Учебная мотивация как фактор повышения качества иноязычного образования
статья по английскому языку по теме
Владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_motivaciya_kak_faktor_povysheniya_kachestva_inoyazychnogo_obrazovaniya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная мотивация как фактор повышения качества иноязычного образования
Актуальность данной темы объясняется тем, что одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Изучение английского языка основывается на том, что иностранный язык является важной составляющей стандарта образования. Владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения.
Осуществляя исследования по теме «Развитие познавательного интереса у обучающихся к изучению иностранного языка, как фактор повышения качества образования», многими педагогами были выявлены следующие противоречия:
- между современной российской системой образования, в которой господствующим остается подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний, умений и навыков и повышение качества знания и требованием современной действительности постоянной готовности школьников к меняющимся условиям проблемной ситуации и умения рассмотреть ее с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.
- между возрастающими требованиями к современному уроку и снижением интереса к учёбе;
-между традиционным подходом к обучению и необходимостью воспитать творческую личность;
- между разным уровнем учащихся и необходимостью привития им навыков творческого умственного труда.
Проблема, вытекающая из этих противоречий, заключается в необходимости формирования положительного отношения к предмету и разных видов мотивации (познавательной, ситуативно-коммуникативной, мотивации успеха), учета и развития индивидуальных способностей учащихся (индивидных, субъектных и личностных свойств). Решение проблемы возможно с помощью развития познавательного интереса у обучающихся к изучению иностранного языка.
Многие учителя, и я в их числе задумываются над вопросом, почему на начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом, а потом появляется усталость и скука? Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются, понижается качество образования. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Что может сделать конкретный учитель в конкретной школе, чтобы изменить ситуацию? Что могу сделать я?
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся на всех этапах школьного обучения и как итог, повышение качества обучения. Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность. При этом вряд ли можно рассчитывать на успех, если принимать во внимание изменения лишь на уровне одной из составляющих эту категорию, например содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только с помощью новых учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области развития методики им смежных с него наук, но без соответствующей перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного повышения качества обучения. Также, успех в обучении иностранным языкам определяется тем, насколько удается гармонизировать цели обучения предмету в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.
Согласно «Концепции содержания образования» одной из основных целей обучения иностранному языку в школе является:
развитие мотивации к изучению иностранного языка, то есть развитие познавательного интереса.
Правильно организовать труд учащихся при изучении иностранного языка, научить их преодолевать трудности, испытывая при этом чувство удовлетворения – одна из важных задач учителя иностранного языка. И ему удастся это сделать, если в основе деятельности учащихся будет лежать интерес. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки, следовательно повышается качество образования.
Становление познавательных интересов обучающихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Поэтому важно повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроке предлагают задания, к выполнению которых он ещё не готов, с которыми справиться не может.
Все мы знаем, что первое знакомство с грамматикой английского языка часто вызывает разочарование и скуку у детей. Ребёнок, который с радостью осваивал лексику, фонетический материал и основы разговорных навыков, нередко теряет мотивацию к продолжению изучения языка, столкнувшись с необходимостью неоднократного повторения грамматического материала, упорной тренировки грамматических навыков и – что самое сложное для ребёнка – выслушивания сухих объяснений преподавателя. Как же быть? Выход один: превратить рутину в игру.
При отработке лексических единиц и грамматических структур присутствуют монотонные многократные повторения, убивающие интерес. В этом случае помогут разнообразные рифмовки, четверостишия, стихи.
Размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками может стать хорошей основой для развития творческих способностей учащихся. Обычно, работая над поговоркой, мы отрабатываем фонетику.
Для стимулирования общения на иностранном языке на уроке отлично подходит обсуждение интересных цитат и поговорок по определенным темам, учащимся же предлагается сделать рисунки юмористического характера к ним или подобрать яркие сюжетные фотографии. Это еще один вид творческого задания для учащихся.
Еще один вид работы – творческая работа с песенками.
Ребята с удовольствием разучивают песни на иностранном языке.
Поэтические способности учащихся можно развивать, занимаясь переводами рифмовок, четверостиший, и стихотворений английских поэтов. Практический выход такой работы – сборник.
Одним из важнейших условий обучения школьников иностранному языку является формирование у них положительного отношения к учебе и познавательных интересов. Поэтому урок должен быть организован так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечая усталости.
Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. Успех обучения старшеклассников иностранному языку во многом определяется их умственной работоспособностью, на которую оказывает непосредственное влияние интерес, делающий процесс познания увлекательным и личностно значимым для обучаемого. Познавательный интерес повышает темпы и объем усвоения материала и снижает учебные нагрузки, что способствует продуктивному изучению иностранного языка.
Наибольший эффект в обучении достигается, если учителем отбираются полезные и методически поддержанные программные продукты. Обучающие компьютерные программы позволяют индивидуализировать подход к учению, обеспечить самоконтроль и самокоррекцию познавательной деятельности учащихся. Хочется остановиться подробней на мультимедийной обучающей программе «Кирилл и Мефодий» которую приходилось мне использовать в работе. Она включает в себя текст, графику и стереозвук и это позволяет создавать коммуникативные ситуации в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей. В своей работе я использую «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», урок путешествие. На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощено, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается внести свой вклад в данный урок. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить
Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие секреты, как бороться со скукой на уроке. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования
В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...
Доклад на тему: "Условия повышения качества иноязычного образования"
Цель работы: ознакомить и систематизировать методики современных технологий, пригодных для улучшения качества обучения иностранному языку в школе....
презентация к проведению педагогического совета "Учебная мотивация как средство повышения качества образования"
Презентация "Учебная мотивация как средство повышения каечства образования" поможет провести пегогичексий совет на важную для любой организации тему....
Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях как фактор повышения качества образования
Роль организации самостоятельной работы...
«Повышение качества иноязычного образования путем использования современных технологий»
Выступление руководителя ГМО иностранного языка учителя английского языка, МБОУ Лицей №1 им. Г.С Титова Аникушиной Л.И....
«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...
Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества географического образования
Современная модернизация российского образования характеризуется смещением акцентов с усвоения основ наук на воспитание и развитие личности школьника. Таким образом, меняются функции учебных предметов...