Вопросы учебной мотивации подростков
статья по психологии по теме

Сидорова  Светлана Васильевна

Рассмотрение вопросов  учебной  мотивации подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_uchebnoy_motivatsii_podrostkov.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы учебной  мотивации подростков

   Цель: рассмотрение вопросов  учебной  мотивации подростков.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация подростка – это  то, что побуждает подростка двигаться в том или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

 во-вторых, - организацией образовательного процесса;

         в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

         в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

в-пятых, спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности .У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая школьная мотивация.  Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Виды мотивов

Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

   1) познавательные мотивы, связанные  с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

   2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Учебная мотивация подростков

Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность- переход от детства к взрослости. К этому возрасту относят школьников 11(12)-15(16) лет. За это время протекает бурная физиологическая перестройка организма.

Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе.

 Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими «пятерками» - глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал.

Причины спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

·         пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

·         пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

·         недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

·         ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе. 

Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

·         слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);

·         несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;

·         недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. ·         недостаточное развитие мотивационной сферы.

Формирование мотивации  учения

Подростковый  возраст можно  отнести к  одному  из  самых важных  в  формировании мотивации  учебной  деятельности. Но, перед  тем  как  начинать  развивать  и  формировать  мотивацию  учения  надо  изучить  ее.   У  каждого  ученика   есть  как  некоторый наличный  уровень   мотивации,  на  который  можно  опереться.

В  работе  учителя изучение  и  формирование  мотивации   неразрывно  связаны.

Личность  ученика  неповторима.  У  одного -  невысокий   уровень  мотивации  и  хорошие  умственные  способности, а  у  другого -  средние, но   большие  побудительные  силы  поиска  решений. Иногда  ученик  обладает  хорошими  способностями, глубокими  знаниями, а  результат деятельности  средний.  Успех   или неудачу  личности  в  учебной  деятельности  невозможно   объяснить  какими-либо  отдельными  ее качествами. Только  анализируя  эти  качества  в  тесной  взаимосвязи,  можно   понять  истинные  причины  успехов  или неудач  конкретного  ребенка.

При  изучении  ученика в условиях   учебной  деятельности  необходимо  выявить  взаимосвязь  трех  основных  личностных  характеристик, которые   обеспечивают  успешность  его  учебно -  познавательной   деятельности. В  качестве  таких   личностных  характеристик  можно  выделить:

  • Отношение   к  предмету.  Содержанию,  процессу,  результату  учебно-  познавательной  деятельности,  выражающееся  в  мотивации  учения;
  • Характер  взаимоотношений ученика  с участниками  учебного  процесса.  Который  проявляется  в  эмоционально-оценочных  отношениях  ученика  и  учителя  друг  к  другу,
  • Способности  саморегуляции  учебных действий,   состояний   и  отношений  как  показатель  развития  самосознания.

В  своей  педагогической  практике  использую  следующие  методики  по  изучению  мотивации учебной  деятельности:

Методика изучения мотивации обучения школьников М.И.Лукьяновой и Н.В.Калининой. Методика включает 4 вопроса, на каждый из которых предлагалось выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество балов в зависимости от того, какой мотив он отражает:

внешний мотив – 0 баллов;

игровой мотив – 1 балл;

получение отметки – 2 балла;

позиционный мотив – 3 балла;

социальный мотив – 4 балла;

учебный мотив – 5 баллов.

Баллы суммируются, затем по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения: от очень высокого (I) до низкого (V)

Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса

Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой

Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова

Методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейна в модификации В.Ф. Моргуна

А теперь,  используя автоматизированную  систему  анализа  и  оценки  личностных  результатов, будет легче  все  это  прослеживать.

Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учебной деятельности:

·         прежде всего, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;

·         подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

·         формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;

·         контроль используется как средство мотивации учащихся.

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул).  
К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:

·         новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

·         демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.

Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. 

Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует прежде всего самостоятельность, сознательность обучения.

Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Для   мотивационной        сферы     подростков   характерно   сочетание   и   взаимопроникновение   широких   социальных   мотивов   и  познавательных   мотивов,   заключенных     самом   учебном   процессе.   Формирование учебной   мотивации   предполагает   развитие   у   ребенка  социальных   мотивов.

Подросток должен понимать, где ему могут пригодиться полученные в школе знания, понимать, какие его социальные потребности они могут удовлетворить, видеть смысл в изучении тех или иных предметов. Взрослые должны поддерживать веру ребенка в то, что знания полезны, что они нужны ему для жизни, что умным и образованным быть лучше, а не порождать в душе ребенка сомнения в ценности образования.

Необходимо        также    развивать     познавательную        мотивацию,     формировать       интерес    к  учебе.   Для    этого   преподавание   учебных  предметов   должно   быть   выстроено   так,   чтобы в процессе обучения ребенок получал новое знание, чтобы у него была возможность самостоятельного поиска этого знания, его применения. Важная роль в формировании учебной мотивации принадлежит учителю. От его профессиональной подготовки, от его отношения к детям зависит их интерес к учебе. Речь, манера общения с классом, такт- все это важно для общения с учащимися подросткового возраста.

Школьная  мотивация  будет  высокой  тогда, когда  будут работать  вместе педагоги,  психологи, администрация, родители и, конечно же,  ребенок.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984. - 176 с.

2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 340 с.

4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 212 с.

5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

6. Е. Е. Сапогова «Психология развития человека», М.: 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вопросы полового воспитания подростков"

Данный материал вы можете использовать и для организации бесед, классных часов для старшеклассников....

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве. Материалы международной научно-практической конференции. Шадринск-Москва-Чебоксары-Тирасполь, 26-27 апреля 2012 ...

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Отклоняющее поведение человека в современном мире: проблемы и решения. Материалы II международной заочной научно-практической конференции. г. Владимир, 12 мая 2011 г....

Профессиональная компетентность учителя – словесника в вопросах современной литературы для детей и подростков.

Профессиональная компетентность учителя – словесника  в вопросах современной литературы для детей и подростков.Обратившись к концепции и содержанию Профессионального стандарта педагога, позв...

Гендерный вопрос в процессе социализации подростка

Возрастная и гендерная специфика правовой социализации в подростковом возрасте...

О некоторых вопросах психологической готовности учителя к обучению младших подростков в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю

Период переходя из 4 класса в 5 класс является сложным не только для ученика, но и для учителя. В статье рассматриваются основные моменты, на которые свое внимание необходимо обратить учителю. Од...

К вопросу изучения сиблинговых позиций подростков как причины конфликтности родительско-детских отношений

В статье рассматриваются причины конфликтности родительско-детских отношений....