения - средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней.
Развить интерес к обучению можно различными способами:
1. Излагать материал, исходя из уровня и качества знаний учащихся
2. Увлечение предметом – вовлекать в предмет учащихся
3. Сделать занятия разнообразными, интересными, устранить монотонность и однообразие, не допускать скуку
Как мотивировать учащихся и без усилий заставить учиться следует применять следующие правила мотивации:
• Учитывать интересы и склонности
• Поощрять желания добиться успеха. В ходе урока всегда нужно создавать ситуации переживания, успеха, связанные с положительными эмоциями.
• Одобрять успехи у каждого учащегося можно найти, за что его отметить. Сравнивать надо с его результатами предыдущими.
• Признавать достоинства
• Сделать работу привлекательной
• Использовать ситуацию, то есть ловить момент
• Показывать достижения: большинство людей любят слышать, когда о них говорят приятно. Лучшим способом стимулирования, по мнению Шаталова, служат рейтинги и экран успеваемости.
• Обращаться к самолюбию, так как любому человеку свойственно улучшать свои результаты, положение.
• Поддерживать соперничество, вовлекать учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов. Это стимулирует творческую активность, инициативу, ответственность, коллективизм
• Хвалить - похвала должна быть конкретной, точно адресованной и объективной. Особенно она необходима учащимся несмелым, неуверенным.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока
1.Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
2.Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы,
- вызывая интерес к нескольким способам решения задач,
- к разным способам сотрудничества с другим человеком
Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока.
3.Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметных связей информатики для развития познавательной мотивации старшеклассников.
Экологическое воспитание и образование детей и подростков – сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения – школы, внешкольных ...
Способы и формы измерения учебно – познавательной мотивации старшеклассника
Способы и формы измерения учебно – познавательной мотивации старшеклассника...
Диагностика учебной мотивации старшеклассников
Диагностика учебной мотивации старшеклассников использовалась для исследования развития учащихся на уроках химии...
Методика Лукьяновой М.И. для диагностики мотивации старшеклассников 10-11 класса
Методика Лукьяновой М.И. для диагностики мотивации старшеклассников 10-11 классов...
Диагностика эмоциональной учебной мотивации старшеклассников
Аннотация. В работе (методическая разработка) представлена проблематика эмоциональной учебной мотивации старшеклассников. Дается определение данному явлению. Теоретические и практические аспекты...
Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...
Родительское собрание «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Данный материал разработан для родителей учащихся 5-9 классов...