Коммуникативная готовность старших дошкольников к обучению в школе
статья по психологии по теме
Предварительный просмотр:
Коммуникативная готовность старших дошкольников к обучению в школе.
Хоменко Н. Б.
педагог-психолог
школы «Эврика-Развитие»
г. Ростов-на-Дону
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам, возникающим у детей с началом школьного обучения. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно новой атмосфере школьного обучения предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка. Этот период связан с изменением образа и ритма жизни. Успешность и комфортность такой закономерной смены жизненного уклада обусловлены внутренней готовностью ребенка к принятию нового, к вхождению в иную социальную ситуацию. В этой совершенно новой для дошкольника жизни ребенок испытывает на себе разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять иные социальные роли, что, безусловно, требует от ребенка определенного уровня развития коммуникативной деятельности.
Ограничение подготовки к школе только спецподготовкой (обучение грамоте, письму, чтению и другим специальным компонентам), - не решает проблему перехода дошкольника в новую для него социальную жизнь полностью, как доказано многочисленными исследованиями и практикой. Даже хорошо подготовленные дети испытывают трудности. Что же касается слабо подготовленных, то их адаптация растягивается на долгие месяцы. В последние годы многие психологи доказали, что важным фактором готовности дошкольников к школьному обучению является коммуникативная готовность, включающая в себя умение работать в группе сверстников, умение устанавливать контакты с окружающими людьми. Низкий уровень развития коммуникативности накладывает определенный отпечаток на весь процесс обучения в целом. Уровень коммуникативного развития ребенка в немалой степени влияет на успешность адаптации к школьному обучению, определяет активность и разноплановость его познавательной деятельности, что, бесспорно, отражается на процессе обучения.
Необходимость решения проблемы коммуникативной готовности обусловлена сложившейся в настоящее время в стране социально-экономической и культурной ситуацией. Это проявляется в потере культуросообразных способов регулирования взаимоотношений между субъектами на личностном уровне. В связи с этим перед педагогикой и психологией остро встала проблема пересмотра и качественного преобразования содержания и структуры образовательного процесса на всех его ступенях – от дошкольного образовательного учреждения до высшего учебного заведения. В современных условиях осуществляется постепенный переход от парадигмы трансляции знаний к парадигме выращивания способностей ребенка через коммуникативную трансляцию, следовательно, и процесс самореализации ребенка осуществляется посредством коммуникаций. Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Коменский сделал открытие: детей лучше учить, когда они работают сообща. Чтобы обнаружить диалогическую природу всего образовательного процесса, науке нужны были столетия. Осуществление образовательных задач немыслимо вне общения, вне коммуникаций. Невозможно представить развитие человека, само становление его личности, его связи с обществом без сотрудничества с другими людьми.
Современные программы обучения детей в школе ориентированы на то, чтобы ситуативное любопытство ребенка переросло в устойчивое понимание, чтобы культура спора оттачивались на каждом уроке, чтобы детские вопросы и догадки, опережая учительские планы, заглядывали в завтрашний урок, чтобы дети сами ставили проблему следующего урока, побуждая учителя сообщать новую информацию. Эти программы видят в школьнике прежде всего «существо разумное» и, адресуясь к разуму, развивают эту потенциальную возможность младших школьников. Поиск знаний может происходить там, где нет готовых образцов и определений. Взрослый может лишь стимулировать и рационализировать детский поиск. Следовательно, при обучении основной формой сотрудничества становится взаимодействие ученика и учителя. И это сотрудничество может приносить плоды лишь в том случае, если ребенок готов к этому взаимодействию, если он достаточно хорошо и полно владеет своей коммуникативной сферой. Ведь в ситуации самостоятельного поиска решений ученик должен уметь обращаться к учителю с познавательным вопросом, какого именно знания ему не достает для решения задачи, иными словами от ребенка требуется умение спрашивать. Те дети, которые могут общаться со взрослыми, более эффективно обучаются на занятиях, и, сотрудничая с превосходящими их по опыту людьми, реализуют свои потенциальные возможности.
Итак, мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Многими психологами доказано, что самостоятельность мышления, познавательную инициативу ребенка можно развить лишь в группе совместно работающих детей. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающих решить общую задачу разными способами. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку и взаимообвинения, собеседники, по мнению А.В.Петровского, должны уметь по крайней мере следующее:
- формулировать свою точку зрения;
- выяснять точки зрения партнеров;
- обнаруживать разницу точек зрения;
- пытаться решить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.
Доступна ли такая сложная форма взаимодействия для детей к концу дошкольного возраста? И да и нет.
Опираясь на вышесказанное, следует, что готовность к школьному обучению обязательно должна включать в себя формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с педагогами и одноклассниками. Поэтому коммуникативная готовность рассматривается как существенный аспект общей психологической готовности дошкольника к школе, так как наличие определенного уровня коммуникативных навыков позволяет ребенку успешно заниматься учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии
Картинный и речевой материал с шуточным нелепым содержанием в одинаковой степени имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность в работе с детьми с нарушени...
Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Практический материал по диагностике старших дошкольников к обучению в школе....
Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...
Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....
Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"
В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития коммуникативных способностей у детей с р...
Программа "Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством коммуникативной дифференциации личности в период обучения в школе"
Цель программы: Обучающийся, со сформированными, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, знаниями, умениями и навыками, социально приемлемым поведением, сохранным...
Проект формирование коммуникативных умений старших дошкольников с РАС-2022 уч. г.
Проект формирование коммуникативных умений старших дошкольников с РАС...