Психическое здоровье учащихся .
методическая разработка по психологии по теме

Бариева Лейсан Фахаметдиновна

 Для Выступления на родительском университете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на родительском университете на тему «Психическое здоровье учащихся»

Здоровье –залог успешного обучения. Само понятие здоровье- подразумевает 2 аспекта: физическое и психическое здоровье . Они оба взаимосвязаны и  взаимодополняют друг друга. Проблема состояния психического здоровья детей остро стоит во всем мире. И в России рост психических расстройств среди школьников наблюдается  

  • Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:
  •    - человечность;( умение сопереживать, сочувствовать)
  • -уверенность в себе;( нормальная самооценка)
  • -самообладание;( контроль за своими чувствами, эмоциями, действиями)
  • -потребность в знаниях( желаниеучиться)
  •     - потребность в самоактуализации, желание стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.

Почему же так стремительно ухудшается психическое здоровье учащихся?

Ну во-первых,1) школьная нагрузка так велика, что действует не только на психическое здоровье, она реально способствует ухудшению физического здоровья. Большинство школьников мало спят и мало бывают на свежем воздухе, не полноценно питаются, много занимаются, а в свободное время сидят у компьютеров и телевизоров.

2). Во-вторых, из-за тотальной занятости родителей, их общение с ребёнком зачастую сводится к минимуму, причём родители не вникают в детские проблемы, а привычно делают замечания, ругают за недостаточно хорошие оценки, сравнивают с более успешными детьми. В то время как главной задачей родителей должно являться создание у ребёнка уверенности, что его любят, о нём заботятся, признают его право на индивидуальность, в том числе и непохожесть на родителей

3). В третьих, предоставленный самому себе ребёнок, у которого ещё неустойчивая психика легко впадает в разного рода зависимости (компьютерную, игровую, наркотическую, алкогольную)

Эксперты  на основе проведенного в разных странах исследования пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. Часто в семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком

Уважаемые родители, для поддержания гармоничного развития Вашего ребенка мы предлагаем Вам 

рекомендации «Как сохранить психическое здоровье ребенка»:

  • Всегда находите время поговорить      с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие      у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка,      признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право      на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку      как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным      опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите      из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка      невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность      с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток      не всегда адекватен в своих поступках в силу      физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими,      более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его      с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего      лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно      сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина»      ребенку
  • .
  • Чтобы выработать чувство      ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые      отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.).
  • В случае неудачи ребенка вселяйте в      него уверенность в том, что все должно получиться.
  • Демонстрируйте ребенку позитивное      отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей.
  • Выражайте любовь к ребенку. Говорите      ему, как Вы рады, что у Вас именно такой сын иди дочь.

 Что нужно сделать  чтобы личностный рост был гармоничным?

  •  Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
  • доверие к ребенку;
  • уважительное отношение;
  • в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  • родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  • детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
  • меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  • чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
  • похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  • помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Критическими точками в формировании психического здоровья школьника является несколько этапов в его школьной жизни.

  • 1) поступление в 1 класс
  • 2) переход из начальной в среднюю школу ( тревожность в 1 четверти была завышена у некоторых детей ,а сейчас уже период адаптации проходит и учащиеся привыкли у учителям, к своим кл.руков , и требованиям учителя и темпу их работе на уроке.)
  • 3)переломный подростковый период, когда мнение окружающих становится важнее, идет интенсивное формирование характера
  • 4) период государственной аттестации учащихся

Свое выступление хочу закончить следующими словами: «Психически здоровый человек

должен быть максимально полезен

многим людям; если это невозможно - то хотя бы немногим;

если и это невозможно - то хотя бы своим ближним;

а если даже это невозможно - то хоть самому себе!»

                                                                           Сенека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

Контрольный диктант с грамматическим заданием для учащихся 7 класса (2четверть) с ограниченными возможностями здоровья ( учащиеся с задержкой психического развития).

Контрольный диктант адаптирован для учащихся с логопедическим диагнозом и задержкой психического развития....

Динамика психического и физического здоровья учащихся в системе дополнительного образования

Поговорим о здоровье, как о состоянии равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом здоровья) и, постоянно меняющимися, условиями среды....

Статья "ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Статья отражает влияние уроков музыкального искусства в школе на психическое состояние учащихся, их духовную сущность и здоровье в целом. В ней представлены основные виды деятельности учащихся на урок...

Авторская программа : "Развитие физического и психического здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения Карасукского района"

     Цель данной методической программы сопряженных воздействий - сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников путем воспитания культуры собственног...

«Работа с природными материалами – это ценный ресурс для сохранения и поддержания физического и психического здоровья учащихся»

   Человек  является частью природы и на протяжении всей жизни он с ней находится в тесном взаимодействии. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, ...