Характер -материалы для осмысления к занятию по обозначенной теме: афоризмы, практические задания. Л.А.Соколова.
статья по психологии по теме

Соколова Лариса Анатольевна. Пермь.

Материалы для использования на учебных занятиях по теме "Характер". С учетом современного развития страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kharakter.odt9.51 КБ

Предварительный просмотр:

Характер -материалы для осмысления к занятию по обозначенной теме: афоризмы, практические задания.Л.А.Соколова.

ХАРАКТЕР-  ЭТО ПОВЕДЕНИЕ, ДОВЕДЕННОЕ ДО УРОВНЯ ПРИВЫЧКИ.

Точное ли высказывание?

Афоризмы и мысли.

 «В тиши зреет интеллект, в бурях жизни формируется характер».

Гете

 «У каждого человека есть три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

 Гюго

«В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т.п. действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами личности, ее характера (ее уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.)

В характер, вопреки очень распространенному мнению, могут включаться не только волевые и эмоциональные, но и интеллектуальные особенности, поскольку они становятся свойствами личности, выражающимися в качественном своеобразии ее отношения к окружающему. Так, легкомыслие, благоразумие, рассудительность, будучи интеллектуальными качествами, являются или могут быть характерологическими чертами. При этом, превращаясь в свойства характера, интеллектуальные качества начинают характеризовать не один интеллект как таковой, а личность в целом».

С.Л. Рубинштейн

«И как ловко пес чувственности умеет молить о духе, когда ему отказывают в теле».

Ф. Ницше

«Есть смелость от глупости, и смелость от мудрости. Как говорил мудрый Капица: «Я боюсь только щекотки».

И. Шевелев

«Вспыльчивость - еще не злость, уравновешенность - еще не доброта».

И. Шевелев

«Заурядный человек всегда приспосабливается к господствующему мнению и господствующей моде, он считает современное состояние вещей единственно возможным и относится ко всему пассивно. Ему не приходит в голову, что все - от формы мебели, до тончайшей гипотезы - решается в великом совете человечества, членом которого он является ... Великий же гений всегда задает вопрос: а может быть, это неправильно?»

К.Г.Лихтенберг

     

Цели изучения: тот, кто является слушателем данного занятия:

 должен иметь представление:

о характере человека, о его роли характера в формировании поведения;

 должен знать:

* основные поведенческие характеристики при различных типологиях характера;

* место характера в структуре личности;

* значение характера в профессиональной деятельности  (как в самопознании, так и в познании других);

 должен уметь:

* ориентироваться в особенностях характера того человека, с которым общается по долгу службы (по данным наблюдения и беседы) и строить профессиональную деятельность с учетом этой информации;

«Темперамент относится к способу, стилю реагирования, он конституционален и неизменяем; характер же формируется на основе жизненного опыта человека, особенно в раннем детстве, и способен претерпевать определенные изменения под влиянием нового жизненного пути и интуиции. Если человек, к примеру, имеет холерический темперамент, то его стиль реагирования будет «быстрым и сильным». Но ситуации, в которых он проявляет подобную реакцию, или то, на что он реагирует подобным образом, зависят от характера. ...

ХАРАКТЕР - ЭТО СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ В ЕЕ ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

УЧЕНЫЕ ВЫДЕЛЯЮТ 4 ГРУППЫ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:

1.отношение к себе

2.отношение к другим людям

3.отношение к собственности, вещам

4.отношение к деятельности, к труду

 

                                                  отношение к себе:

Получающий .......................................Пассивный,безынициативный

Ответственный ......................................Бездумный,бесхарактерный

Преданный, почтительный .................................................Подчиняющийся

Скромный .....................................................................Лишенныйгордости

Обаятельный .....................................................................Паразитирующий

Сговорчивый .......................................................................Беспринципный

Социально приспособленный     ......Раболепный,неуверенный в себе........        

Идеализирующий ...............................................................Нереалистичный

Вежливый ...............................................................................Бесхребетный

Восприимчивый .........................................Малодушный,трусливый

Оптимистичный ......Принимающий желаемое за действительное

Доверчивый .............................................................................Легковерный

Чуткий, деликатный, нежный ............................................................Сентиментальный

                   

               отношение к другим людям:

Активный ........................................................................Эксплуатирующий

Инициативный .........................................................................Агрессивный

Требовательный ...................................................................Эгоцентричный

Гордый ......................................................................................Тщеславный

Импульсивный ..............................................Опрометчивый, безрассудный

Уверенный в себе .............................................Высокомерный,надменный

Пленяющий ...........................................................................Обольщающий

               

 отношение к собственности (сберегающая)

Практичный ..................................................Лишенный фантазии

Экономный .....................................................Скупой, жадный

Осторожный .......................................................................Подозрительный

Сдержанный .................................................Черствый, холодный

Терпеливый ........................................Апатичный, заторможенный

Предусмотрительный, внимательный ....Тревожный, озабоченный

Невозмутимый ................................................................................Ленивый

Уравновешенный .......................Инертный в стрессовой ситуации

Аккуратный .........................................Педантичный

Методичный ...................................Одержимый навязчивой идеей

Верный .................................................Рабски преданный

                             

 отношение к делу. РЫHОЧHАЯ ОРИЕHТАЦИЯ (обменивающая)

Целеустремленный ..................................................Пользующийся случаем

Готовый к переменам ..................................................Непоследовательный

Моложавый, энергичный .......................................Ребячливый, капризный

Дальновидный ..................................................Без прошлого или будущего

Свободомыслящий ....................................................................Аморальный

Общительный ......................................................Избегающий одиночества

Экспериментирующий ...............................................................Бесцельный

Гордый ..............................................................................…....Тщеславный

Непредубежденный, недогматичный .................................Беспринципный

Предприимчивый ................................................................Гиперактивный

Любознательный ........................................................................Бестактный

Умный .....................................................................................Умничающий

Контактный ......................................................Hеразборчивый в контактах

Терпимый ...............................................................................Безразличный

Остроумный .............................................................................Простоватый

Щедрый ...............................................................................Расточительный

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:1 ВАРИАНТ- ОПИСАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР

                                        2 ВАРИАНТ- ОПИСАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР И ХАРАКТЕР

                                                           ВТОРОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ В ПАРЕ.

                                        3 ВАРИАНТ- ОБСУДИТЬ ВОПРОС: СКОЛЬКО ХАРАКТЕРОВ                                                                 ИМЕЕТ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК

                                        4ВАРИАНТ-  Графический тест-1

. Графический тест-1

Задание, которое предлагает российский психолог Г. Марасанов, может показаться вам не очень серьезным. И тем не менее попробуйте выполнить его - это поможет взглянуть на себя со стороны, что совсем немаловажно, если вы беретесь за новое дело. Итак, предлагается три фигурки: квадрат, треугольник, круг. Сложите 12 человечков, причем и ручки, и ножки, и тело, и голова у них должны быть составлены только из этих трех фигурок. Сколько фигурок вы возьмете - это ваше дело. На одного человечка, скажем, понадобилось три, на другого - двадцать. Постарайтесь сделать так, чтобы человечки отличались друг от друга. Нарисовали? Хорошо.

(см. Приложение)

3.3.3 Графический тест-2

Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в 4 группы: «Движение», «Спокойствие», «Уверенность» и «Неуверенность». В каждой группе выберите по одному символу, который больше всего соответствует вашему состоянию.

(см. Приложение)

                               5 ВАРИАНТ- ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (по выбранной методике вами)

                                                                        Л.А.Соколова

                                                                                    27.10.2012.

использовались материалы:

Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.

Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками.- М.,1987.

Рогов е.и. Настольная книга практического психолога.- М., 2006.

Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. М.,2000.

http://www.medpsy.ru/meds/meds065.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 занятий в Программе Microsoft Excel. Практические задания для учащихся.

Занятие 1. Назначение программы. Вид экрана. Ввод данных в таблицуЗанятие 2. Форматирование таблицыЗанятие 3. Расчет по формуламЗанятие 4. Представление данных из таблицы в графическом видеЗанятие 5. ...

Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"

В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Использование наглядных пособий по теме «Молекулярная физика» для формирования устойчивых знаний в рамках обозначенной темы у студентов первого курса Медицинского колледжа по специальности «Сестринское дело» на занятиях по дисциплине "Физика"

В данной статье рассказывается об эффективном использовании  наглядных пособий  в рамках курса физики для студентов  первого курса  Медицинского колледжа по специальности «Се...

Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста

Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста. Предмет русский языкУМК Шмелев А.Д....

Практические задания для проведения педсовета по теме «Смысловое чтение. Формирование функциональной грамотности на каждом учебном занятии».

Данная статья содержит в себе ряд практико-ориентированных заданий, которые можно использовать при проведении педагогических советатов и заседаний методических объединений. Позволяет познакомится с ос...