Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста
учебно-методический материал
Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста.
Предмет русский язык
УМК Шмелев А.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет русский язык
УМК Шмелев А.Д.
Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе:
Формулировка задания | Оценка образовательного потенциала | Пояснения | Итоговый балл |
«Работа в паре» Ч.1, стр.19, упр.26 Разделите слова на группы по разным основаниям. Объясните, по каким признакам вы объединили слова в группы. Запишите, указав общий признак каждой группы слов. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в группе» Ч.1, стр.23, упр.33 Прочитайте народные загадки и найдите к каждой из них соответствующую иллюстрацию. Все отгадки – имена существительные. Запишите их в таблицу, добавьте в нее все имена существительные из загадок. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.31, упр.46 Найдите «лишний» глагол в каждом ряду. Объясните свой выбор. Назовите неопределенную форму всех глаголов из данного упражнения. Запишите глаголы в этой форме в два столбика. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.35, упр.55 Составьте с однородными членами предложения, соответствующие схемам. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Составление предложений предполагает индивидуальную работу. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр. 46, упр.75 Проверьте друг у друга словарные диктанты. Есть ли в них ошибки? Если есть, то выясните, какие орфографические правила вам нужно еще раз повторить. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.1, стр. 50, упр.83 Разделите на группы слова с пропущенными буквами в зависимости от того, какое орфографическое правило необходимо было применить. Сравните полученные списки слов, найдите вместе правильное решение в случае расхождения результатов | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | В этом задании есть требование согласовать результат. | 1 |
«Работа в группе» Ч.1, стр.55, упр.88 Обсудите в классе тему «Могут ли животные говорить?» вспомните о своих наблюдениях за домашними питомцами. Найдите в книгах факты в доказательство вашей точки зрения. Пришли ли вы к общему мнению? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.59, упр.92 Уточните значение слов из рубрики «Пишите правильно» по учебному толковому словарю. Составьте с этими словами предложения, запишите их. Проверьте работы друг друга. Правильно ли вы написали слова? Правильно ли употребили их в предложениях? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.1, стр.89, упр.29 Прочитайте диалог и найдите среди выделенных в стихотворении слов загаданное слово по описанию его звуков. Сыграйте в игру «Угадай слово» и с остальными словами. Выиграет тот, кто задаст меньше вопросов при отгадывании слова. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Нет | Задание предполагает работу в паре, роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат | 2 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.93, упр.42 Рассмотрите таблицу на странице 94 и объясните, почему буквы выделены разными цветами. Посчитайте количество букв одного цвета. Каких букв больше? Проверьте друг друга: помните ли вы названия всех букв и их порядок в алфавите? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Первая часть задания может выполнятся индивидуально, а при проверке знания алфавита можно поработать в паре | 1 |
«Работа в группе» Ч.1, стр.99, упр.49 Обсудите , какой плакат или постер вы могли бы приготовить ко Дню славянской письменности и культуры. Какие иллюстрации подошли бы к нему? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | Задание коллективное, творческое, но в нем отсутствует требование распределения ролей и требование согласовать ответственность за конечный результат. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.107, упр.65 Кто быстрее угадает и правильно запишет зашифрованные слова? (Даны рисунки и слова с пропущенными буквами) | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Задание можно предложить всему классу. | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр. 127, упр.97 Составьте диалог: расспросите друг друга о том, какие необычные люди, вещи, явления природы, животные встретились вам прошлым летом. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да. 3.Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Нет | Задание предполагает работу в паре, роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат | 2 |
«Работа в группе» Ч.1, стр. 134, упр.109 Прочитайте начало стихотворения Г.А.Ладонщикова. Попробуйте сочинить свою азбуку «Мои друзья от А до Я» | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Творческий процесс предполагает индивидуальную работу | 1 |
«Работа в группе» Ч.1, стр. 144, упр.9 Разделитесь на группы из трех человек. Каждый должен как можно быстрее составить три слова из элементов выбранного столбика. Сравните результаты : кто быстрее выполнил задание? Как вы думаете, что помогло победителю вашего лингвистического соревнования? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да. 3.Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.1, стр.145, упр.10 Представьте, что один из вас иностранец, а второй помогает ему изучить русский язык. Разыграйте диалоги по образцу | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да. 3.Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Нет | Задание предполагает работу в паре, роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат | 2 |
«Работа в группе» Ч.1 , стр.180, упр.84 Николай написал о своем увлечении необычным для нашей страны видом спорта. Слова, которые он использует для описания своего хобби, еще совсем новые для русского языка. А как они образованы? Выпишите эти слова и проанализируйте способы словообразования. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Эту работу можно выполнить индивидуально | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.191, упр.106 Составьте словарный диктант из слов с чередованием гласных а//о в корне. Не забудьте о словах –исключениях. Проведите словарный диктант друг для друга, обсудите результаты. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.1, стр.245, упр.29 Каждое из существительных, данных в скобках, соедините с прилагательным. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в прямом значении? Составьте с полученными словосочетаниями предложения, в которых поясняется каждое значение прилагательного. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Эти задания можно сделать индивидуально | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.295, упр.124 Спишите предложения, распределив их по группам в зависимости от значения выделенных слов. Обозначьте орфограммы в словах с пропущенными буквами. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает деление слов на две группы (здесь уместно поработать в паре). | 1 |
«Работа в паре» Ч.1, стр.301, упр.133 Представьте, что один из вас побывал на экскурсии в Политехническом музее, а второй еще не был. Задача второго – расспросить , выяснить, стоит ли в него идти. Задача первого – уговорить собеседника пойти в музей. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.2, стр.13, упр.5 Прочитайте диалог из книги Чуковского К.И. «От двух до пяти». От какого этикетного диалога отказалась девочка? А если бы чихнул человек, что бы она сказала? Для чего нужны такие пожелания? | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | Диалоги интереснее читать по ролям. | 1 |
«Работа в паре» Ч.2.стр.28, упр.25 Выпишите из текста три словосочетания, включающие слова с орфограммами. Обозначьте орфограммы пропусками. Обменяйтесь заданиями с одноклассником. Вставьте пропущенные буквы и разберите словосочетания. Проверьте работы друг друга. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в группе» Ч.2, стр.63, упр.72 Какая часть текста сказки относится к авторской речи, а какая передает прямую речь персонажей? Чья роль больше? Прочитайте сказку по ролям. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | В этом задании только при чтении по ролям возможно использование работы в группе, так как в тексте участвуют четыре персонажа | 1 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.124, упр.31 (2) Придумайте и запишите диалог персонажей картины ( А.И.Корзухин «Птичьи враги»). Вспомните пунктуационные правила оформления диалога | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет. | Написание текста по картине у учащихся нередко вызывает затруднения, поэтому работа в паре по созданию и оформлению диалога здесь будет уместной. | 1 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.134 Составьте вопросы к тексту параграфа, задайте их друг другу. | 1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Нет | Если учащиеся будут вместе составлять одни и те же вопросы, то нет особого смысла их друг другу задавать. | 1 |
«Работа в группе. Проектное задание» Ч.2, стр.153, упр.79 Подготовьте компьютерную презентацию, альбом или стенную газету «Достопримечательности нашего города (села, района)». Побеседуйте об этом со старшими, найдите информацию в книгах. Подберите иллюстрации, запишите названия достопримечательностей. Проверьте, правильно ли вы написали имена собственные | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Нет | Задание предполагает работу в паре, роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат | 2 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.183, упр.136 Представьте себе, что вы боитесь куда-то опоздать, а часов у вас нет. Чтобы узнать время, задайте вопросы : 1)прохожему на улице,;2)учителю в школе; 3) своему однокласснику. Используйте обращения. Запишите свои вопросы. Чем они будут различаться? | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.237, упр.87 Составьте словарный диктант из 25 слов или 12 словосочетаний, используя имена прилагательные с суффиксами –н-, -ин-…. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Нет | Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны. | 1 |
«Работа в паре» Ч.2, стр.282, упр.55 Составьте с глаголами из рубрики «Пишите правильно» пять словосочетаний. Продиктуйте их друг другу, проверьте свои диктанты. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 | |
«Работа в паре» Ч.2, стр.314, упр.128 Придумайте по образцу этой сказки диалог-загадку с другой «привередливой» буквой русского алфавита. Разыграйте диалог перед одноклассниками : они должны разгадать вашу загадку. | 1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы? Да. 2. Есть ли требование распределения ролей / функций? Да 3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.) Да | 3 |
Предмет русский язык
УМК Шмелев А.Д.
Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий по созданию текста:
Формулировка задания | Оценка образовательного потенциала | Пояснения | Итоговый балл |
Ч.1 , стр. 11, упр.6 В каком регионе РФ вы живете? Найдите в справочниках или в Интернете информацию о том, на каких языках, кроме русского, говорят жители вашего региона. Подготовьте рассказ о РФ и вашем регионе , используя приведенные выше факты и найденную вами информацию. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Нет | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.1 , стр. 13, упр.8 Подготовьте рассказ о русском языке по вопросам | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет. | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.1 , стр. 74, упр.11 Представьте , что вам надо образно рассказать о разделах лингвистики ученикам младшего возраста. Подготовьте свое выступление перед учениками. (далее дана иллюстрация, заготовки к тексту вступления, советы к подготовке) | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Да. 3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)? Да . | Подробное, доступное задание | 3 |
Ч.1 , стр. 135, упр.112 Расскажите о забавном случае , свидетелем которого вы были. Запишите свой рассказ. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет. | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но не задана коммуникативная задача. Таким образом, задание не совсем соответствует требованиям, предъявляемым к таким заданиям. | 1 |
Ч.1 , стр. 204, упр.128 Опишите иллюстрацию к тексту, используя выписанные слова. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.2, стр.74, упр.87 Какая река есть в вашем городе (селе) или рядом с ним? Что вы о ней знаете? Напишите небольшое сочинение на тему «Наша река» | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. Ученики представят разные по типу речи сочинения. | 1 |
Ч.2, стр.78, упр.94 Вам нужно написать электронное письмо, чтобы спросить о теме урока, пропущенного вами по уважительной причине. Напишите одно письмо вашему учителю, а другое – приятелю или приятельнице. Выберите нужную форму обращения, формы местоимений и глаголов (если необходимо, обратитесь к материалам параграфа 19) | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Да. 3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)? Да . | В задании требуется не просто создать текст, а выбрать адресата и форму обращения, есть рекомендация, которая поможет ученику выполнить задание. | 3 |
Ч.2, стр.91, упр.111 Напишите сочинение на тему «Вот тебе и два дела!». Вспомните поучительный случай из вашей жизни или из жизни ваших знакомых и расскажите о нем, используя повествование. Вы можете попробовать свои силы как автор художественного рассказа, в котором допускается вымысел. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Да. 3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)? Да | В задании нет четкого объяснения в том, кому предназначается создаваемый текст, но предлагается побывать автором художественного текста. | 3 |
Ч.2, стр.163, упр.103 Для чего нужно зимой кормить птиц? Письменно ответьте на вопрос. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Нет | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.2, стр.215, упр.45 Опишите слона. Выберите признаки, которые вы считаете самыми яркими, запоминающимися. Используйте прилагательные в форме превосходной и сравнительной степени. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Нет. | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.2, стр.241, упр.92 Напишите сочинение на основе данного текста. В первой части дайте развернутое описание сирени, во второй части кратко изложите легенду о ней. В заключении напишите о том, какие чувства у вас вызывает это растение. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Нет. | Задание творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной задачи. | 1 |
Ч.2, стр.311, упр.121 Запишите краткую инструкцию по пользованию библиотечными книгами, обращенную ко всем читателям библиотеки. Используйте глаголы в форме повелительного наклонения. | 1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту? Да. 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)? Да. 3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)? Да . | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное задание для работы с текстом учебника "Колониальные империи"
Учебные задания матричного типа помогают слабым учащимся структурировать материал, работать с текстом учебника продуктивно и целенаправленно. Особенно эффективна такая форма работы в ...
Изложение с заданием ввести в текст оценку поступков героя.
Урок русского языка в 7 классе (урок развития речи)....

Создание текстов разных жанров как средство для реализации творческого потенциала обучающихся.
Как реализовать творческий потенциал обучающихся через систему работы по написанию текстов разных жанров....

Материал для подготовки к ЕГЭ. (Задание 27. Работа над определением проблемы текста и позиции автора) Текст по Руденко.
Здесь даны задания для работы над проблемой текста и позицией автора....

Занятие 31. Создание текста в соответствии с заданной темой. Задание 9.2
Маршрутный лист внеурочного занятия...

Индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы
Индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группыОбразовательная организация: МАОУДОД «Троицкая ДХШ»Форма наставничества: «У...