Влияние положительных эмоций на социальную адаптацию детей.
учебно-методический материал по психологии по теме

Таисия Васильевна Ильиных

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками происходит усвоение норм поведения. Чувства становится более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Важное значение в развитии социальных качеств имеют семья и школьное учреждение. Любовь родителей, отсутствие дистанции между ребенком и взрослыми, частые телесные контакты, семейные традиции, обычай и многое другое составляют основу эмоционального комфорта воспитания.

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Влияние положительных эмоций на социальную адаптацию детей

Учитель начальных классов

Т.В. Ильиных

ГОУ школа-интернат VIII вида

ст. Медведовская

2008 год

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками происходит усвоение норм поведения. Чувства становится более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Важное значение в развитии социальных качеств имеют семья и школьное учреждение. Любовь родителей, отсутствие дистанции между ребенком и взрослыми, частые телесные контакты, семейные традиции, обычай и многое другое составляют основу эмоционального комфорта воспитания.

Школьное учреждение обеспечивает условия для организации детского сообщества. В общении и взаимодействии с другими детьми нуждается каждый ребенок, так как без детского сообщества не может быть полноценного социального развития: овладения способами общения со сверстниками, познания самого себя через знакомство с возможностями и особенностями других детей, формирования оценки и самооценки.

Организуя взаимодействие детей, взрослый должен помочь им приобрести опыт совместного переживания успеха, радости от умения коллективного найти ответ, справиться с трудностями и достичь желаемого результата. Ему необходимо продумать интеграцию моментов поиска, напряжения. При такой организации деятельности дети приобретают опыт активного отношения к окружающему, самостоятельность, настойчивость, осознание своей ответственности, стремление качественно выполнять предлагаемое задание.

В возрасте 5-6 лет у детей уже сформирован определенный опыт коллективных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что – индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека, осваивает социальные формы выражения чувств.

К 7 годам значимыми становится доброжелательные отношения с ровесниками, подкрепляемые знаниями конкретных способов проявления внимания, отзывчивости и умения применять их в различных ситуациях.

Если ребенок испытывает трудности в осуществлении совместной деятельности, не получает удовлетворения от общения с другими детьми, то снижается его эмоциональное состояние: возникает недоумение, растерянность, испуг, агрессия. Наиболее характерными причинами, способствующими возникновению отрицательных эмоций у школьников, являются: отсутствие успеха в деятельности, столкновение интересов сверстников и др.

Предупреждению и устранению эмоционального неблагополучия школьников начальных классов способствует своевременная диагностика их эмоционального самочувствия. Ее можно осуществлять с помощью следующей таблицы.

Ф.И.О. ребенка, возраст

Ситуация общения

Эмоциональное состояние ребенка

Поведенческая реакция на окружающих

Понять, как чувствует себя ребенок в течение дня, можно, применив экспертный метод балльных оценок с наивысшим количеством баллов (+2) и наименьшим (-2), используя для этого специальную шкалу.

Градация

Оценка

Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной и длительной агрессии

-2

Весь лень наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии

-1

В течение дня отрицательных и положительных эмоций было поровну

0

В течении дня положительные эмоции преобладали

+1

Весь день наполнен одними положительными эмоциями

+2

Итоговые плюсы свидетельствуют о достаточно нормальных отношениях ребенка с окружающими людьми, нулевая оценка и итоговые минусы- это сигнал о психосоциальном неблагополучии ребенка, которое нуждается в анализе.

Группа конфликтных детей неоднородна как по их склонности к конфликтам, таки по интенсивности их протекания и целях конфликта. Т.Павленко и А.Рузская выделяют пять подгрупп.

Первую из  них составляют самые конфликтные дети. Их девизом можно считать слова: «Я всегда прав». Эти дети чаще других инициируют столкновение со сверстниками, которое протекает остро. Во взаимодействии с ровесниками они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревниво следят за успехами детей, видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их, стать предметом всеобщего внимания.

Позицию детей из второй подгруппы можно охарактеризовать словами «Я лучше других». Они конфликтую часто, остро, эмоционально и активно. Эти дети навязываю партнеру свою волю, отрицательно реагирую на его сопротивление. Для них характерны: демонстрация своего превосходства, высокомерие по отношению к сверстникам, желание «унизить» его путем иронизирования над его некомпетентностью. Такие дети, как правило, стремятся привлечь внимание к себе, своей деятельности, знаниям, чтобы еще и еще раз пережить свою значимость.

Третья подгруппа условно называется «Я взрослый, я- главный». Конфликтность входящих в нее детей выражена меньше, чем в двух первых группах. Такие школьники претендуют на главные роли во всем, но дипломатично. Навязывая партнеру свои образцы действий, они сообщают ему, как много он потеряет, если не согласится с их планом. Эти школьники относятся к ровеснику в основном критически, особенно если самих сто-то не получается. При взаимодействии они часто прибегают к запретам и принимают предложения других детей только в том случае, если они им выгодны.

Девизом четвертой подгруппы конфликтных детей являются слова : «Я за себя постою». Сверстник для этих школьников значим. Они чувствительны к его мнению о себе, стремятся к контактам, но боятся ущемления своих интересов. Эти дети хотят показать свои возможности, чтобы ровесники признали их ценность. Обычно они чувствуют себя недооцененными. Сотрудничество со сверстниками для этих детей- путь к самовыражению. Оно дает им возможность показать и доказать свою состоятельностью.

Пятую подгруппу конфликтных детей составляют школьников, позицию которых можно назвать «Я хороший». Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, но заметно центрированы на себя и опасаются отрицательных оценок. При любом успехе эти дети привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их значимость.

Конфликтность в отношениях с ровесниками не является исходным стремлением детей к доминированию. Для большинства конфликтных дошкольников характерна высокая активность в стремлении к самоутверждению, взаимодействию с родственника и одновременно неумению делать это без конфликтов. Чаще всего конфликтность в отношениях со сверстниками порождена желанием ребенка сохранить высокую самооценку, гармонию в своем душевном мире. Психологической причиной склонности к конфликтам являются особенности самосознания, возникающие под влиянием характера общения ребенка со взрослыми. В работе с конфликтными детьми важно: научить их конкретным способам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Выступление "Влияние положительных эмоций на здоровье ребенка"

О  влиянии положительных эмоций на здоровье тубинфицированных детей...

Влияние занятий черлидингом ˞на социальную адаптацию школьников

        Социальная адаптация школьников собой процесс освоения ими среды, овладения поведения, направленными гармонию отношений окружающими и в данной на формирование сознан...