Проект формирование коммуникативных умений старших дошкольников с РАС-2022 уч. г.
проект
Проект формирование коммуникативных умений старших дошкольников с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_kommunikativnyh_umeniy_starshih_doshkolnikov_s_ras.docx | 594.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕКОММУНИКАТИВНЫХУМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГОСПЕКТРА, ИМЕЮЩИМИУМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ, СРЕДСТВАМИ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВЫХ
УПРАЖНЕНИЙ»
THEPROJECT«FORMATIONOFCOMMUNICATIONSKILLSOFOLDER PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS HAVING MENTAL RETARDATION, BY MEANS OF MOTOR AND GAME EXERCISES»
А.Н.Прокопенко A.N.Prokopenko
Т.С.Прокопенко Т.S.Prokopenko
НаучныйруководительИ.Ю.Жуковин
ScientificsupervisorI.Y.Zhukovin
Расстройствааутистическогоспектра,старшиедошкольники,коммуникативные умения, умственная отсталость, двигательно-игровые упражнения, коммуникация, умения.
В работе исследуется формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, имеющими умственную отсталость, средствами двигательно-игровых упражнений в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности.
Autism spectrum disorders, older preschoolers, communication skills, mental retardation, motor-game exercises, communication, skills.
The paper investigates the formation of communicative skills in older preschoolers with autism spectrum disorders with mental retardation by means of motor-game exercises in the conditions of compensatory and combined orientation groups.
о данным Всемирной организации здравоохранения, на 160 детей приходитсяодинребеноксрасстройствомаутистическогоспектра.
Этаоценкаимеетсредний показательи постоянноменяетсявразных исследованиях. По статистике, с 2010 по 2020 годы число детей с расстройствами аутистического спектра увеличилось в 10 раз. В связи с этим возникает проблема в развитии общения, воспитания, социализации и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
Актуальность проектного исследования заключается в том, что на сегодняшний день в отечественной литературе отсутствует единая система диагностики и оценки коммуникативных навыков у детей с РАС. Доступные методы оценивают только одну из областей развития ребенка илинебольшую часть навыка. Отсутствие общей комплексной системы оценки затрудняет разработку индивидуальной коррекционно-образовательной программы для детей с РАС.
Исходя из актуальности, проблема исследования заключается в необходимости формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, имеющими умственную отсталость, средствами двигательно-игровых упражнений в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности.
Согласно запросу муниципальных дошкольных образовательных учреждений: «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников «Колокольчик» г. Канска и «детский сад комбинированного вида «Большеулуйский детский сад» с. БольшойУлуй, мы запустили педагогический проект «Общение в движении», связанный с формированием коммуникативных умений старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, с различной степенью интеллектуального нарушения средствами двигательно-игровых упражнений.
Идеяпроектазаключаласьвследующем:
- В среде дошкольников с РАС ключевой проблемой является адекватное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Степень нарушения коммуникативных функций широко варьируется исходя из этиологии данного дизонтогенеза и наличия степени интеллектуальных нарушений.
- Сенсомоторноеразвитиеидвигательнаясфераявляютсяоднойиз предпосылок формирования коммуникативных функций.
- Идея заключается в том, что организация коммуникативного взаимодействия через двигательную сферу и игровые упражнения должны бытьбазовымикомпонентамивкомплекснойпрограммеформирования
«коммуникативныхумений».
- Определениеиподбордиагностическихметодик,учитывающихв томчислесенсомоторнуюорганизациюдетейсРАС,разработка
двигательно-игровых упражнений позволят оптимизировать работу специалистов по реализации задач «социально-коммуникативного развития» согласно ФГОС ДОО для детей с РАС [6].
Нарушение коммуникационных связей в процессе формирования личности играет огромную роль в негативном контексте: неспособностьсформироватьмногиеличностныекачества;нарушениеэмоциона льно- волевой сферы и общение с собеседником станет непродуктивным.
Нарушениявпсихическомразвитииивосприятиеребёнкомобразатела тесно связаны между собой. «Образ Я» как субъект, который проявляется в телесной жизни, довольно динамично обладает умением «получать сенсорный опыт, переведенный в образы и концепции, и способностью осознавать себя в телесном выражении». «Образ Я» – это объективное телесное состояние, отраженное субъективно и действующее как неотъемлемый жизненный элемент Эго. Именно благодаря «телоосознанию» – фундаментусамосознания, происходит осознание себя, своей личности, всё это будет являться ключом к социализации ребёнка через коммуникацию. Умение ориентироваться на собственном теле будет играть важную роль в развитии трех систем: тактильной; проприоцептивной; вестибулярной.
Мы составили и адаптировали диагностический инструментарий, состоящий из следующих методик: «Коммуникативные умения» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой; «Вербальные и невербальные средства коммуникации» В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Особый интерес представляет разработанная нами диагностика целостности теловосприятия«Петрушка» на основе идеи теста «Гомункулус» А.В. Семенович.
Анализируя полученные результаты на этапе предпроектного исследования, можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники с РАС иумереннойумственнойотсталостьюпоподражаниюмогутпоказатьсвои частитела,припоказечастейтелаимтребуетсясопряженнаяпомощь«рука в руке». У большинства испытуемых наблюдается низкий уровеньсформированностивербальныхиневербальныхсредствкоммуникации, таккакэтидетисначалаотказывалисьотвыполнениязадания,послемногократныхпробсталиприниматьсопряженнуюпомощьсостороны педагога. Большинство испытуемых не владеют коммуникативными умениями.
Старшие дошкольники с лёгкой умственной отсталостью и РАС могут владетьвербальнымииневербальнымисредствамиобщения,датьимя
«человечку», назвать части тела, показать на себе, но требуется помощь педагога в определении своих частей тела. У 2-х испытуемых с лёгкой умственной отсталостью и РАС наблюдается средний уровень владения вербальными и невербальными средствами коммуникации, это значит, что дети самостоятельно выполняют задания с небольшим количеством ошибок. У 2-х испытуемых– низкий уровень, таким детям требовалась направляющая помощьсостороныпедагогов.Уиспытуемыхслёгкойумственной
отсталостью и РАС у 2-х детей наблюдался средний уровень владения коммуникативными навыками, у 2-х низкий.На разработческом этапе, мы составили программу развития коммуникативных умений, в которой были осуществлены подбор двигательных игр и разработка алгоритма «образ тела»+ «движение»= «действие» (как можно от действий перейти к играм). Такжебылиопределеныэтапыразвитиякоммуникативныхумений,а именно
-взаимодействиеребенкасовзрослымисверстниками.
Далее было проведено повторное исследование с целью выявления уровня сформированности коммуникативных умений на завершающем этапе проектного исследования.
Анализ результатов исследования свидетельствует о росте показателей сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с РАС, имеющих умственную отсталость, средствами двигательно- игровых упражнений [6]. Положительная динамика отмечается у 2-х исследуемых групп. У детей с РАС имеющих умеренную умственную отсталость, уровень коммуникативных умений повысился на 25%. А дети с РАС, имеющие легкую степень, достигли 50 % повышениякоммуникативныхумений.Неводнойизгруппнебылодостигнутовысокого уровня.
Таким образом, реализация проекта «Общение в движении» завершилась подтверждением эффективности разработанной нами Программыи ее внедрением в практику образовательного учреждения.
Библиографическийсписок
- Алехина С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина// Под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80с.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- М.: Международная педагогическая академия, 2014. 216 с.
- Бернс Р. «Что такое Я-концепция» Из книги: Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1986. 176с.
- ДжеймсУ.Понятие«Я»,УильямомДжеймсомМ.Прогресс. 1996.284с.
- Каминская Н.А., Айламазян А.М. Исследования образа физического «Я»в различных психологических школах //Национальный психологический журнал, 2015. №3 (19). С. 45.
- Диагностика коммуникативных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста слегкойумственнойотсталостью/Т.А. Шкерина, А.В.Жарова,В.С.Розинкевич, К.Т. Филиппова // Вестник красноярского государственного педагогическогоуниверситета им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2021. № 57(3). С. 27–37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии
Картинный и речевой материал с шуточным нелепым содержанием в одинаковой степени имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность в работе с детьми с нарушени...
Формирование коммуникативных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского яхыка
Формирование коммуникционных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского языка Основная цель обучения – научить дошкольников понимать дос...
Формирование коммуникативных умений на уроках математики
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной...
Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...
Коммуникативная готовность старших дошкольников к обучению в школе
Теоретическая статья...
Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"
В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития коммуникативных способностей у детей с р...
Мастер-класс «Коммуникативный бой как средство формирования коммуникативных умений»
Демонстрация приема «Коммуникативный бой» как средства формирования коммуникативных умений....