Учебная мотивация школьников в контексте качества образования
статья по психологии на тему

Хоменко Нина Борисовна

Статья из опыта работы по выявлению уровня мотивации обучающихся 7-11классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya_i_kachestvo.doc292.5 КБ
Microsoft Office document icon motivatsiya_i_kachestvo.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная мотивация школьников в контексте качества образования.

Хоменко Н.Б.

      педагог-психолог

                               МОУ СОШ «Эврика-Развитие»

Приоритетной целью модернизации образования на современном этапе является обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».  

Проблема поиска результативности образовательного процесса в настоящее время является довольно приоритетной, но и в то же время она одна из сложных и еще не достаточно изученных проблем. Для любой школы, базирующейся на принципах личностно-ориентированного обучения, оценка результатов обучения остается формальной. Качество знаний не отражает ни динамику роста образованности каждого учащегося, ни усилий учителя. Каждый педагог знает, каких усилий стоит поднять уровень обученности ученика. Однако эти усилия никак не отражаются в традиционном параметре «качество знаний».

Национальная доктрина развития российского образования указывает на необходимость осуществления мер по обеспечению высокого качества образования, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Термин «качество образования» в современной педагогической литературе трактуется совершенно по-разному. В личностно-ориентированном образовании это уровень развития личности, ее направленности и способностей. В культуросообразной модели качество определяется как творчество каждой личности.  

С.Шишова и В.Кальней качество образования понимают как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (формирование гражданских, бытовых и профессиональных качеств личности). По их мнению, качество образования выступает совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования и методы обучения, материально-техническую базу кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетентности обучающихся. Авторы данной концепции понимают под качеством образования удовлетворенность ожиданий всех участников образовательного процесса от услуг, предоставляемых образовательным учреждением

 А.М.Моисеев считает, что качество образования является важнейшим показателем успеха образовательного учреждения. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих учащихся.

В работах В.П. Панасюка качество школьного образования рассматривается как такая совокупность его свойств, которая обуславливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психологических и физических свойств.

Так что же такое «качество образования» на самом деле? В одних образовательных учреждениях под качеством понимается количество

 учащихся,  успевающих на «4» и «5», в других – это количество учеников, благополучно поступивших в ВУЗы, в третьих – степень развитости личности, в четвертых – это качество обучения и воспитания и т.д.

Так, например, в МОУ СОШ «Эврика-Развитие» вопрос качества образования является приоритетным. Идет постоянный поиск новых концептуальных  путей развития. Идея выделения качества уже давно реализуется.

 Прежде всего, стоит отметить, что достижение качества в школе определяется проектированием, которое включает в себя постановку целей образования. Цель может быть поставлена на уровне школы, на уровне начального, среднего или старшего звена, отдельно взятого класса, а также для конкретного ученика. Эти цели определены и прописаны в образовательных программах классов и школы. Затем определяются пути достижения целей. Тщательно продумывается организация образовательного процесса таким образом, чтобы каждый ученик был замотивирован на качественный интеллектуальный труд. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса в стенах данного учреждения. Определяются способы контроля как процесса выявления отклонений от намеченных целей. На каждом уровне ведется мониторинг – система отслеживания изменений в развитии на пути достижения целей, а также анализ полученных результатов.

Педагоги школы понимают,  что образование будет качественным, если оно будет основываться на принципах психологического комфорта, который складывается:

  • из создания атмосферы дружелюбия, стиля взаимоотношений взрослых и детей во всей школе;
  • из атмосферы творчества;
  • из предоставления учащимся огромного спектра разнообразной деятельности, позволяющего саморазвитию каждого учащегося;
  • из предоставления возможности учиться и развиваться соответственно своим психологическим особенностям.

В своих работах П.П. Блонский указывал на то, что среда, в которой живет ребенок, оказывает огромное влияние на формирование личности. П.П. Блонский писал: «… ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение». Именно такое окружение стремятся создать сотрудники школы. Учащимся созданы условия, при которых каждый ученик находит сферу применения своей индивидуальности и своим интересам.

Следует отметить, что «малая» школа имеет значительные преимущества, так как является более мобильной и гибкой, имеет больше возможностей в поиске альтернативных форм организации образовательного процесса и направленности на личность учеников. Главными преимуществами школы «Эврика-Развитие» являются:

  • небольшая наполняемость классов;
  • возможность более тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса;
  • возможность сотрудничества детей разного возраста;
  • осуществление непосредственной связи с родителями.

Все эти факторы способствуют повышению качества образования в МОУ СОШ «Эврика-Развитие».

Основываясь на преимуществе «малой» школы, педагоги пытаются ответить на вопросы:

  • какой должна быть образовательная среда и как правильно и рационально ее организовать?
  • какова роль учителя в образовательном процессе, и какими профессиональными качествами он должен обладать?
  • какими методами в условиях школы можно изучать ребенка для организации образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями?
  • как правильно замотивировать каждого ребенка?
  • каковы методы мотивации и привлечения родителей, и какова доля их участия в организации образовательного процесса?

Таким образом, перед всем педагогическим коллективом школы стоит проблема отслеживания результативности образования. Конечно, существует огромное множество различных методик, позволяющих оценить качество образовательного процесса. Но в большинстве своем они определяют качество обученности учащихся, уровень владения ими определенными знаниями, умениями, навыками. К сожалению, современная педагогика и психология находится в поиске. Да и возможно ли создание таких универсальных диагностирующих методик?

В МОУ СОШ «Эврика - Развитие» обучаются дети в классах  с безотметочной системой обучения. Как же можно отследить качество обучения детей в таких классах? Перед педагогами и  психологической службой школы встала задача  разработки критериев выделения качества образования, когда отсутствуют отметки. Именно поэтому была выдвинута идея изучения мотивации учащихся, как одного из критериев отслеживания качества образовательного процесса.

Если исходить из того, что формирование учебной мотивации  учащихся – центральная проблема современной школы, то появляется необходимость исследования этой проблемы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Для разных детей учебная деятельность имеет различный смысл.

         Конечно, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание черпать знания? Как мотивировать их  познавательную активность?  Эта проблема является наиболее актуальной  в современной педагогике.  

   Проанализировав множество исследований в этой области, нам показался наиболее интересным опыт лаборатории  психолого-педагогической и социальной диагностики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. С помощью анкетирования, предложенного специалистами Ульяновского ИПК и ПРО,  руководители школы и учителя могут с большой долей достоверности определить, сколько в классе (или в школе) учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, сколько со средним и низким. Ведь эти показатели напрямую связаны с успешностью деятельности образовательного учреждения.

                Многие школы  сегодня ставят ученика в центр учебно-воспитательного процесса и для них важно знать ребят. Анализ анкетирования учащихся  поможет выявить:

  • личностный смысл учения;
  • сформированность целеполагания у учащихся;
  • различные виды мотивов;
  • внешние или внутренние мотивы;
  • тенденции на достижение успеха или избегание неудач;
  • реализацию мотивов учения в поведении.

     Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном периоде, надо соотнести их с особенностями возраста. Анализ мотивации учения целесообразно проводить с 7 класса. Разработанные анкеты позволяют проводить исследование мотивации учащихся 7, 9 и 11 классов.

               Психологической службой «Эврика-Развитие» в 2004-2005 учебном году было проведено анкетирование учащихся 8 класса на предмет изучения  мотивации. Так как в этом классе существует система безотметочного обучения, то работа по данному направлению является наиболее актуальной.

                 Проанализировав данные анкет, нами были получены следующие данные: с  очень высоким уровнем мотивации – 8% учащихся, с высоким – 23%. со средним  - 62%  и со сниженным – 7%. Следует отметить, что детей с низким уровнем не выявлено.  Также можно констатировать тот факт, что у 54% опрошенных  сформированы внутренние мотивы. Однако, 77% учащихся редко реализуют их в повседневной жизни. Ведущими мотивами являются позиционные, реже - познавательные и учебные.

                 Результаты обследования были тщательно изучены и проанализированы психологами школы. Классные руководители и учителя, работающие в данном классе, получили рекомендации по работе с учениками 8 класса, которые помогли им выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика.

     Если в выборах мотивов учащихся преобладают познавательный и социальный - значит, у педагогов с учениками хорошие взаимоотношения, нет конфликтов. Они могут увлечь ребят предметом. Это свидетельствует и о том, что школьники не испытывают перегрузки, что задания им доступны, а потому и учебная деятельность успешна, что и порождает внутреннюю мотивацию. Если же преобладают только внешние мотивы, значит, в организации учебного процесса в школе, в методиках преподавания, в коммуникативной сфере  есть недостатки.

      На основе данных анкетирования с помощью школьного психолога учителя смогут скорректировать свои действия по развитию мотивационной сферы учеников. Эта методика помогает выявить итоговый уровень развития мотивации и сформированность её отдельных составляющих, личностного смысла учения, способности к целеполаганию, стремления к достижению успехов или к избеганию неудачи и т.д.

              Если сделать этот мониторинг постоянным, школа может отслеживать, растёт или уменьшается число ребят с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации. Без такой положительной динамики вряд ли можно вести речь о высоком качестве образования в этой школе.

Мы считаем, что выявить характер мотивации – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с конкретным школьником.

Методика  изучения мотивации учения подростков

7-й класс

Анкета

Дата________________________

Ф.И._________________________________________________________

Класс_______________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1.Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) хороших оценок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) чтобы получить хорошую профессию;

д) чтобы быть образованным и интересным человеком;

е)  солидности.

2. Я бы не учился если бы …

а) не  было школы;

б) не было бы учебников;

в) не было бы родителей;

г) не хотелось бы учиться;

д) не было не интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не школа и долг перед Родиной;

з) не  хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки;

б) усилие, трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) получить высшее образование;

б) я пока не знаю;

в) стать отличником;

г) состоит в учёбе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке…

а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель;

б) усвоить материал, понять тему;

                в) получить новые знания;

                г) сидеть тихо как мышка;

                д) внимательно слушать;

                е) получить пятёрку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

                а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;

                б) думаю;

                в) анализирую задание, стараюсь понять суть;

                г) составляю план своей работы;

                д) внимательно читаю задание;

                е) стараюсь сделать всё сразу;

                ж) открываю «готовые домашние задания»;

                 з) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) разные игры по теме;

б) объяснение учителя;

в) новая тема;

г) устные задания;

д) побольше читать;

е) общаться с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) не дают списать;

ж) надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) они легкие и их мало;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание знаний;

е) высокие оценки.

11. Я более активно работаю на уроке, если…

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) хороших знаний;

б) везения;

в) добросовестного выполнения домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) упорной работы;

е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения;

б) трудности задания;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий;

д) везения;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если..

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

 в) почти всегда;

 г) не будут ругать за ошибку;

 д) уверен, что отвечу хорошо;

 е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я …

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю разъяснения учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я …

а) делаю его снова;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) бросаю это задание;

е) прошу помощи.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я …

а) анализирую его снова;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю у учителя или родителя;

г) откладываю его;

д) обращаюсь к учебнику;

е) не делаю его, потом списываю.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они …

а) сложные и большие;

б) с легким решением;

в) письменные домашние;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону».

Спасибо за ответы!

Методика  изучения мотивации учения подростков

9-й класс

Анкета

Дата________________________

Ф.И._________________________________________________________

Класс_______________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1.Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) получения образования;

б) поступления в ВУЗ;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился если бы не…

а) было школы;

б) жил в России;

в) родители;

г) получал знания;

д) жил.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки;

б) успехи в учебе;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) хорошо знать школу;

в) доставлять пользу людям;

г) учение.

5. Моя цель на уроке…

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

                в) слушать и понимать учителя;

                г) получить хорошую оценку;

                д) никому не мешать, сидеть тихо.

6. При планировании своей работы я …

                а) обдумываю ее;

                б) повторяю, что проходили на уроке;

                в) внимательно читаю задание;

                г) стараюсь сделать всё сразу;

                д) открываю «готовые домашние задания»;

                е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) общаться с друзьями;

б) общение с учителями

в) новая тема, отработка материала;

г) объяснение учителя;

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне интересен;

б) он мне нравится;

в) меня заставляют;

г) не дают списать;

д) надо исправить отметку;

е) меня не заставляют;

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) тихо, ничто меня не отвлекает;

б) задают мало;

в) остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

г) я понимаю тему;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга;

г) низкие отметки;

д) желание знаний;

е) общение.

11. Я более активно работаю на уроке, если…

а) ожидаю одобрение окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) моей упорной работы;

б) «подлизывания» к учителям;

в) подготовленности и понимания на уроках;

г) везения;

д) получения хороших знаний

е) помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения;

б) понимания задания;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

д) везения;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если..

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

 в) почти всегда;

 г) не будут ругать за ошибку;

 д) уверен, что отвечу хорошо;

 е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю разъяснения учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я …

а) делаю его снова, исправляю ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи

г) приношу извинения;

д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я …

а) обращаюсь за помощью;

б) не выполняю его;

в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю  его, потом списываю;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь и откладываю его;

18. Мне не нравится выполнять задания, если они  …

а) требуют большого умственного напряжения;

б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

в) письменные домашние;

г) не требуют сообразительности;

д)  сложные и большие;

е) неинтересные, не требуют логического мышления .

Спасибо за ответы

Методика  изучения мотивации учения подростков

11-й класс

Анкета

Дата________________________

Ф.И._________________________________________________________

Класс_______________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1.Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в ВУЗ, дальнейшего образования;

в) моего общего развития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);

е) создание карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Я бы не учился если бы …

а) не было школы;

б) не было необходимости в этом;

в) не поступление в ВУЗ и будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это надо;

д) не думал о том, что будет дальше.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

а) знания;

б) успехи в учебе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность;

е) хорошие отметки;

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять двойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.

5. Моя цель на уроке…

а) получение информации;

б) получение знаний;

                в) попытаться понять и усвоить как можно больше;

                г) выбрать для себя необходимое;

                д) внимательно слушать учителя;

 е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями;

6. При планировании своей работы я …

                а) обдумываю ее, вникаю в условия;

                б) сначала отдыхаю;              

 в) стараюсь сделать всё прилежно;

                г) выполняю самое сложное сначала;

                д) стараюсь сделать ее побыстрей.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отметку «5»;

ж) общаться с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне очень интересен;

б) он мне нужен;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) стараюсь всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) их мало и они не трудные;

б) я знаю, как их делать и у меня все получается;

в) они мне потребуются;

г) они требуют усердия;

д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж) материал или задание интересны;

з) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысль о будущем;

б) конкуренция и мысли об аттестате;

в) совесть, чувство долга;

г) стремление получить высшее образование в престижном ВУЗе;

д) ответственность;

е) родители (друзья) или учителя.

11. Я более активно работаю на уроке, если…

а) ожидаю одобрение окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) моего напряженного труда;

б) труда учителя;

в) подготовленности и понимания темы;

г) везения;

д) добросовестного отношения к учебе;

е) таланта или способностей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения и самочувствия;

б) понимания материала;

в) везения;

г) подготовки, прилагаемых усилий;

д) заинтересованности в хороших отметках;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

 в) почти всегда;

 г) не будут ругать за ошибку;

 д) твердо уверен в своих успехах;

 е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю разъяснения учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я …

а) делаю его снова, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи;

г) приношу извинения;

д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я …

а) обращаюсь за помощью;

б) бросаю его;

в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю  его, потом списываю;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они …

а) большого умственного напряжения;

б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

в) требуют зубрежки и выполнения по «шаблону»;

г) не требуют сообразительности (смекалки);

д)  сложные и большие;

е) неинтересные, не требуют логического мышления .

Спасибо за ответы!

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Вопросы 1,2,3, входящие в I-й содержательный блок, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6 входят вo II-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

III-й содержательный блок анкеты (7,8,9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным бальным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответе. А именно:

внешний мотив – 0 баллов;

игровой мотив – 1 балл;

получение отметки – 2 балла;

позиционный мотив – 3 балла;

социальный мотив – 5 баллов.

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 7 класса.

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

2

0

2

3

4

3

1

3

3

б)

5

0

5

0

5

5

4

1

1

в)

4

0

2

2

5

5

3

3

3

г)

3

5

4

5

0

5

3

3

3

д)

5

3

5

4

3

5

5

0

0

е)

0

4

3

4

2

3

1

0

5

ж)

-

3

-

-

-

0

3

2

-

з)

-

4

-

-

-

1

-

-

-

I

II

III

Показатели мотивации

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 9 класса.

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

5

0

2

3

5

3

1

3

0

б)

4

3

2

0

1

3

3

1

3

в)

4

0

5

4

3

5

5

0

1

г)

3

5

2

5

2

3

4

0

3

д)

4

4

5

-

0

0

2

2

0

е)

-

-

3

-

-

1

3

5

5

I

II

III

Показатели мотивации

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 11 класса.

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

4

0

5

5

3

5

3

3

0

б)

5

4

2

4

5

1

3

3

3

в)

5

4

3

3

5

0

5

2

3

г)

4

5

3

5

3

3

0

5

5

д)

3

4

5

3

0

3

5

0

3

е)

3

-

2

4

2

-

2

1

1

ж)

3

-

-

4

1

-

1

-

3

з)

-

-

-

0

-

-

-

-

5

I

II

III

Показатели мотивации

Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагалось выбрать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются.

I, II, III -  показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый ее уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Оценочная таблица  к анкете для учащихся 7 класса.

Уровень

Показатели мотивации

Сумма баллов

мотива

ции

итогового уровня

1

II

III

мотивации

1

27-29

25-29

20-23

70-81

II

24-26

20-24

16-19

58-69

III

18-23

13-19

10-15

39-57

IV

10-17

6-12

4-9

18-38

V

до 9

до 5

до 3

до 17


Оценочная таблица  к анкете для учащихся 9 класса.

Уровень

Показатели мотивации

Сумма баллов

мотива

ции

итогового уровня

1

II

III

мотивации

1

26-28

24-27

22-25

70-80

II

22-25

20-23

17-21

57 -69

III

18-21

15-19

13-16

44-56

IV

15-17

9-14

7-12

29-43

V

до 14

до 8

до 6

до 28

Оценочная таблица  к анкете для учащихся 11 класса.

Уровень

Показатели мотивации

Сумма баллов

мотива

ции

итогового уровня

1

II

III

мотивации

1

26-29

24-28

24-28

72-85

II

21-25

18-23

18-23

55-71

III

18-20

12-17

14-17

42-54

IV

15-17

8-11

9-13

30-41

V

до 14

до 7

до 8

до 29

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников;

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.

Уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.

Поскольку III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферу, то в поэлементном анализе, оценив характер выбранных мотивов, мы получим возможность увидеть, какие мотивы характерны для ребят. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех видов мотивов по всей выборке школьников. После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих.

Таблицы для выявления ведущих мотивов

у учащихся 11 класса

                                                                                у учащихся 9 класса               

Вари                        анты

Номера предложений

ответов

7

8

9

а)

п

п

в

б)

п

п

п

в)

у

о

п

г)

в

у

у

д)

у

в

п

е)

о

и

и

ж)

и

-

п

з)

-

-

у

условные обозначения

видов мотивов

Варианты

Номера предложений'

  ответов

7

8

9

а)

и

п

о

б)

п

и

п

в)

у

в

и

г)

с

в

п

д)

о

о

в

е)

п

у

у

условные обозначения

видов мотивов

                                         


Варианты

Номера предложений

                             ответов

7

8

9

а)

и

п

п

б)

с

и

и

в)

п

п

п

г)

п

п

п

д)

у

в

в

е)

и

в

у

ж)

п

о

-

з)

-

-

-

условные обозначения

видов мотивов

 у учащихся 7 класса 
Условные обозначения видов мотивов:

у - учебный мотив; с - социальный мотив; п - позиционный мотив; о - оценочный мотив; и - игровой мотив; в - внешний мотив.

        IV содержательный блок анкеты (вопросы 10, 11, 12) позволяет выявить    преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации учения.

Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учёбе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (N 16,17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трём названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учёбе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в -5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определённых тенденций в IV, V, VI показателях мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение (вопрос) будут такими: + 10; 0; -10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом содержательном блоке - IV, V, VI) возможные суммы баллов будут такими: +30; +20; +10; 0; -10; -20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

+30; +20 баллов, то можно говорить о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (IV показатель), о стремлении к успеху в учебной деятельности (V показатель) и реализации учебных мотивов в поведении (VI показатель);

+ 10; 0; -10  баллов - внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности, учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; -30баллов - преобладают внешние мотивы над внутренними, избегание неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов, отсутствие активности в поведении.

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 7 класса

Вариант

Номера предложений

ответов

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

б)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

в)

-5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

-5

г)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

+5

д)

+5

-5

+5

-5

-5

-5

-5

+5

-5

е)

+5

+5

-5

-5

+5

+5

+5

-5

+5

IV

V

VI

Показатели  мотивации

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 9-го и 11-го классов

Вариант

Номера предложений

ответов

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

б)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

в)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

г)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

д)

+5

-5

+5

-5

-5

-5

+5

+5

-5

е)

-5

+5

-5

+5

+5

+5

-5

-5

+5

IV

V

VI

Показатели мотивации

Литература:

Игошина Е.В. Методика исследования мотивов учения //Начальная школа. 1995. №6.

Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель - ученик». М.,1986

Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация учебной деятельности. Консультация. // Вечерняя средняя школа. 1983. № 2.

Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001. № 8.

Маркова А.К., Матис, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М..Просвещение, 1990.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. Просвещение, 1996.

Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. С-Пб-М.,2000

Управление качеством образования / Под ред. М.М.Поташника. М.,2000



Предварительный просмотр:

Учебная мотивация школьников в контексте качества образования.

Хоменко Нина Борисовна,

 педагог-психолог МАОУ СОШ «Эврика-Развитие»

имени М.В.Нагибина г.Ростова-на-Дону

Приоритетной целью модернизации образования на современном этапе является обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».  

Проблема поиска результативности образовательного процесса в настоящее время является довольно приоритетной, но и в то же время она одна из сложных и еще не достаточно изученных проблем. Для любой школы, базирующейся на принципах личностно-ориентированного обучения, оценка результатов обучения остается формальной. Качество знаний не отражает ни динамику роста образованности каждого учащегося, ни усилий учителя. Каждый педагог знает, каких усилий стоит поднять уровень обученности ученика. Однако эти усилия никак не отражаются в традиционном параметре «качество знаний».

Национальная доктрина развития российского образования указывает на необходимость осуществления мер по обеспечению высокого качества образования, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Термин «качество образования» в современной педагогической литературе трактуется совершенно по-разному. В личностно-ориентированном образовании это уровень развития личности, ее направленности и способностей. В культуросообразной модели качество определяется как творчество каждой личности.  

С.Шишова и В.Кальней качество образования понимают как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (формирование гражданских, бытовых и профессиональных качеств личности). По их мнению, качество образования выступает совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования и методы обучения, материально-техническую базу кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетентности обучающихся. Авторы данной концепции понимают под качеством образования удовлетворенность ожиданий всех участников образовательного процесса от услуг, предоставляемых образовательным учреждением

 А.М.Моисеев считает, что качество образования является важнейшим показателем успеха образовательного учреждения. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих учащихся.

В работах В.П. Панасюка качество школьного образования рассматривается как такая совокупность его свойств, которая обуславливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психологических и физических свойств.

Так что же такое «качество образования» на самом деле? В одних образовательных учреждениях под качеством понимается количество

 учащихся,  успевающих на «4» и «5», в других – это количество учеников, благополучно поступивших в ВУЗы, в третьих – степень развитости личности, в четвертых – это качество обучения и воспитания и т.д.

Так, например, в МОУ СОШ «Эврика-Развитие» вопрос качества образования является приоритетным. Идет постоянный поиск новых концептуальных  путей развития. Идея выделения качества уже давно реализуется.

 Прежде всего, стоит отметить, что достижение качества в школе определяется проектированием, которое включает в себя постановку целей образования. Цель может быть поставлена на уровне школы, на уровне начального, среднего или старшего звена, отдельно взятого класса, а также для конкретного ученика. Эти цели определены и прописаны в образовательных программах классов и школы. Затем определяются пути достижения целей. Тщательно продумывается организация образовательного процесса таким образом, чтобы каждый ученик был замотивирован на качественный интеллектуальный труд. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса в стенах данного учреждения. Определяются способы контроля как процесса выявления отклонений от намеченных целей. На каждом уровне ведется мониторинг – система отслеживания изменений в развитии на пути достижения целей, а также анализ полученных результатов.

Педагоги школы понимают,  что образование будет качественным, если оно будет основываться на принципах психологического комфорта, который складывается:

  • из создания атмосферы дружелюбия, стиля взаимоотношений взрослых и детей во всей школе;
  • из атмосферы творчества;
  • из предоставления учащимся огромного спектра разнообразной деятельности, позволяющего саморазвитию каждого учащегося;
  • из предоставления возможности учиться и развиваться соответственно своим психологическим особенностям.

В своих работах П.П. Блонский указывал на то, что среда, в которой живет ребенок, оказывает огромное влияние на формирование личности. П.П. Блонский писал: «… ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение». Именно такое окружение стремятся создать сотрудники школы. Учащимся созданы условия, при которых каждый ученик находит сферу применения своей индивидуальности и своим интересам.

Следует отметить, что «малая» школа имеет значительные преимущества, так как является более мобильной и гибкой, имеет больше возможностей в поиске альтернативных форм организации образовательного процесса и направленности на личность учеников. Главными преимуществами школы «Эврика-Развитие» являются:

  • небольшая наполняемость классов;
  • возможность более тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса;
  • возможность сотрудничества детей разного возраста;
  • осуществление непосредственной связи с родителями.

Все эти факторы способствуют повышению качества образования в МОУ СОШ «Эврика-Развитие».

Основываясь на преимуществе «малой» школы, педагоги пытаются ответить на вопросы:

  • какой должна быть образовательная среда и как правильно и рационально ее организовать?
  • какова роль учителя в образовательном процессе, и какими профессиональными качествами он должен обладать?
  • какими методами в условиях школы можно изучать ребенка для организации образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями?
  • как правильно замотивировать каждого ребенка?
  • каковы методы мотивации и привлечения родителей, и какова доля их участия в организации образовательного процесса?

Таким образом, перед всем педагогическим коллективом школы стоит проблема отслеживания результативности образования. Конечно, существует огромное множество различных методик, позволяющих оценить качество образовательного процесса. Но в большинстве своем они определяют качество обученности учащихся, уровень владения ими определенными знаниями, умениями, навыками. К сожалению, современная педагогика и психология находится в поиске. Да и возможно ли создание таких универсальных диагностирующих методик?

В МОУ СОШ «Эврика - Развитие» обучаются дети в классах  с безотметочной системой обучения. Как же можно отследить качество обучения детей в таких классах? Перед педагогами и  психологической службой школы встала задача  разработки критериев выделения качества образования, когда отсутствуют отметки. Именно поэтому была выдвинута идея изучения мотивации учащихся, как одного из критериев отслеживания качества образовательного процесса.

Если исходить из того, что формирование учебной мотивации  учащихся – центральная проблема современной школы, то появляется необходимость исследования этой проблемы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Для разных детей учебная деятельность имеет различный смысл.

         Конечно, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание черпать знания? Как мотивировать их  познавательную активность?  Эта проблема является наиболее актуальной  в современной педагогике.  

   Проанализировав множество исследований в этой области, нам показался наиболее интересным опыт лаборатории  психолого-педагогической и социальной диагностики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. С помощью анкетирования, предложенного специалистами Ульяновского ИПК и ПРО,  руководители школы и учителя могут с большой долей достоверности определить, сколько в классе (или в школе) учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, сколько со средним и низким. Ведь эти показатели напрямую связаны с успешностью деятельности образовательного учреждения.

                Многие школы  сегодня ставят ученика в центр учебно-воспитательного процесса и для них важно знать ребят. Анализ анкетирования учащихся  поможет выявить:

  • личностный смысл учения;
  • сформированность целеполагания у учащихся;
  • различные виды мотивов;
  • внешние или внутренние мотивы;
  • тенденции на достижение успеха или избегание неудач;
  • реализацию мотивов учения в поведении.

     Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном периоде, надо соотнести их с особенностями возраста. Анализ мотивации учения целесообразно проводить с 7 класса. Разработанные анкеты позволяют проводить исследование мотивации учащихся 7, 9 и 11 классов.

               Психологической службой «Эврика-Развитие» в 2004-2005 учебном году было проведено анкетирование учащихся 8 класса на предмет изучения  мотивации. Так как в этом классе существует система безотметочного обучения, то работа по данному направлению является наиболее актуальной.

                 Проанализировав данные анкет, нами были получены следующие данные: с  очень высоким уровнем мотивации – 8% учащихся, с высоким – 23%. со средним  - 62%  и со сниженным – 7%. Следует отметить, что детей с низким уровнем не выявлено.  Также можно констатировать тот факт, что у 54% опрошенных  сформированы внутренние мотивы. Однако, 77% учащихся редко реализуют их в повседневной жизни. Ведущими мотивами являются позиционные, реже - познавательные и учебные.

                 Результаты обследования были тщательно изучены и проанализированы психологами школы. Классные руководители и учителя, работающие в данном классе, получили рекомендации по работе с учениками 8 класса, которые помогли им выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика.

     Если в выборах мотивов учащихся преобладают познавательный и социальный - значит, у педагогов с учениками хорошие взаимоотношения, нет конфликтов. Они могут увлечь ребят предметом. Это свидетельствует и о том, что школьники не испытывают перегрузки, что задания им доступны, а потому и учебная деятельность успешна, что и порождает внутреннюю мотивацию. Если же преобладают только внешние мотивы, значит, в организации учебного процесса в школе, в методиках преподавания, в коммуникативной сфере  есть недостатки.

      На основе данных анкетирования с помощью школьного психолога учителя смогут скорректировать свои действия по развитию мотивационной сферы учеников. Эта методика помогает выявить итоговый уровень развития мотивации и сформированность её отдельных составляющих, личностного смысла учения, способности к целеполаганию, стремления к достижению успехов или к избеганию неудачи и т.д.

              Если сделать этот мониторинг постоянным, школа может отслеживать, растёт или уменьшается число ребят с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации. Без такой положительной динамики вряд ли можно вести речь о высоком качестве образования в этой школе.

Мы считаем, что выявить характер мотивации – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с конкретным школьником.

Методика  изучения мотивации учения подростков

7-й класс

Анкета

Дата________________________

Ф.И._________________________________________________________

Класс_______________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1.Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) хороших оценок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) чтобы получить хорошую профессию;

д) чтобы быть образованным и интересным человеком;

е)  солидности.

2. Я бы не учился если бы …

а) не  было школы;

б) не было бы учебников;

в) не было бы родителей;

г) не хотелось бы учиться;

д) не было не интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не школа и долг перед Родиной;

з) не  хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки;

б) усилие, трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) получить высшее образование;

б) я пока не знаю;

в) стать отличником;

г) состоит в учёбе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке…

а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель;

б) усвоить материал, понять тему;

                в) получить новые знания;

                г) сидеть тихо как мышка;

                д) внимательно слушать;

                е) получить пятёрку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

                а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;

                б) думаю;

                в) анализирую задание, стараюсь понять суть;

                г) составляю план своей работы;

                д) внимательно читаю задание;

                е) стараюсь сделать всё сразу;

                ж) открываю «готовые домашние задания»;

                 з) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) разные игры по теме;

б) объяснение учителя;

в) новая тема;

г) устные задания;

д) побольше читать;

е) общаться с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) не дают списать;

ж) надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) они легкие и их мало;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание знаний;

е) высокие оценки.

11. Я более активно работаю на уроке, если…

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) хороших знаний;

б) везения;

в) добросовестного выполнения домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) упорной работы;

е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения;

б) трудности задания;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий;

д) везения;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если..

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

 в) почти всегда;

 г) не будут ругать за ошибку;

 д) уверен, что отвечу хорошо;

 е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я …

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю разъяснения учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я …

а) делаю его снова;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) бросаю это задание;

е) прошу помощи.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я …

а) анализирую его снова;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю у учителя или родителя;

г) откладываю его;

д) обращаюсь к учебнику;

е) не делаю его, потом списываю.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они …

а) сложные и большие;

б) с легким решением;

в) письменные домашние;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону».

Спасибо за ответы!

Методика  изучения мотивации учения подростков

9-й класс

Анкета

Дата________________________

Ф.И._________________________________________________________

Класс_______________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1.Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) получения образования;

б) поступления в ВУЗ;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился если бы не…

а) было школы;

б) жил в России;

в) родители;

г) получал знания;

д) жил.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки;

б) успехи в учебе;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) хорошо знать школу;

в) доставлять пользу людям;

г) учение.

5. Моя цель на уроке…

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

                в) слушать и понимать учителя;

                г) получить хорошую оценку;

                д) никому не мешать, сидеть тихо.

6. При планировании своей работы я …

                а) обдумываю ее;

                б) повторяю, что проходили на уроке;

                в) внимательно читаю задание;

                г) стараюсь сделать всё сразу;

                д) открываю «готовые домашние задания»;

                е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) общаться с друзьями;

б) общение с учителями

в) новая тема, отработка материала;

г) объяснение учителя;

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне интересен;

б) он мне нравится;

в) меня заставляют;

г) не дают списать;

д) надо исправить отметку;

е) меня не заставляют;

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) тихо, ничто меня не отвлекает;

б) задают мало;

в) остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

г) я понимаю тему;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга;

г) низкие отметки;

д) желание знаний;

е) общение.

11. Я более активно работаю на уроке, если…

а) ожидаю одобрение окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) моей упорной работы;

б) «подлизывания» к учителям;

в) подготовленности и понимания на уроках;

г) везения;

д) получения хороших знаний

е) помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения;

б) понимания задания;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

д) везения;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если..

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

 в) почти всегда;

 г) не будут ругать за ошибку;

 д) уверен, что отвечу хорошо;

 е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю разъяснения учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я …

а) делаю его снова, исправляю ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи

г) приношу извинения;

д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я …

а) обращаюсь за помощью;

б) не выполняю его;

в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю  его, потом списываю;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь и откладываю его;

18. Мне не нравится выполнять задания, если они  …

а) требуют большого умственного напряжения;

б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

в) письменные домашние;

г) не требуют сообразительности;

д)  сложные и большие;

е) неинтересные, не требуют логического мышления .

Спасибо за ответы

Методика  изучения мотивации учения подростков

11-й класс

Анкета

Дата________________________

Ф.И._________________________________________________________

Класс_______________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1.Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в ВУЗ, дальнейшего образования;

в) моего общего развития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);

е) создание карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Я бы не учился если бы …

а) не было школы;

б) не было необходимости в этом;

в) не поступление в ВУЗ и будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это надо;

д) не думал о том, что будет дальше.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

а) знания;

б) успехи в учебе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность;

е) хорошие отметки;

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять двойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.

5. Моя цель на уроке…

а) получение информации;

б) получение знаний;

                в) попытаться понять и усвоить как можно больше;

                г) выбрать для себя необходимое;

                д) внимательно слушать учителя;

 е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями;

6. При планировании своей работы я …

                а) обдумываю ее, вникаю в условия;

                б) сначала отдыхаю;              

 в) стараюсь сделать всё прилежно;

                г) выполняю самое сложное сначала;

                д) стараюсь сделать ее побыстрей.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отметку «5»;

ж) общаться с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне очень интересен;

б) он мне нужен;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) стараюсь всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) их мало и они не трудные;

б) я знаю, как их делать и у меня все получается;

в) они мне потребуются;

г) они требуют усердия;

д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж) материал или задание интересны;

з) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысль о будущем;

б) конкуренция и мысли об аттестате;

в) совесть, чувство долга;

г) стремление получить высшее образование в престижном ВУЗе;

д) ответственность;

е) родители (друзья) или учителя.

11. Я более активно работаю на уроке, если…

а) ожидаю одобрение окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) моего напряженного труда;

б) труда учителя;

в) подготовленности и понимания темы;

г) везения;

д) добросовестного отношения к учебе;

е) таланта или способностей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения и самочувствия;

б) понимания материала;

в) везения;

г) подготовки, прилагаемых усилий;

д) заинтересованности в хороших отметках;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

 в) почти всегда;

 г) не будут ругать за ошибку;

 д) твердо уверен в своих успехах;

 е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю разъяснения учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я …

а) делаю его снова, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи;

г) приношу извинения;

д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я …

а) обращаюсь за помощью;

б) бросаю его;

в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю  его, потом списываю;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они …

а) большого умственного напряжения;

б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

в) требуют зубрежки и выполнения по «шаблону»;

г) не требуют сообразительности (смекалки);

д)  сложные и большие;

е) неинтересные, не требуют логического мышления .

Спасибо за ответы!

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Вопросы 1,2,3, входящие в I-й содержательный блок, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6 входят вo II-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

III-й содержательный блок анкеты (7,8,9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным бальным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответе. А именно:

внешний мотив – 0 баллов;

игровой мотив – 1 балл;

получение отметки – 2 балла;

позиционный мотив – 3 балла;

социальный мотив – 5 баллов.

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 7 класса.

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

2

0

2

3

4

3

1

3

3

б)

5

0

5

0

5

5

4

1

1

в)

4

0

2

2

5

5

3

3

3

г)

3

5

4

5

0

5

3

3

3

д)

5

3

5

4

3

5

5

0

0

е)

0

4

3

4

2

3

1

0

5

ж)

-

3

-

-

-

0

3

2

-

з)

-

4

-

-

-

1

-

-

-

I

II

III

Показатели мотивации

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 9 класса.

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

5

0

2

3

5

3

1

3

0

б)

4

3

2

0

1

3

3

1

3

в)

4

0

5

4

3

5

5

0

1

г)

3

5

2

5

2

3

4

0

3

д)

4

4

5

-

0

0

2

2

0

е)

-

-

3

-

-

1

3

5

5

I

II

III

Показатели мотивации

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 11 класса.

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

4

0

5

5

3

5

3

3

0

б)

5

4

2

4

5

1

3

3

3

в)

5

4

3

3

5

0

5

2

3

г)

4

5

3

5

3

3

0

5

5

д)

3

4

5

3

0

3

5

0

3

е)

3

-

2

4

2

-

2

1

1

ж)

3

-

-

4

1

-

1

-

3

з)

-

-

-

0

-

-

-

-

5

I

II

III

Показатели мотивации

Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагалось выбрать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются.

I, II, III -  показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый ее уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Оценочная таблица  к анкете для учащихся 7 класса.

Уровень

Показатели мотивации

Сумма баллов

мотива

ции

итогового уровня

1

II

III

мотивации

1

27-29

25-29

20-23

70-81

II

24-26

20-24

16-19

58-69

III

18-23

13-19

10-15

39-57

IV

10-17

6-12

4-9

18-38

V

до 9

до 5

до 3

до 17


Оценочная таблица  к анкете для учащихся 9 класса.

Уровень

Показатели мотивации

Сумма баллов

мотива

ции

итогового уровня

1

II

III

мотивации

1

26-28

24-27

22-25

70-80

II

22-25

20-23

17-21

57 -69

III

18-21

15-19

13-16

44-56

IV

15-17

9-14

7-12

29-43

V

до 14

до 8

до 6

до 28

Оценочная таблица  к анкете для учащихся 11 класса.

Уровень

Показатели мотивации

Сумма баллов

мотива

ции

итогового уровня

1

II

III

мотивации

1

26-29

24-28

24-28

72-85

II

21-25

18-23

18-23

55-71

III

18-20

12-17

14-17

42-54

IV

15-17

8-11

9-13

30-41

V

до 14

до 7

до 8

до 29

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников;

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.

Уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.

Поскольку III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферу, то в поэлементном анализе, оценив характер выбранных мотивов, мы получим возможность увидеть, какие мотивы характерны для ребят. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех видов мотивов по всей выборке школьников. После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих.

Таблицы для выявления ведущих мотивов

у учащихся 11 класса

                                                                                у учащихся 9 класса               

Вари                        анты

Номера предложений

ответов

7

8

9

а)

п

п

в

б)

п

п

п

в)

у

о

п

г)

в

у

у

д)

у

в

п

е)

о

и

и

ж)

и

-

п

з)

-

-

у

условные обозначения

видов мотивов

Варианты

Номера предложений'

  ответов

7

8

9

а)

и

п

о

б)

п

и

п

в)

у

в

и

г)

с

в

п

д)

о

о

в

е)

п

у

у

условные обозначения

видов мотивов

                                         


Варианты

Номера предложений

                             ответов

7

8

9

а)

и

п

п

б)

с

и

и

в)

п

п

п

г)

п

п

п

д)

у

в

в

е)

и

в

у

ж)

п

о

-

з)

-

-

-

условные обозначения

видов мотивов

 у учащихся 7 класса 
Условные обозначения видов мотивов:

у - учебный мотив; с - социальный мотив; п - позиционный мотив; о - оценочный мотив; и - игровой мотив; в - внешний мотив.

        IV содержательный блок анкеты (вопросы 10, 11, 12) позволяет выявить    преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации учения.

Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учёбе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (N 16,17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трём названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учёбе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в -5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определённых тенденций в IV, V, VI показателях мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение (вопрос) будут такими: + 10; 0; -10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом содержательном блоке - IV, V, VI) возможные суммы баллов будут такими: +30; +20; +10; 0; -10; -20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

+30; +20 баллов, то можно говорить о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (IV показатель), о стремлении к успеху в учебной деятельности (V показатель) и реализации учебных мотивов в поведении (VI показатель);

+ 10; 0; -10  баллов - внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности, учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; -30баллов - преобладают внешние мотивы над внутренними, избегание неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов, отсутствие активности в поведении.

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 7 класса

Вариант

Номера предложений

ответов

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

б)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

в)

-5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

-5

г)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

+5

д)

+5

-5

+5

-5

-5

-5

-5

+5

-5

е)

+5

+5

-5

-5

+5

+5

+5

-5

+5

IV

V

VI

Показатели  мотивации

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 9-го и 11-го классов

Вариант

Номера предложений

ответов

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

б)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

в)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

г)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

д)

+5

-5

+5

-5

-5

-5

+5

+5

-5

е)

-5

+5

-5

+5

+5

+5

-5

-5

+5

IV

V

VI

Показатели мотивации

Литература:

Игошина Е.В. Методика исследования мотивов учения //Начальная школа. 1995. №6.

Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель - ученик». М.,1986

Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация учебной деятельности. Консультация. // Вечерняя средняя школа. 1983. № 2.

Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001. № 8.

Маркова А.К., Матис, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М..Просвещение, 1990.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. Просвещение, 1996.

Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. С-Пб-М.,2000

Управление качеством образования / Под ред. М.М.Поташника. М.,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация как фактор повышения качества иноязычного образования

Владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения....

презентация к проведению педагогического совета "Учебная мотивация как средство повышения качества образования"

Презентация  "Учебная мотивация как средство повышения каечства образования" поможет провести пегогичексий совет на важную для любой организации тему....

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования в объединении декоративно-прикладного творчества «Макраме»»

Большинство детей приходят на первые занятия в объединения учреждений дополнительного образования с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени, и у части детей падает интерес...

"Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения»

Выступление на педсовете: "Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущихусловий повфшение качества знаний"...