Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
консультация по теме
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование мотивационной готовности дошкольников
к обучению в школе»
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).
Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
Л.И. Божович представляла готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как « целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:
-мотивы связанные с потребностью в общении;
-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».
Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется:
- под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Критерии самооценки зависят:
1. от взрослого;
2. принятой системы воспитательной работы.
Самооценка в разных видах деятельности разная:
- в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
- в грамоте переоценивает;
- в пение недооценивает себя.
Формирование самооценки
1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.
2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
- Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.
- Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.
- Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.
- Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.
Личностная и социально-психологическая готовность
Чтобы ребенок успешно учился – он должен САМ этого хотеть! При нежелании трудно его чему либо научить. | ||
На появление желания учиться влияет: | ||
Внутренняя позиция школьника (со временем становится содержательнее) | Детей привлекают 1.Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши и др.). 2.Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях. 3.Желание приобрести новых друзей. 4.Желание учиться, узнавать новое. 5.Получать за свою учебы похвалу. | |
Отношение | ||
К учителям | К другим детям | К себе самому |
Внимательно слушать |
Характерно кооперативно-соревновательное общение |
Адекватная самооценка |
Психологические особенности детей 6 лет, начинающих обучение в школе.
- Индивидуальные различия – значительные
- Постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
- Изменение социального положения ребенка в обществе.
Особенности развития | ||
Физического | Психического | |
Личность |
Затруднения: - в сопоставлении нескольких признаков; - в выделении существенного; - в переносе мыслительной деятельности на решение новых задач. Самосознание | |
Тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личностными. | В процессе усвоения нравственных норм формируется сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. | Формируется произвольное поведение, но его регуляция затруднена. Импульсивность. Ситуативность. |
Самооценка достаточно правильная и устойчивая. Возможно ее завышение, реже - занижение. Объективное оценивают результат деятельности, чем поведение. |
Психологическая готовность
к школьному обучению
Характеристики | Показатели |
Мотивационное развитие ребенка | 1.Познавательнная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. 2.Социальнная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне. 3.Способность адекватно оценивать себя. |
Произвольность поведения | 1.Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия. 2.Умнеие ориентироваться на заданную систему требований. 3.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. 4.Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу. |
Произвольность интеллектуальной сферы | 1.Умнеие обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. 2.Уровень интеллектуальных процессов:
3.Обучаемость:
4.Сумма усвоенных знаний. 5.Речевое развитие:
|
Характеристика компонентов психологической готовности к школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Практический материал по диагностике старших дошкольников к обучению в школе....
Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников
Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...
Игры и игровые ситуации , как условие формирования мотивационной основы обучения иностранным языкам.
В данной работе предметом исследования является разработка игр и игровых ситуаций на уроках английского языка для создания мотивационной основы обучения иностранным языкам....
Игры и игровые ситуации , как условие формирования мотивационной основы обучения иностранным языкам.
В данной работе предметом исследования является разработка игр и игровых ситуаций на уроках английского языка для создания мотивационной основы обучения иностранным языкам....
Игры и игровые ситуации , как условие формирования мотивационной основы обучения иностранным языкам.
В данной работе предметом исследования является разработка игр и игровых ситуаций на уроках английского языка для создания мотивационной основы обучения иностранным языкам....
Мотивационная готовность детей 6-7 лет к обучению в школе
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в шк...
Мотивационная готовность к обучению в школе как условие успешности учебной деятельности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования мотивации учебной деятельности. Очевидно, что требуется глубокое, критическое рассмотрение с...