Влияние положительных эмоций на социальную адаптацию детей.
учебно-методический материал по психологии по теме
Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками происходит усвоение норм поведения. Чувства становится более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.
Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.
Важное значение в развитии социальных качеств имеют семья и школьное учреждение. Любовь родителей, отсутствие дистанции между ребенком и взрослыми, частые телесные контакты, семейные традиции, обычай и многое другое составляют основу эмоционального комфорта воспитания.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_polozhitelnykh_emotsiy_na_sots_adaptatsiyu_deteyword.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Влияние положительных эмоций на социальную адаптацию детей
Учитель начальных классов
Т.В. Ильиных
ГОУ школа-интернат VIII вида
ст. Медведовская
2008 год
Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками происходит усвоение норм поведения. Чувства становится более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.
Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.
Важное значение в развитии социальных качеств имеют семья и школьное учреждение. Любовь родителей, отсутствие дистанции между ребенком и взрослыми, частые телесные контакты, семейные традиции, обычай и многое другое составляют основу эмоционального комфорта воспитания.
Школьное учреждение обеспечивает условия для организации детского сообщества. В общении и взаимодействии с другими детьми нуждается каждый ребенок, так как без детского сообщества не может быть полноценного социального развития: овладения способами общения со сверстниками, познания самого себя через знакомство с возможностями и особенностями других детей, формирования оценки и самооценки.
Организуя взаимодействие детей, взрослый должен помочь им приобрести опыт совместного переживания успеха, радости от умения коллективного найти ответ, справиться с трудностями и достичь желаемого результата. Ему необходимо продумать интеграцию моментов поиска, напряжения. При такой организации деятельности дети приобретают опыт активного отношения к окружающему, самостоятельность, настойчивость, осознание своей ответственности, стремление качественно выполнять предлагаемое задание.
В возрасте 5-6 лет у детей уже сформирован определенный опыт коллективных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что – индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека, осваивает социальные формы выражения чувств.
К 7 годам значимыми становится доброжелательные отношения с ровесниками, подкрепляемые знаниями конкретных способов проявления внимания, отзывчивости и умения применять их в различных ситуациях.
Если ребенок испытывает трудности в осуществлении совместной деятельности, не получает удовлетворения от общения с другими детьми, то снижается его эмоциональное состояние: возникает недоумение, растерянность, испуг, агрессия. Наиболее характерными причинами, способствующими возникновению отрицательных эмоций у школьников, являются: отсутствие успеха в деятельности, столкновение интересов сверстников и др.
Предупреждению и устранению эмоционального неблагополучия школьников начальных классов способствует своевременная диагностика их эмоционального самочувствия. Ее можно осуществлять с помощью следующей таблицы.
Ф.И.О. ребенка, возраст | |||
№ | Ситуация общения | Эмоциональное состояние ребенка | Поведенческая реакция на окружающих |
Понять, как чувствует себя ребенок в течение дня, можно, применив экспертный метод балльных оценок с наивысшим количеством баллов (+2) и наименьшим (-2), используя для этого специальную шкалу.
Градация | Оценка |
Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной и длительной агрессии | -2 |
Весь лень наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии | -1 |
В течение дня отрицательных и положительных эмоций было поровну | 0 |
В течении дня положительные эмоции преобладали | +1 |
Весь день наполнен одними положительными эмоциями | +2 |
Итоговые плюсы свидетельствуют о достаточно нормальных отношениях ребенка с окружающими людьми, нулевая оценка и итоговые минусы- это сигнал о психосоциальном неблагополучии ребенка, которое нуждается в анализе.
Группа конфликтных детей неоднородна как по их склонности к конфликтам, таки по интенсивности их протекания и целях конфликта. Т.Павленко и А.Рузская выделяют пять подгрупп.
Первую из них составляют самые конфликтные дети. Их девизом можно считать слова: «Я всегда прав». Эти дети чаще других инициируют столкновение со сверстниками, которое протекает остро. Во взаимодействии с ровесниками они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревниво следят за успехами детей, видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их, стать предметом всеобщего внимания.
Позицию детей из второй подгруппы можно охарактеризовать словами «Я лучше других». Они конфликтую часто, остро, эмоционально и активно. Эти дети навязываю партнеру свою волю, отрицательно реагирую на его сопротивление. Для них характерны: демонстрация своего превосходства, высокомерие по отношению к сверстникам, желание «унизить» его путем иронизирования над его некомпетентностью. Такие дети, как правило, стремятся привлечь внимание к себе, своей деятельности, знаниям, чтобы еще и еще раз пережить свою значимость.
Третья подгруппа условно называется «Я взрослый, я- главный». Конфликтность входящих в нее детей выражена меньше, чем в двух первых группах. Такие школьники претендуют на главные роли во всем, но дипломатично. Навязывая партнеру свои образцы действий, они сообщают ему, как много он потеряет, если не согласится с их планом. Эти школьники относятся к ровеснику в основном критически, особенно если самих сто-то не получается. При взаимодействии они часто прибегают к запретам и принимают предложения других детей только в том случае, если они им выгодны.
Девизом четвертой подгруппы конфликтных детей являются слова : «Я за себя постою». Сверстник для этих школьников значим. Они чувствительны к его мнению о себе, стремятся к контактам, но боятся ущемления своих интересов. Эти дети хотят показать свои возможности, чтобы ровесники признали их ценность. Обычно они чувствуют себя недооцененными. Сотрудничество со сверстниками для этих детей- путь к самовыражению. Оно дает им возможность показать и доказать свою состоятельностью.
Пятую подгруппу конфликтных детей составляют школьников, позицию которых можно назвать «Я хороший». Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, но заметно центрированы на себя и опасаются отрицательных оценок. При любом успехе эти дети привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их значимость.
Конфликтность в отношениях с ровесниками не является исходным стремлением детей к доминированию. Для большинства конфликтных дошкольников характерна высокая активность в стремлении к самоутверждению, взаимодействию с родственника и одновременно неумению делать это без конфликтов. Чаще всего конфликтность в отношениях со сверстниками порождена желанием ребенка сохранить высокую самооценку, гармонию в своем душевном мире. Психологической причиной склонности к конфликтам являются особенности самосознания, возникающие под влиянием характера общения ребенка со взрослыми. В работе с конфликтными детьми важно: научить их конкретным способам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
«Создание условий для социальной адаптации детей. Развитие положительной мотивации учебной деятельности
Формирование учебной мотивации у школьников...
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Выступление "Влияние положительных эмоций на здоровье ребенка"
О влиянии положительных эмоций на здоровье тубинфицированных детей...
Влияние занятий черлидингом ˞на социальную адаптацию школьников
Социальная адаптация школьников собой процесс освоения ими среды, овладения поведения, направленными гармонию отношений окружающими и в данной на формирование сознан...
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....