К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
статья по теме

Кузнецова Анна Александровна

Отклоняющее поведение человека в современном мире: проблемы и решения. Материалы II международной заочной научно-практической конференции. г. Владимир, 12 мая 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc815.5 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Кузнецова Анна Александровна, соискатель ученой степени кандидата психологических наук по специальности «Педагогическая психология» Шадринского государственного педагогического института, педагог-психолог МОУ «Лицей №I» г. Шадринска, Россия

Лихачева Наталья Львовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института, Шадринск, Россия

Проблема отклоняющегося поведения школьников - одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.

Поведение человека составляет одну из важных областей психологических и социологических исследований. В психологии понятие "поведение", чаще всего, определяется как внешненаблюдаемая система действий, поступков людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека. Проблема формирования нравственного поведения в новых социальных условиях стала особенно актуальной [1].

Данную проблему исследовали Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов, В.Г. Баженов, И.А. Невский, Л.М. Кащенко. Э.Б. Заседателева, А.Г. Холодюк, С.А. Баженов, М.A. Алемаскин, В.Г. Степанов. А.С. Белкин, Л.М. Зюбин и другие. Эта проблема представляет большой интерес и для современных ученых. Большое место она занимает в трудах Р.В. Овчаровой [3,4].

Всестороннее и многоплановое изучение отклоняющегося поведения учеными педагогами, психологами, социологами, медиками, юристами говорит о том, что можно прогнозировать появление той или иной вредной привычки и в целом отклоняющегося поведения. Природа отклоняющегося поведения неоднородна, различают поведение девиантное, т.е. отклоняющееся от принятых в обществе норм; делинквентное - преступное, криминальное; аддиктивное - характеризующееся стремлением к употреблению одурманивающих (наркотических) веществ; аномальное, характеризующееся наличием мозговой патологии.

Внешними причинами социально - педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и в школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими [3].

В качестве критериев для оценки социально - педагогической ситуации развития ребенка являются следующие параметры:

  1. Характер воспитательного окружения:
  •  ориентированное на ребенка, полное стабильное, положительно воздействующее;
  •  неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее;
  •  безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное (нестабильное) дезорганизующее;
  •  враждебное к ребенку, неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка.
  1. Характер воспитательно-образовательной работы с детьми:
  •  личностно - ориентированный, развивающий, эффективный;
  •  целерациональный, репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв;
  •  анонимный, информационно - репродуктивный, эффективный.
  1. Характер внутренней позиции ребенка:

- взаимодействие (относительная независимость, устойчивость, сопротивляемость);

- противодействие (гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость);

- бездействие (гиперзависимость, неустойчивость, поддатливость).

Социально - педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве, примерно, в трехлетнем возрасте, т.е. совпадает с началом развития самосознание ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При  неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование - симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся, в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.

В младшем школьном возрасте, в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие се субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степень социальной запущенности ребенка [3].

Психологическим механизмом социально - педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», психологическая не защищенность ребенка и связанные с ней защитные формы поведения, прежде всего агрессивные [4].

Личность социально и педагогически запущенного ребенка характеризуется не развитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценки и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью и слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно - ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своей проблемы. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением» трудно адаптируются к новым условиям.

Выявлены существенные различия в уровне возбудимости и гиперактивности, выражающееся в слабой концентрации внимания, повышенном моторном беспокойстве и отвлекаемости, отсутствие страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм поведения.

В отношении с взрослыми запущенные дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью (для младших школьников - потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее влияние. Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, неприятным, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

Факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность:

- микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни;

- особенности взаимоотношений с учителями, которые предъявляют требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдят его перед всем классом, «засыпают» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер;

- отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение его в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и сознание своего одиночества, заброшенности, которые побуждают педагогически запущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.

Неблагоприятные факторы семьи, влияющие на возникновение педагогической запущенности:

 - отсутствие отца - само по себе отрицательное педагогическое обстоятельно, потому что это сказывается и на материальном положении семьи, и на объеме внимания, которое должно быть уделено ребенку, и на потере того своеобразного положительного влияния, которое может и должен оказывать на детей порядочный отец. Это заметно в стремлении мальчиков, не имеющих отцов, к общению с мужчинами. Развод родителей, даже без предшествующих ему в присутствии детей конфликтов, потому что в любом случае развод означает какое-либо принципиальное расхождение взглядов супругов на жизнь или отдельные стороны, что небезразлично для воспитания детей. Тем более пагубны последствия конфликтов, уничтожающих в глазах детей одного или обоих родителей, подрывших авторитет, отрицательно влияющих на состояние нервной системы и психики детей и подростков. Чаще ребенка или даже подростка оставляют на воспитание матери, хотя далеко и не всегда её педагогические преимущества налицо. Она препятствует встречам ребенка с отцом, порой сознательно или несознательно компрометирует своего бывшего супруга, и это приводит к отрицательным психологическим последствиям для ребенка, и тем более для подростка или юноши, которые способны довольно глубоко вникать в отношения между своими родителями;

- общеобразовательный и культурный уровень семей педагогически запущенных школьников характеризуется невысоким образованием родителей, крайне обедненными духовными потребностями, общим низким и культурным уровнем предпочтение отдается материальному благополучию в ущерб духовным запросам и потребностям. Матери, характеризующиеся аморальным поведением, наносят своим детям двойной вред. Во-первых, они, естественно, показывают детям аморальное поведение, приобщая их к алкоголю и беспорядочной половой жизни. Во - вторых, в большинстве случаев такие матери просто не занимаются своими детьми, которые становятся безнадзорными;

- отношению родителей к воспитанию своих детей;

- общество сверстников - во многом модель взрослого общества. Здесь дети, подростки и юноши учатся тому поведению, которое на самом деле принято в обществе взрослых: усваивают нормы морали, учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.

Исследования М.А. Алемаскина показали, что социальная изоляция, отверженность подростка в учебном коллективе неизбежно приводит его к поискам иной среды общения и удовлетворения потребности в престиже в антиобщественных группировках [2].

Таким образом, социально — педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка. Окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияют на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни, он не получает достаточной свободы для появления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.

Список литературы:

  1. Актуальные направления социально — педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / под ред. С.С. Гиля - Омск, 1996.
  2. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. - М., 1979

З. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей. - Архангельск, 1995

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве. Материалы международной научно-практической конференции. Шадринск-Москва-Чебоксары-Тирасполь, 26-27 апреля 2012 ...

Педагогическая запущенность подростков как следствие нарушения усвоения общественно-исторического опыта в дошкольном возрасте

Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала. Материалы международной научной педагогической конференции. Пермь, 10-12 сентября 2012 г....

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Журнал «Мир науки, культуры, образования».г. Горно-Алтайск, 2012 г....

доклад "Педагогическая запущенность подростка, её причины"

Родительское собрание на тему: "Педагогическая запущенность подростка, её причины"...

"Особенности работы с педагогически запущенными подростками"

Презентация к докладу "Особенности работы с педагогически запущенными поростками" - Школа педагогического мастерства....

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"

Программа  социально-психологического тренинга  "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...

Библиотерапия как средство формирования социально-нравственной сферы поведения у педагогически запущенных подростков

Психокоррекционная работа с педагогически запущенными учащимися  включает в себя 20 занятий, 2 консультации с педагогами и родителями. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю, продолжит...