Диагностика способностей учащихся 2 класса
тест по психологии на тему

Методика 1. Общая ориентация и запас бытовых знаний.

Методика 2.   Методика на определение школьной мотивации

Методика 3. Изучение школьной тревожности

Методика 5. Изучение памяти.

Методика 6. Изучение внимания.

Методика 7. Изучение мышления.

Методика 8. Диагностика межличностных отношений в коллективе
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика способностей учащихся 2 класса

 

Методика 1. Общая ориентация и запас бытовых знаний.

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей – папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату или сестре? (если братьев и сестер нет, то он может назвать друзей).

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих родственников? (можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек, дедушек, родных братьев и сестер).

4. Как называется главный город в той области, где мы живем?

5. Как называется город и улица, где живут твои родственники или знакомые?

6. Каковы номер дома или квартиры, где живут твои тетя или дядя? (для правильного ответа необходимо назвать не менее четырех).

7. Каких животных ты знаешь, которые живут в лесу и как их называют? (для правильного ответа необходимо назвать не менее четырех).

8. В каком месяце появляются почки на деревьях, и в каком месяце начинают желтеть листья на деревьях?

9. В котором часу обычно возвращаются с работы твои мама и папа? (для правильного ответа достаточно указать только час).

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома (для правильного ответа необходимо назвать не менее трех разных приборов).

Методика 2.   Методика на определение школьной мотивации
Инструкция:
 на каждый вопрос предлагается три варианта ответов, учащимся необходимо выбрать один, с которым они согласны.

Вопросы:

  1. Тебе нравится в школе? (да, не очень, нет)
  2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома? (иду с радостью, бывает по-разному, чаще хочется остаться дома)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? (пошел бы в школу, не знаю, остался дома)
  4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? (не нравится, бывает по-разному, нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? (не хотел бы, не знаю, хотел бы)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (нет, не знаю, хотел бы)
  7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? (часто, редко, не рассказываю)
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? (мне нравится наш учитель, точно не знаю, хотел бы)
  9. У тебя в классе много друзей? (много, мало, нет друзей)
  10. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся, не очень, не нравятся)

Обработка результатов: за каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.

Интерпретация:

 25-30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

 20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной.

 10-14 баллов – негативное отношение к школе.

Методика 3. Изучение школьной тревожности.
Вопросы:
1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

3. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

4. Я всегда боюсь отвечать у доски.

5. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

6. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

7. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашних заданий.

8. Когда вечером я ложусь в постель, с тревогой думаю о том, что ждет меня завтра в школе.        

9. Мне интересно в школе.

10. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

Ключ к анкете

Шкала 1.

1+

3-

5-

7-

9+

Шкала 2.

2-

4-

6-

8-

10-

      За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл. Средний балл по каждой шкале - 3. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.  

Значение шкал:

1-я шкала - удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

2-я шкала - тревожность, связанная с учебным процессом.

Методика 4.  Методика «Лестница»
 Посмотрите на эту лестницу. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. На самой нижней ступеньке – самые плохие дети. Куда ты сам (сама) себя поставишь?
А как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама?

Анализ результатов: наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму».              

        Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лестницы, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Такие дети самые благополучные.

        Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
- действительно благополучных,
- инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных пояснений),
- «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

        Еще один вариант – дети ставят себя выше, чем как они полагают, поставила бы их мама. Такая ситуация неблагополучна для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят.

Методика 5. Изучение памяти.
а) Логическая память.
Инструкция:
 «Послушайте внимательно пары слов и воспроизведите слова, которые стояли вторыми в паре в течение 2 минут».

Корова - молоко              Петух – кричать
Щетка - зубы                   Чернила - тетрадь
Бабочка - муха                 Снег - зима
Паровоз - ехать                Музыка – играет
Лампа – вечер                  Груша - компот

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Интерпретация:
8-10 баллов – высокий уровень развития
6-7 баллов – средний
5 и менее  баллов - низкий


б) Зрительная память.

Предъявляется 20 изображений различных предметов. Потом дети воспроизводят их в течение двух минут (приложение).

Интерпретация:
80-100% - высокий уровень
60-70% - средний уровень
50%  и менее – низкий уровень

в) Методика «Повторение цифр»

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их запиши. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание! Начали!»


1 серия:                                                 2 серия:
3-8-6                                                      6-1-2
3-4-1-7                                                  6-1-5-8

8-4-2-3-9                                               5-2-1-8-6

3-8-0-1-7-4                                           7-9-6-4-8-3

5-1-7-4-2-3-8                                        9-8-5-2-1-6-3

1-6-4-5-9-7-6-3                                     2-9-7-6-3-1-5-4

5-3-8-7-1-2-4-6-9                                  4-2-6-9-1-7-8-3-5

Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при счете является показателем объема кратковременной памяти.

Возрастные нормативы: 
                                        5-7 лет: 3-5 единиц,

                                         8-9 лет: 3-6 единицы (среднее значение – 4),

                                         10-11 лет: 4-7 единиц (среднее значение – 5),

                                         12-14 лет: 5-9 единиц (среднее значение – 7).

Методика 6. Изучение внимания.

а) Проба Мюнстерберга.
Инструкция:
 среди набранных букв спрятаны слова, отыщи их и подчеркни.

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧБРП
ЛОЬИРЪГНЖРЛВАКГДЗПМЫЛОАКМПРСТНКРА
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИАУМАМАЦПЧУЪЩМЕИ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТШЛ
ОСМЕТЛАОУКЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСЯЗВЖФ
БРПТЯЭЦДЖЕЭУСГЛКЮГБЕИОКАПЛЯФСГТЮС

 

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл. Время – 4 минуты.
Интерпретация:
13-15 баллов – высокий уровень развития
10-12 баллов – средний
9 и менее  баллов - низкий

б) Расставь значки.
Инструкция: расставь значки в таблице по образцу. Время – 2 минуты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Интерпретация:
80-100% - высокий уровень
60-70% - средний уровень
50%  и менее – низкий уровень

Методика 7. Изучение мышления.
Инструкция:
 из перечисленных слов три находятся в какой-то смысловой зависимости, четвертое слово не подходит, назовите его.

1.Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

2.Добрый, ласковый, веселый, злой.

3.Федор, Степан, Иванов, Василий.

4.Дом, изба, хижина, здание.

5.Молоток, клещи, топор, гвоздь.

6.Молоко, сметана, масло, сало.

7.Береза, липа, осина, сосна.

8.Медведь, лиса, волк, корова.

9.Темный, красный, светлый, тусклый.

10.Гнездо, нора, берлога, курятник.

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Интерпретация:
8-10 баллов – высокий уровень развития
6-7 баллов – средний
5 и менее  баллов - низкий

Методика 8. Диагностика межличностных отношений в коллективе
                                                           Социометрия «Два дома».
Инструкция:
 На листе бумаги нарисованы два дома — красный и синий. Психолог просит у учащегося назвать 5 одноклассников, с которыми он хотел бы жить вместе в одном доме. Фамилии этих ребят записываются в красный дом. В синий дом заносятся фамилии других пяти детей, с которыми ребенок общаться не хочет.

Социометрическая таблица:

№ п/п

Ф.И. уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

Общее кол-во

«+» выборов

Общее кол-во

«-» выборов

Кол-во взаимных
«+» выборов

Кол-во взаимных
«-» выборов

Протокол: Если фамилия ребенка записана в красном доме, то ставится знак «+», если в синем доме - знак «-». Если выборы двух ребят взаимны (как отрицательные, так и положительные), то ячейка заштриховывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика интеллектуальных способностей учащихся 10-12 лет

Тест предназначен для группового, обследования ум­ственного развития детей 10-12 лет (учащихся пятых и шестых классов) и может использоваться в школьной пси­хологической службе для оценки ...

Диагностика уровня развития художественно - эстетических способностей учащихся.

    Для исследовательской  и экспериментальной работы учителя часто требуются различные диагностики. Предлагаю разработанную таблицу  диагностики уровня развития художествен...

Проблема диагностики художественных способностей учащихся

Презентация подготовлена для научно-практиеской конференции, затрагивающей проблемы диагностики художественных способностей учащихся...

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО

Цель:  определение качества промежуточных и итоговых результатов реализации программы, развития личностных качеств учащихся, коррекция педагогического воздействия. Педагогическая диагностика...

Диагностика развития способностей учащихся класса. 2014-2015 учебный год.

Таблицы, диаграммы. Исходный уровень способностей учащихся (сентябрь). Сформированный уровень способностей (май)...

Входная диагностика и педагогическое наблюдение художественных способностей учащихся в объединении «Северная роспись»

В виде таблицы представлен пример входной диагностики для учащихся первого года обучения в объединении «Северная роспись», а также  пример таблицы педагогического наблюдения художественных способ...

Диагностика уровня творческих способностей учащихся

Цель проведенного педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития творческих способностей и повышения уровня интеллекта на примере учащ...