"Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения и показатель результативности образовательного процесса"
методическая разработка по теме
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа №1056
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uchebnoy_motvatsii.docx | 70.93 КБ |
презентация к докладу "Формирование учебной мотивации" | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения и показатель результативности образовательного процесса»
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа №1056
Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации у ребенка освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения знаний учащимися. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев показателя результативности образовательного процесса.
Определим мотивацию «как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность». Мотив - это то, что, отражаясь в голове ученика, побуждает к деятельности, направляет на удовлетворение определённой потребности. Потребность даёт толчок к возникновению мотива.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. На фоне возрастающих требований к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы, дающему возможность оказаться успешным и конкурентоспособным в будущем на рынке труда, возникает ситуация, когда учащиеся, в учебной деятельности сталкиваются с серьёзными проблемами снижением учебной мотивации. Отсутствие внимания и инициативы на уроке, слабая ориентация в учебном материале, действия по шаблону, неумение работать самостоятельно, неадекватность самооценки — вот далеко не полный перечень проявлений низкого уровня сформированности учебной мотивации у школьников.
Выявление характера учебной мотивации и смысла учения в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия и влияния. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.
Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего ближнего окружения. Смысл учения складывается из следующих моментов: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка. Поскольку все эти аспекты в ходе обучения находятся в процессе развития, то и сам смысл учения по мере развития учебной деятельности может изменяться качественно.
Рассмотрим основные мотивы учебной мотивации.
Познавательные мотивы. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Данный мотив является важной основой самовоспитания и самосовершенствования личности.
Мотив учения может быть внутренним или внешним. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.
Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у обучающихся формировались прежде всего внутренние мотивы. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения.
Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному.
Начнем с анализа мотивации к моменту прихода ребенка в школу. Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.
Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого — к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.
Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверительное, хотя его огорчает получение плохих отметок.
Анализируя анкеты учащихся 1 класса мы видим, что действительно уровень учебной мотивации у первоклашек достаточно высокий. Из 25 опрощенных у половины высокий уровень, у 9 человек – нормальный средний уровень, но у 4-х все же сниженный уровень мотивации.
I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху – 3 человека.
II — высокий уровень учебной мотивации – 9 человек;
III — нормальный (средний) уровень мотивации – 9 человек;
IV — сниженный уровень учебной мотивации – 4 человека;
V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла – нет.
К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в данном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, которые необходимо изучить ученику; занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.
При анализе анкет учащихся 5 класса отмечается, что уже меньше детей относятся к учебе с высоким интересом. Однако достаточное количество детей этот интерес еще имеют и даже сниженный уровень только у одного человека.
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения – 2 человека;
II — высокий уровень мотивации учения – 8 человек;
III — нормальный (средний) уровень мотивации учения – 14 человек;
IV — сниженный уровень мотивации учения – 1 человек.
V — низкий уровень мотивации учения – нет.
Подростковый возраст очень сложен в силу физиологических преобразований у человека. Этот период начинается в 10-11 лет. Но несмотря на сложность возраста есть и благоприятные условия для мотивации. Это «потребность во взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе; стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении; стремление подростка к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора). В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок) без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом.
Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми, мотив овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде. Этим обусловлен интерес школьника ко всем формам групповой и коллективной работы, где могут быть реализованы его социальные потребности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и самоутверждении через отношения с другими людьми.
Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и школьники совместно осуществляют поиск нового знания и новых путей его получения. Вместе с тем по сравнению с младшими школьниками у подростков возникают иногда весьма критические взгляды на учителя. Они очень чувствительны к несправедливости учителя.
Снижение интереса к обучению в средней школе связано с описанными выше психологическими особенностями подростков. В то же время одной из важных причин снижения мотивации является недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда для них не раскрывается связь обучения с социально значимыми видами деятельности (трудом, самообразованием и др.), когда в ходе обучения не реализуются специфические для подростка стремления к взрослости, к самостоятельности, к взаимодействиям со сверстниками.
Эмоциональная жизнь подростка связана с ростом его самосознания и вместе с тем с неустойчивостью его самооценки. Неумение порой адекватно оценить свои возможности вызывают категоричность его оценок, перепады в его эмоциях, резкие колебания и смену настроений от гипертрофированного самомнения, самоуверенности, повышенного критицизма, максимализма в оценке другого человека до самоуничижения, восторженности другим человеком.
Изучение мотивации учения подростков (7 класс)
Анкетирование учащихся гимназического класса показало закономерное снижение учебной мотивации, но при этом все же многие учащиеся имеют нормальный уровень учебной мотивации. Только у двоих сниженный уровень мотивации и нет детей с низким уровнем, что является неплохим показателем учебного микроклимата класса.
I — очень высокий уровень мотивации учения – 1 человек
II — высокий уровень мотивации учения – 5 человек
III — нормальный (средний) уровень мотивации учения – 15 человек
IV — сниженный уровень мотивации учения – 2 человека
V — низкий уровень мотивации учения – нет.
Нельзя в обучении культивировать такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя («двойкой», вызовом родителей и др.). Эти отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию к неудачи, вследствие чего возникает ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении. Педагогу необходимо владеть различными приемами формирования мотивации у школьников всех возрастов: коллективные формы деятельности; сотрудничество ученика и учителя; создание творческой атмосферы; применение поощрения и наказания; создание ситуации успеха; вера учителя в возможности ученика; оценка деятельности ученика.
Портрет идеального учителя глазами учащихся 9-х классов. Качества, которыми должен обладать учитель: профессионализм, требовательность, общительность, юмор, шарм, понимание и уважение; любовь к детям; доброта; ум и строгость.
В каждом человеке солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации у ребенка освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
МОТИВАЦИЯ Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося). МОТИВ
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя
Внешние мотивы Желание получить хорошую отметку Показать одноклассникам свое умение решать задачу Добиться похвалы учителя Внутренние мотивы Интерес к процессу решения задачи Поиск способа решения задачи Верный результат решения задачи
«Научиться учиться»
Профессионализм Требовательность Общительность Юмор Шарм Понимание и любовь к детям Доброта Ум, строгость
1. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002. 2.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. -М., 2001. 3.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000. 4. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием // Народное образование. 2006. № 4. 5.интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная мотивация как показатель результативности образовательного процесса
В течение нескольких последних лет в лицее падает результативность образовательного процесса. Об этом мы говорим на педсоветах каждую четверть, обсуждая итоги. Не стоит думать, что это проблема ...
Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.
Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....
Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО
Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...
Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»
Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологически...
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.Формирование учебной мотивации у учащихся...
"Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения»
Выступление на педсовете: "Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущихусловий повфшение качества знаний"...