«Работа с природными материалами – это ценный ресурс для сохранения и поддержания физического и психического здоровья учащихся»
статья

     Человек  является частью природы и на протяжении всей жизни он с ней находится в тесном взаимодействии. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на его жизнь. Она – источник радости, духовного и физического здоровья. Испокон веков люди черпали силы и рецепты исцеления в природе.

     Проблема здоровья и его сохранения в современном мире стоит очень остро.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества. Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

     Природа играет большую роль в развитии детей, влияет на состояние их физического и психического здоровья, а так же способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

     Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Только научившись ходить, ребенок пытается копать снег, песок, любит играть с водой. Природные факторы близки и интерсны детям. Задача каждого педагога приобщать детей к природе, развивать позновательный интерес и бережное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_prirodnymi_materialami.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с природными материалами – это ценный ресурс для сохранения и поддержания физического и психического здоровья учащихся»

 

     Человек  является частью природы и на протяжении всей жизни он с ней находится в тесном взаимодействии. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на его жизнь. Она – источник радости, духовного и физического здоровья. Испокон веков люди черпали силы и рецепты исцеления в природе.

     Проблема здоровья и его сохранения в современном мире стоит очень остро.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества. Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

     Природа играет большую роль в развитии детей, влияет на состояние их физического и психического здоровья, а так же способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

     Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Только научившись ходить, ребенок пытается копать снег, песок, любит играть с водой. Природные факторы близки и интерсны детям. Задача каждого педагога приобщать детей к природе, развивать позновательный интерес и бережное отношение к окружающему миру.

Простое созерцание и рассказы о пользе и красоте природы не могут дать детям полного понимания и осознания действительности. Только практика позволяет более полно понять природу и воспринимать информацию о ней.

   Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения учащихся с родной природой, воспитания бережного отношения к ней. В процессе изготовления изделий из природных материалов постепенно образуется система специальных навыков и умений, происходит раскрытие творческого потенциала.

Учащиеся одновременно приобщаются к народной культуре и учатся делать полезные вещи в быту своими руками.

     О важности  использования  природного  материала  в деятельности  ребенка писал А.С. Макаренко. Он указывал, что «материалы глина, дерево, бумага и т.д. ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создает ценности и культуру..».

Природные материалы, по происхождению делятся на три группы:

  • Материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора, шишки, хвоя, семена и т.д.)
  • Материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья и т.д.)
  • Материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки и т.д.)

     «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А.Сухомлинский.

     Работа с природными материалами – это ценный ресурс для сохранения и поддержания здоровья. Такие занятия очень полезны для физического, психического и личностного развития учащихся.

     Изготовление изделий из природных материалов требует от учащихся ловких движений, и если руки в начале не точны, то в последствии,  в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

Развитие мелкой моторики оказывает большое влияние на умственное развитие детей.

Мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития мозга. Развитие мелкой моторики очень способствует развитию мышления и речи.

   Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гормонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

     Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

     Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, способствуют развитию речи. Создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.

Возрастающее влияние словесной рекуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

     Работа с природными материалами  так же способствует развитию:

- воли и характера;

- согласованности работы глаз и рук;

- точности выполнения действий;

- усидчивости и терпению;

- творческих способностей;

- видения итога своей работы;

- умения контролировать свои эмоции и действия;

- коммуникативных навыков.

     При работе с природным материалом улучшается работа нервной системы, повышается уровень психических процессов. Это значит, что развивается внимательность, сосредоточенность, мышление, память, координация, воображение, оказывается положительное воздействие на весь организм в целом.

     В психологическом плане занятия с природным материалом – настоящая психотерапия, арттерапия. Добиваясь прекрасного, художественно-эстетического результата учащиеся повышают свою самооценку.

Творчество делает нашу жизнь красивой и радостной. Благоприятный эмоциональный настрой  во время изготовления изделий, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития учащихся. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Так же  не стоит забывать, что занимаясь творчеством,  ребята отвлекаются от проблем, спасаются от возможных стрессов повседневной жизни.

     Подводя итог, можно сделать вывод, что возвращаясь к природным истокам, используя в своем творчестве все то, что дает нам природа, учащиеся способны открыть для себя не только естественные и давно позабытые формулы здоровья, но и приобрести истинную гармонию души и тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

Авторская программа : "Развитие физического и психического здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения Карасукского района"

     Цель данной методической программы сопряженных воздействий - сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников путем воспитания культуры собственног...

Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения (из опыта работы)

Сообщение на педсовете по теме:«Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения(из опыта работы)»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Сохранение физического и психического здоровья детей в ДОУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Сохранение физического и психического здоровья детей в ДОУ»...