Игра Новоселье.
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме
1. Название: “Новоселье”.
2. Задачи игры: создать условия для взаимодействия ребят друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии.
3. Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра: игра предназначена для тех классов, где каждый из учеников претендует на лидерство и не замечает одноклассников. Очень сложно договориться в силу постоянной личностной и учебной конкуренции между детьми. Ябедничают. Поделиться друг с другом вкусной едой, школьными принадлежностями, работать по одному учебнику – это чаще всего проблема.
4. Предполагаемый психологический результат: данная игра должна способствовать формированию понятия сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в неучебных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры в повседневную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_novosele.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Большая психологическая игра "Новоселье"
- Название: “Новоселье”.
- Задачи игры: создать условия для взаимодействия ребят друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии.
- Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра: игра предназначена для тех классов, где каждый из учеников претендует на лидерство и не замечает одноклассников. Очень сложно договориться в силу постоянной личностной и учебной конкуренции между детьми. Ябедничают. Поделиться друг с другом вкусной едой, школьными принадлежностями, работать по одному учебнику – это чаще всего проблема.
- Предполагаемый психологический результат: данная игра должна способствовать формированию понятия сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в неучебных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры в повседневную жизнь.
5. Описание сюжетной канвы, тип сюжета. Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Сюжет. Все ребята получают квартиры в только что построенном доме. Естественно, всё создано по последним тенденциям архитектурного дизайна. Участники игры одновременно заселяются в дом и обживаются в квартирах. (В классе передвигаются парты, каждый сам себе создаёт “жилое” пространство: некоторые стараются украсить “квартиру” реальными вещами, находящимися под рукой в классе, некоторые – воображаемыми изысками).
Даётся некоторое время, чтобы дети смогли сходить друг к другу в гости, познакомиться с соседями. Далее начинается “жизнь”. Ребятам предлагаются разные ситуации, в которых надо принимать решение и осуществлять выбор (похоже на социометрию). Вот какие ситуации возникают:
1. Уже поздно, закрыты магазины, очень нужен хлеб. К кому из соседей пойдёшь с просьбой угостить тебя хлебом?
2. Ты уезжаешь в командировку на несколько дней. Кому из соседей доверишь котёнка?
3. Хочется устроить вечеринку. Кого пригласишь?
4. Сосед с верхнего этажа залил потолок в большой комнате. Выясни ситуацию.
Ситуаций может быть много, всё зависит от времени на игру и текущей межличностной обстановки в классе. Хочется отметить, что ребята играют по-настоящему. Задания раздаются по ходу игры персонально, а я фиксирую, как удалось разрешить проблему, кого из участников игры включили в процесс.
6. Время на игру и на обсуждение: 60 минут игра, не менее 10 минут обсуждение.
7. Участники: 7 учеников пятого класса. Ведущим может быть один взрослый. Хотелось бы обойтись без наблюдателей. Если взрослый не включён в игровой процесс, он не может присутствовать на игре.
8. Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов: естественно, в качестве игры на улице во время прогулки, групповой формы работы на уроке можно повторить идею. Но, как мне кажется, необходимо по-другому расставлять акценты в игре, не провоцировать, уходить от конфликтных ситуаций, если взрослый не уверен, что сумеет их разрешить. В качестве психологической игры, или, как я представляю эти игры ребятам, “игры с двойным дном”, проведение эффективно только на соответствующих уроках с тренером.
9. Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.
№ этапа | Время на проведение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1. | 10 минут | Начало игры. Ведущий рассказывает о правилах, вводит детей в ситуацию новоселья | Способствовать созданию игровой атмосферы, отслеживать принцип равноправия во время “благоустройства квартир” | Класс, парты, стулья – всё, что находится в помещении и в портфелях учеников (по их желанию) |
2. | 7 минут | Создание проблемной ситуации 1 | Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации | |
3. | 7 минут | Создание проблемной ситуации 2 | Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации | |
4. | 7 минут | Создание проблемной ситуации 3 | Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации | |
5. | 7 минут | Создание проблемной ситуации 4 | Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации | |
6. | 10 минут | Завершение игры. Наводим порядок в классе | Переключение с игровой атмосферы на реальность. Перенос навыков взаимодействия | |
7. | 10–15 минут | Обсуждение | Формирование навыков рефлексии |
10. Формы обсуждения игры: В заключение мы расставляем парты по местам, тем самым переносимся из игровой ситуации в реальность. Процесс наведения порядка очень важен. Он даёт возможность постепенно переключиться на работу “здесь и сейчас” и перенести создавшиеся формы взаимодействия во время игры на реальную ситуацию. Затем я предлагаю ребятам обсудить то, что мы делали, как играли. Конечно же это вопросы плана “понравилось – не понравилось”, “какие чувства вызывало то или иное действие?” и т.д. Затем вопросы посложнее: чему научился во время игры? Что нового узнал о ком-то из класса? Чему был приятно удивлён в процессе игры, а что тебя огорчило? Что нужно сделать, чтобы играть стало интереснее? Можно ли какие-то элементы взаимодействия во время игры использовать в повседневной жизни? Что это нам даёт?
Под конец высказываю своё мнение о игре, говорю по несколько слов поддержки о каждом участнике.
Материалом, собранным в процессе игры, обязательно делюсь с коллегами. Знание межличностной ситуации в коллективе детей и перспективы развития даёт возможность более эффективно строить учебно-воспитательный процесс, учить детей сотрудничеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новоселье в 8 классе.
Воспитательное мероприятие в школе 8 вида. Как только начался очередной учебный год и классу был предоставлен новый кабинет, было проведено это мероприятие - новоселие класса....
Социальный проект "Подарок на новоселье"
Участие в украшении интерьера классного кабинета начальной школы....
Конспект праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей "Новоселье в новой группе"
Конспект праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей "Новоселье в новой группе"...
Конспект праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей "Новоселье в новой группе"
Конспект праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей "Новоселье в новой группе"...
Сценарий Новоселье школы после капитального ремонта
Если вам предстоит открывать школу после капитального ремонта, то наш сценарий может пригодиться. Наш праздник проходил накануне Дня учителя в зале Дома культуры....
Логоритмическое занятие в подготовительной группе: "Птичье новоселье"
Речевые ритмические игры на материале перелётных птиц...
Праздник "Новоселье" 5 класс
Интересня развлекательная игра для 5 класса . Ребята перешли в среднее звено и соответственно "переехали" В сценари принимают участие родители и как члены жюри, и как выступающие гос...