Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"
статья по литературе (10 класс) по теме

В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Галина Борисовна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Белгородской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ»

Г.Б.Иванова

РАСКРЫТИЕ АВТОРСКИХ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА

 КАК ПУТЬ ОСМЫСЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Опыт работы

                                                               

Старый Оскол

2010 год

Содержание

Информация об опыте……………………………….…. 3

Технология опыта…………………………………….… 9

Результативность опыта…………….……………..….. 27

Библиографический список………….….……..………30

Приложение к опыту…………………………………...32

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения, становления опыта.

Средняя общеобразовательная Каплинская школа с углубленным изучением отдельных предметов находится в центре села Федосеевка, в ней обучаются дети с. Набокино, Каплино, Федосеевки. В школе обучение ведется по двум профилям: физико-математическому, гуманитарному (английский язык). На территории села расположены библиотека, дом культуры, детский сад, музыкальная школа искусств. Учащиеся школы - выходцы из разных социальных групп. Служащие -24%, рабочие-57%, безработные-9%, частные предприниматели -7%, пенсионеры, инвалиды-4%. Родители имеют в основном среднее (15%), среднее - специальное (67%), высшее (18%) образование. К изучению художественной литературы, способствующей формированию нравственной, эстетически развитой личности, не все из них относятся с должным вниманием. Отдается предпочтение предметам политехнического цикла.

           Изучение литературы происходит в течение всех лет обучения ребенка в школе. За это время ученик знакомится с достаточным количеством произведений классиков русской и зарубежной литературы. Вместе со знанием художественного текста пополняются знания школьника о жизни вообще, формируется  умение правильно её оценивать, понимать своё место в жизни. Только путем осознанного чтения, основанного на знании особенностей построения художественного текста, на понимании всех тонкостей его организации, через постижение всех тайных и явных его смыслов может прийти читатель к осмыслению художественного произведения.  Все это способствует развитию творческих способностей обучающегося, его воображения, приобщает к миру прекрасного.

          Данные предварительной диагностики (2007-2008г.) показали, что интерес к чтению и изучению художественной литературы падает по мере взросления детей. Недостаточно полно и глубоко постигается смысл художественного произведения, снижается интерес к чтению. Так у 70% обучающихся среднего звена вызывает интерес чтение художественной литературы,  в старшем звене заинтересованы изучением литературы лишь 45% учащихся.  Как результат такого падения интереса – слабое проявление творческих способностей у учащихся старших классов ( 35%),  между тем как в среднем звене он составлял 52%. По результатам контрольных срезов, проведенных в 5 классе (2007-2008г.), установлено, что   уровень обученности составляет 80% среди учащихся 5 –го класса, а в 9 классе - 58%.Общее качество знаний (2007-2008г.) - 69%.

Актуальность опыта.

 Проблема осмысления художественного произведения актуальна, так как требования, предъявляемые к  молодому поколению современным уровнем жизни, значительно  возросли, задачи нравственного развития личности приобретают огромное значение. Неотъемлемой  частью гармоничного развития личности  является  освоение культурных ценностей, развитие познавательных способностей.  В процессе работы над данной темой выявлены следующие противоречия: между умением сосредоточиться   на личном восприятии произведения и недостаточным пониманием авторской позиции, авторских чувств;  между хорошим знанием содержания художественного произведения и слабым владением методикой анализа литературного произведения; между способностью обучающихся определять идейное содержание произведения  и умением находить к нему свой индивидуальный литературно-критический подход.  

В связи с этим актуальной становится проблема педагогической поддержки обучающихся старших классов, позволяющей формировать способность учеников видеть эстетическое совершенство произведения, оценивать мастерство писателя.

В ходе работы по раскрытию авторских приемов создания характера  развивается способность ученика соотносить текст с культурными и жизненными реалиями, эмоционально воспринимать и осмысливать произведение, формируются  творческие  способности, необходимые не только для искусства, но и для  любой трудовой деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта: определение путей работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников.

Длительность работы над опытом составляет три года.

1этап. Накопление фактического материала с целью выявления уровня знаний учащихся о приёмах и способах создания характера в художественной литературе; изучение предпосылок формирования читательских интересов у детей.

2этап. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме осмысления художественного произведения. Проведение диагностики  познавательных, творческих способностей учащихся (срезы практических умений, навыков; анкетирование, тестирование).

3этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов.

      Диагностика определения уровня обученности   (по П.И. Третьякову) показала, что в результате  использования предложенного опыта работы  повышается уровень знаний детей. Возрастает средний показатель по пяти уровням обученности. Так в 2007-2008 учебном году он составил 66%, в 2008-2009 уч. году – 71%, в 2009-2010 уч. году – 75%.

    В результате работы выяснилось, что интерес учащихся к предмету возрос. Предмет литература был назван в ряду  интересных предметов. Увеличилось  количество учащихся, посещающих кружковые занятия по литературе. Интерпретация художественного текста стала более глубокой, творческие работы детей по литературе -  интересней, оригинальней.

Диапазон опыта: система уроков. 

Теоретическая база опыта. Проблемой осмысления художественного    произведения через раскрытие способов создания характера занимались Джон Голсуорси, Хализев В. Е., Бахтин М.М., Гадамер Г.Г.,  Шлейермахер Ф.Д., Выготский Л.С., Лихачев Д.С., Лотман Ю.М. и др.

  Характер, по определению Л.Я. Гинзбург, - это «цельность, многоплановость в образе действующего лица». А.П. Гаврилов предлагает рассмотреть характер как «целостную структуру, материализующую понимание человека как диалектическое единство общего и индивидуального». По М.М. Бахтину, характер - «такая форма взаимоотношения между героем и автором, которая осуществляет задание создать целое героя как определенной личности».  

 О. Роден писал: «В каждом существе, в каждой вещи проницательный взор художника открывает характер, то есть внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму».

       В.Е. Пешко делит все способы создания характера на  две группы: раскрытие литературного характера «изнутри» и «извне».

Джон Голсуорси в своих работах указывал на то, что  процесс создания характеров бывает различен. Свобода  и  жизненность  образа  идут  от  подсознания, которое инстинктивно снабжает сознание нужным материалом. Он же подчеркивал, что «…если у писателя есть миссия на  земле, кроме как доставлять развлечение, так она в том и состоит,  чтобы,  создавая характеры, заставлять людей думать и чувствовать».

         Хализев В.Е.  под характером понимает внутреннюю сущность человека, которая сложна, многопланова и не всегда сколько-нибудь полно явлена во внешнем. Ученый указывал на интенсивное становление и широкое упрочение психологизма в литературе, на то что формы поведения воссоздаются, осмысливаются и оцениваются писателями активно, составляя не менее важную грань мира литературного произведения, чем собственно портреты.  Хализев В. Е. отмечал, что  формы поведения персонажей (вместе с их портретами) составляют одну из существенных граней мира литературного произведения.  Вне интереса писателя к «внешнему человеку», человеку в «ценностно-эстетической  воплощенности» его творчество непредставимо. Хализев отмечает  широкое использование образов вещного мира не только как атрибутов бытовой обстановки, среды обитания людей, но и как предметов, органически срощенных с внутренней жизнью человека и имеющих при этом значение символическое.

 По мысли В.Ф. Переверзева, сущность искусства сводится к воспроизведению психологии и характера,  свойственных «данной форме жизни»; образ является «проекцией <...> социального характера», находимого писателю  в действительности. Характер при этом осознается как некая универсальная доминанта художественного творчества.    

Установка на сотворение и воссоздание характеров  открыла искусству путь к освоению человеческого мира как индивидуально-личностного. В характере, пишет В.А. Грехнев,  «заключено прочное ядро человеческой индивидуальности, проявленное ярко и крупно. Психологической предпосылкой для появления характера в литературе становится объемное видение душевной реальности, накопление психологической зоркости в мире культуры». По словам Ю.М. Лотмана, «поведение не вытекает из органических потребностей личности и не составляет с ней неразрывного целого, а «выбирается», как роль или костюм, и как бы «надевается» на личность».

Задача толкователя текста, по словам Шлейермахера, состоит в том, чтобы «понять речь сначала так же хорошо, а затем лучше, чем ее инициатор», т.е. осознать то, что для говорящего «оставалось неосознанным», т.е. придать высказыванию дополнительную ясность, как бы его высветить, обнаружить скрытый смысл в смысле очевидном.

Смысл слова, утверждал видный психолог Л.С. Выготский, составляет совокупность того, что оно вызывает в сознании, и «оказывается всегда динамическим, текучим, сложным образованием, которое имеет несколько зон различной устойчивости»

М.М. Бахтин считал, что воспринимающему  художественное произведение важно «добраться, углубиться до творческого ядра личности» его создателя.

     Степень новизны.

         Опыт можно считать  репродуктивно-рационализаторским. Новизна опыта заключается в  комбинировании методических приемов, способствующих выработке навыков осмысления художественного произведения.

          Предложенные способы создания характера являются неотъемлемой частью работы по осмыслению художественного произведения на уроках литературы.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

  Основная  цель:   освоение норм и ценностей, общечеловеческих мотивов поведения; научить эстетическому  восприятию художественных произведений, пониманию языка искусства; активизировать интеллектуальную, нравственную и эмоционально-эстетическую сферы жизни учащихся.

Задачи, способствующие достижению цели:

- приобщение ребенка к литературе как искусству слова;

- развитие художественных потребностей личности;

- реализация  нравственного  потенциала  искусства  как  средства формирования  и  развития  этических  принципов  и  идеалов личности;

- формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями  на  основе  их  адекватной эстетической оценки;

- формирование     навыков     самостоятельной     художественной деятельности,  восприятия  этой  деятельности  как  неотъемлемой части

своей жизни.

  Средства достижения цели. 

      Осуществляя педагогическую деятельность,  применяю следующие   методы    изучения художественного произведения: 

- поисковый метод, повышающий результативность обучения, позитивно изменяющий отношение к предмету, формирующий предметные умения;

- метод эвристической беседы, который активизирует познавательную деятельность старшеклассников;

- метод проблемного изложения нового материала путем создания проблемных ситуаций на уроках;

- методы самостоятельной работы;  

- метод творческого восприятия,  способствующий  сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется;

- анализирующее - интерпретирующий (поисковый, исследовательский) метод, позволяющий более глубокое проникнуть в литературное произведение;

- исследовательскмй метод; учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения.        

Формы познавательной деятельности, сложившиеся в практике работы:

комбинированные уроки, уроки-семинары; зачеты; межпредметные, интегративные уроки; уроки с использованием информационных технологий; урок-экскурсия; урок-путешествие; уроки-конференции (разных типов); уроки-диспуты; уроки самоконтроля знаний; самостоятельные работы учащихся в различных формах.

Организация учебно-воспитательного процесса.

       Литературное образование в основной и старшей  школе  осуществляется  по программам и учебно-методическим комплектам  Г.С. Меркина (5-8 классы). Данная программа соответствует  образовательному стандарту обучения. Способствует активной деятельности учащихся в учебном процессе, реализации  проблемного характера обучения литературе.   Данный УМК реализует культурологический подход в изучении литературы, способствует развитию творческих способностей учащихся, их поисковой деятельности, формирует умения анализировать и интерпретировать текст.

        В старших классах преподавание ведется по учебникам под редакцией Г.И. Кутузова, так как  по ним осуществлялась работа в течение последних лет обучения.

         В раскрытии литературного характера можно выделить четыре блока приемов изображения характера в художественном произведении:

1. внешний блок;

2. внутренний ( или психологический) блок;

3. сюжетно-композиционный блок;

4. метатекстовый блок.

         К внешнему блоку способов раскрытия литературного характера относятся следующие приемы:

* авторская характеристика;

* взаимохарактеристики;

* портретная характеристика (жесты, мимика, внешность, интонация);

* интерьер, т.е. бытовой антураж героя;

* среда, норма поведения;

* пейзаж;

* диалоги и т. д.

Наиболее значимым приемом освещения персонажа извне являются авторская характеристика и взаимохарактеристики..

Во взаимохарактеристиках герой показывается через восприятие других персонажей, как бы под различными углами зрения. Результатом этого является многоаспектность, довольно полное освещение характера, выделение его различных сторон.

Так в повести И.С Тургенева «Ася» высказывания Гагина о сестре указывают на нравственный максимализм и импульсивность натуры девушки («…у ней ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого-нибудь полюбит!»).

В повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» слышим такую характеристику героя из уст персонажей:  «Этот Германн лицо романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства» (Томский Лизавете Ивановне). Ученики отмечают, что такое сравнение героя с Наполеоном не случайно.   Таким  образом Пушкин характеризует как самого Наполеона, так и современную молодежь с её стремлением во что бы то ни стало утвердить свою личность. Главный герой - новая разновидность «наполеоновского» типа. (Приложение №1)

В рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре» ученики прослеживают цепь высказываний других персонажей, характеризующих главного героя. Сначала читатель смотрим на Беликова глазами Буркина, потом реплики Иван Иваныча и Коваленко показывают, сколь он омерзителен, а последние слова Иван Иваныча говорят, насколько он опасен и повсеместен.

Портретная характеристика (жесты, мимика, внешность, интонация).

Под литературным портретом  понимаем описание наружности героя: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Отмечаем, что портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека». Портрет литературный иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются автору наиболее важными.

Изучая произведения различных жанров, дети отмечают, что для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты. Они сохраняются в литературе вплоть до эпохи романтизма.

Изучая произведения XIX в., отмечаем, что преимущество в них отдается портретам, раскрывающим сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом.

Кроме этого, ученики делают вывод о различных  способах  введения портретных характеристик в текст.  Портрет героя может даваться в момент первого появления персонажа, т.е. экспозиционно, может неоднократно повторятся на протяжении всего произведения (лейтмотивный прием).  Яркий пример тому –толстовский  роман с  упоминаниями  о лучистых глазах княжны Марьи.

Портреты запечатлевают не только статическое во «внешнем» человеке, но и жестикуляцию, мимику, которые динамичны по своей сути.

Вызывают интерес  портреты женщин. Русские писатели неоднократно отдавали предпочтение грации перед красотой форм лица и фигуры. Например, говоря о «тургеневских девушках», мы анализируем портрет главной героини повести И.С.Тургенева «Ася». Дети отмечают, что она отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной». Дети отмечают, что в облике героини автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что-то свое, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…»

В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» приводится общая портретную характеристику героя, где автор указывает на темные очки, фуфайку, спрятанное в поднятый воротник лицо. Писатель не дает четкого изображения лица главного героя, показывая этим  полную отрешенность героя от окружающей его действительности.

В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова прослеживаем, каким образом показано «оскудение души» чиновника Николая Ивановича Чимша – Гималайского. Для раскрытия литературного характера главного героя используется изменение в описании портретной характеристики.

Таким образом, через описание портретной характеристики А.П. Чехов показывает читателю психологическое, духовное оскудение героя.

Речь персонажа также выступает как средство типизации, раскрывает характер и помогает  понять отношение автора к персонажу.

Так, изучая роман И.С Тургенева «Отцы и дети», отмечаем, что главным композиционным средством раскрытия характера героя служит диалог. Именно он характеризует  героя более полно и всесторонне, чем иные его поступки, которые порой не вытекают из самой сущности характера. Диалоги в романе – это споры на политические и философские темы. Базаров в споре краток. Он убеждает противника не длинными рассуждениями, а лаконичными, содержательными репликами. Он не стремится говорить красиво, однако почти из всех реплик он выходит победителем. Его реплики преисполнены глубокого смысла и свидетельствуют  о колоссальной начитанности героя, о знании им жизни, о находчивости и остроумии.    

 Многие писатели характеризуют своих персонажей через их речевые особенности. Так в романе Достоевского «Преступление и наказание» тонко передаются речевые особенности каждого персонажа. Это стилистическая «канцелярщина» Лужина, ироническая небрежность Свидригайлова, восторженная фигурность Разумихина. Нетрудно уловить саркастическую деловитость правоведа Порфирия и деланную вежливость чиновничьей речи Мармеладова, обильно уснащенной церковными славянизмами для выразительной живописи потрясающей истории его грехопадений и страданий. Интонационная система героев выявлена в романе с неизгладимым своеобразием.

Фразы главного героя «Пиковой дамы» А.С.Пушкина также  помогают нам понять жизненную позицию героя. (Приложение  № 1)

Интерьер, т.е. бытовой антураж героя.

На уроках литературы знакомимся с тем, что интерьер - это изображение условий, в которых живет и действует персонаж. Интерьер как средство характеристики персонажа практически не использовался в литературе классицизма и романтизма. Однако писатели-реалисты поняли, как много вещь может рассказать о своем владельце. Можно выделить интерьер, влияющий на развитие действия, на поступки персонажей. С помощью него создается определенная атмосфера в целом (комната-гроб Раскольникова).

Знакомимся с понятием «интерьер «самоценный». Узнаем, что использовался в произведениях писателей натуральной школы для создания исторического колорита,  встречается при описании вымышленных миров.  

Останавливаемся на основной роли интерьера: он может характеризовать социальный статус человека: богатство-бедность, аристократизм – мещанство, образованность – мещанство. Способствует раскрытию черт характера: самостоятельность – стремление к подражанию; наличие вкуса – безвкусица; практичность – бесхозяйственность. Может раскрывать сферу интересов и взглядов: западничество – славянофильство; любовь к чтению – безразличие к нему; род деятельности – бездеятельность. Интерьер может быть представлен развернуто и в качестве выразительных деталей.

Например, изучая творчество А.П.Чехова, ученики отмечают, что наиболее простым способом в раскрытии характера героя рассказа «Человек в футляре» является описание интерьера. Отмечаем, что наиболее полно А.П. Чехов изображает бытовой антураж героя: «Дома он ходит в халате и колпаке, ставни на окнах закрывал на задвижки, аккуратно соблюдал посты, женской прислуги не держал, чтобы о не подумали дурно. И спальня была его точно ящик: кровать с пологом; и, ложась спать, он укрывался с головой».

Обилие предметов, обволакивающих фигуру Беликова на улице, дома, в школе, соответствуют его характеру, говорят о том, что А.П. Чехов тесно связал внутренний облик учителя с внешним миром, его окружающим. Смысл жизни Беликова – в энергичной защите от внешнего мира, от реальной жизни. Футлярность (чехол) выступает как свойство человеческого характера, то есть,  это выражение замкнутости, скрытности. Дети отмечают постоянное стремление Беликова укрыться от действительности, уйти в «футляр».

Действия и поступки персонажей также  способствуют созданию их образа.

 Наблюдая за действиями героев, отмечаем, что существующие в определенную эпоху литературные направления диктуют и своеобразные поведенческие формы. Так в эпоху сентиментализма провозглашается верность законам собственного сердца, порождаются меланхолические воздыхания и обильные слезы.

Активным станет свободный выбор человеком форм поведения в эпоху романтизма. Многие литературные герои будут  ориентироваться  на определенные поведенческие образцы, жизненные и литературные. Вспомним пушкинского Германна  («Пиковая дама») в позе Наполеона. ( Приложение№1)

Изучая литературу  первой половины  XIX в, отмечаем, что  поведение многих персонажей строится  в соответствии с модными стереотипами. В подобных случаях  «поведение «выбирается» как роль или костюм и как бы «надевается» на личность». Искусственность  форм поведения, нарочитость позы и жеста, мимики и интонации стали в последующие эпохи вызывать к себе суровое отношение писателей.

 В творчестве отдельных писателей отмечаем нетерпимость ко всякого рода актерствованию и амбициозной фальши, например,  Ф.М. Достоевский  настойчиво выявляет жесты и интонации людей болезненно самолюбивых и неуверенных в себе, тщетно пытающихся сыграть какую-то импозантную роль.

Отмечаем, что литература конца 19 века критически освещала поведение скованное, несвободное. Писатели не принимали и противоположной крайности: неумения людей быть сдержанными (как гоголевский Хлестаков). В литературе XIX в. воссоздается поведение, свободное от каких-либо масок и актерских поз, искусственности и при этом исполненное одухотворенности.  

Отмечаем, что непреднамеренность и естественность высказываний и жестов персонажей послепушкинской литературы не привели к образованию нового поведенческого стереотипа: герои, свободные от рассудочных установок и программ, проявляют себя каждый раз по-новому, представая в качестве ярких индивидуальностей.

 Приходим к выводу о том, что в современной  литературе осталась сохранной «пушкинско-толстовская» поведенческая традиция. Благородной безыскусственностью отмечены слова и движения персонажей прозы И.С. Шмелева и Б.К. Зайцева, «Белой гвардии» и «Дней Турбиных» М.А Булгакова, произведений М.М. Пришвина и Б.Л. Пастернака, AT. Твардовского и А.И. Солженицына, создателей «деревенской прозы».

Итак, формы поведения персонажей  составляют одну из существенных граней мира литературного произведения.

Пейзаж – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, пейзаж бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое  небесное).  Может описываться как героем, так и автором. Выделяем лирический пейзаж, не связанный напрямую с развитием сюжета. С помощью него выражаются чувства автора.

В различных произведениях находим функции пейзажа. Отмечаем, что он может быть необходим для развития действия, может сопровождать развитие внешних событий, играть роль в духовной жизни персонажей, играть роль в его характеристике.

Знакомимся с понятиями  пейзаж символ и «самоценный» пейзаж. Например, экзотический пейзаж романтиков, создающий иллюзию достоверности, реальности. Существует вымышленный пейзаж (фантастический) в контексте реалистического произведения. Он может присутствовать в снах и иллюзиях персонажей. (Салтыков-Щедрин, Достоевский)

Изучая произведение И.С.Тургенева «Ася» видим, что пейзаж помогает понять характер главного героя. Герой признается, что «не любил так называемых красот» природы, «не любил, чтобы она навязывалась». Маленький, уютный немецкий городок привлекает героя своей простотой, умиротворенностью, которая чувствуется во всем. Герой чувствует себя комфортно потому, что спокойный, размеренный ритм жизни городка удивительным образом соответствует биоритму его собственного организма. Неторопливо прогуливается Н.Н.по тихим улочкам или мирно посиживает на берегу реки, проводя время в приятном созерцании. А строки: «Липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже дышала», - передают восторженное состояние души  героя,  очарованного прелестью летней ночи.    

 В «Преступлении и наказании»даются шедевры городского пейзажа в описании серединных улиц столицы с их зловонием и пылью, деловым и ремесленным населением, распивочными и всякими иными низкопробными заведениями. Внутренняя драма своеобразным приемом вынесена на людные улицы  и площади Петербурга. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы  и горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллигента. Петербург неотделим от личной драмы Раскольникова: он является той тканью, по которой рисует свои узоры его жестокая диалектика.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

В  старших классах ученики хорошо знакомы с понятием художественной детали. В текстах художественных произведений находим выразительную подробность, несущую значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробность обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания. В деталях может отражаться широкое обобщение, некоторые детали могут приобретает символическое значение.

 К деталям пейзажа относим в повести «Ася» и образ луны, и виноградные лозы, таинственно высовывающие свои завитые усики, и что-то пробегающее в тени около старинного колодца. Все говорит о том, что покой уснувшего городка всего лишь кажимость: за видимой умиротворенностью отчетливо ощутим напряженный пульс идущей своим чередом жизни.  

При изучении баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» отмечаем детали, которые делают прошлое зримым, почти осязаемым. Так поэт «открывает окно» в прошлое, делает нас свидетелями происходящего. (Приложение №3)

         К внутреннему (психологическому) блоку освещения  персонажа «изнутри» относятся:

* внутренняя речь ( внутренний монолог, поток сознания );

* несобственно – прямая речь;

* дневники и т.д.

В первую очередь, литература воссоздает  человеческое сознание. Психологизм – это художественное выражение пристального интереса к изменениям сознания, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности. Освоение самосознания и «диалектики души» – одно из замечательных открытий в области литературного творчества.

Внутренняя речь является наиболее эффективным  приемом самораскрытия персонажа.  На уроках литературы отмечаем, что этот прием является одним из важнейших, так как автор отдает предпочтение изображению внутренней жизни человека, а сюжетные коллизии уводятся на второй план. Одной из разновидностей внутренней речи является «внутренний монолог». Читатель «заглядывает» во внутренний мир героя, с помощью него раскрывает чувства и мысли персонажа. Когда автор наделяет своего героя определенным характером, психологическими особенностями, он таким образом задает развитие действия. «Внутренний монолог» и «поток сознания» могут быть выражены через несобственно – прямую речь. Это тоже один из способов  передачи внутренней речи.

На уроках литературы ученики знакомятся с  различными формами психологизма. Отмечаем, что Ф.М. Достоевскому,  Л.Н. Толстому,  М.А. Шолохову присущ психологизм явный, открытый. Вместе с тем отмечаем, что есть  иной способ освоения внутреннего мира человека. На это указывают  слова И. С. Тургенева о том, что художнику слова подобает быть «тайным» психологом. И в ряде эпизодов его произведений отмечаем определенную недоговоренность.

На уроках литературы отмечаем, что изображать внутреннюю жизнь героя можно различными способами. Это и описания его впечатлений от окружающего, и компактные обозначения того, что творится в душе героя, и характеристики его переживаний, и внутренние монологи персонажей, и изображение сновидений, которые выявляют его подсознание – то, что прячется в глубинах психики и неведомо ему самому. Внутренняя речь – форма реализации самосознания; средство речевого самораскрытия героя; высказывания или монологи, произносимые персонажем «про себя» и обращенные к самому себе. Может быть откликом на что-то увиденное или услышанное. (Приложение№1)

Примером психологического анализа может являться подробное воссоздание чувств, мыслей, побуждений главного героя повести И.С.Тургенева «Ася». Здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движение внутренней жизни героя. Заостряем внимание учащихся на словах рассказчика «…я жил без оглядки». В них выражено жизненное credo центрального персонажа повести. «Без оглядки» - показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не столько необремененностью всякого рода житейскими хлопотами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом. «Без оглядки» - значит, «не задумываясь о последствиях своих поступков», «не возлагая на себя ответственность за судьбу ближнего». Это абсолютная свобода  хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны. Все это свидетельствует об известной эгоистичности его натуры. Вместе с тем мы видим глубокую внутреннюю потребность героя  - влечение к обществу. И это противоречии эгоизму.  «В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали, и в то же время я любил смотреть, как эти другие кричат». В итоге именно ведомость, зависимость от мнения «толпы», от расхожих социально-классовых предрассудков помешала герою обрести счастье.

Ярким примером освещения  персонажа «изнутри»,  через  дневники, является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Образ Печорина раскрыт в романе с разных сторон, однако ведущим композиционным принципом романа является принцип концентрированного углубления в мир душевных переживаний героя. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия просматривается в дневнике Печорина. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Журнал Печорина дает возможность увидеть его  личность  изнутри.

Основной вывод учащихся в результате анализа  произведений заключается в том, что психологизм в литературе XIX–XX вв. стал достоянием едва ли не всех существующих жанров, но с максимальной полнотой сказался он в социально-психологическом романе, в автобиографическом  повествовании от первого лиц, в  романном  повествовании от третьего лица, обладающего даром всеведения, которое простирается в глубины человеческих душ.

К сюжетно - композиционному блоку приемов изображения характера в художественном произведений относятся:

* сюжетные линии;

* планы взаимодействия героев произведения;

* экспозиционные материалы и т.д.

Сюжетные линии могут корректировать поведение героя, создавать такие условия, в которых раскрывается новая грань его характера. Тем же целям служат и герои (двойники или герои-антагонисты) в пределах художественного произведения. Перестройка их характеров может сигнализировать о перестройке характера главного персонажа. Ярким примером этого может служить роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где с каждым последующим поворотом сюжета все  больше проявляется и крепнет  характер Петра Гринева. (Приложение №2).

Роль экспозиционного материала - познакомить читателя с героем; именно здесь создается определенный образ литературного персонажа, читатель получает первое впечатление от встречи с ним. Л.Я. Гинзбург называет первое появление героя «индексом, направленным, организующим дальнейшее построение».

Изучая пьесу Н.А.Островского «Гроза», останавливаемся на роли экспозиции в произведении. Экспозиция пьесы протекает на широком волжском просторе. Но горожане не замечают природы, их души не чувствительны к красоте. Все это помогает в дальнейшем сделать вывод о том, что автор противопоставляет красоту природы обывателям города. Они заботятся только лишь о своем благе.

Метатекстовый блок приемов раскрытия художественного характера в произведениях проявляется при возникновении ассоциативного ряда у читателей. Также в него входят особые подтексты, не связанные с сюжетом произведения.

Знакомясь с данным способом создания характера, отмечаем, что в сознании читающего возникает двухголосный текст: воспринимаемая („понимаемая”) последовательность предложений автора и собственный комментарий. Это не текст, а двутекст. Метатекстовый блок можно рассмотреть в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Ученики отмечают, что в данном произведении встретились два века так же, как они встретились в произведении  Грибоедов «Горе от ума».

Когда же ученики знакомятся с эпизодом, где Германн  беспрестанно выигрывает  и загребает  к себе золото, кладет  ассигнации в карман, то вспоминают  «Портрет» Н.В. Гоголя и убеждаются в схожести мотивов. Герой повести Н.В.Гоголя также поддался соблазну, отказался от преодоления трудностей ради высокой цели, выбрал легкий путь, решил достичь всего с помощью денег и был наказан судьбой.(Приложение №1)

Анализируя рассказ Набокова «Облако, озеро, башня», дети видят особый подтекст в словах автора. (Приложение №4)

Представленные способы создания характера взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, создавая целостный портрет характера литературного персонажа, который находится в постоянном изменении. В литературном характере воплощаются личностные качества человека в их внутреннем единстве, сложившемся под воздействием многих явлений.

Ученики приходят к пониманию того, что характер художественный  - это  образ человека, представленный в литературном произведении с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного; совокупность внешнего и внутреннего, индивидуальности и личности героя, подробно обрисованных автором, а поэтому позволяющих читателям воспринимать персонаж как живое лицо; художественное описание человека и его жизни в контексте его личности. Характер художественный – одновременно и образ человека, и авторская мысль, представление  о нем. 

Художественный характер является «двигателем» сюжета, а принципы его построения тесным образом связаны с жанром и композицией всего произведения. Литературный характер включает в себя не только художественное воплощение личных качеств героев, но и специфическую авторскую манеру его построения. Именно эволюция характера определяет сам сюжет и его построение.

Обращение к анализу способов создания характера на уроках литературы подчинено постижению идеи художественного произведения, сущности отношения писателя к жизни. Ученики открывают для себя  главную обобщающую мысль, лежащую в основе художественного произведения и выраженную в образной форме; авторское отношение к изображенному; вариант решения главной проблемы.

В результате работы с художественным текстом старшеклассники  учатся интерпретировать текст, преображать толкуемое явление на «иной язык»,  давать ему второй, новый облик. (Приложение №4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающие приемы и методы развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов по теме "Музыка"

Представляются методологические наработки эффективных речевых упражнений по реализации личностно-ориентированного подхода для формирования коммуникативных компетенций  у учащихся старших классов ...

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

МАСТЕР-КЛАСС "Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах"

Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 ...

«Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении»

Учебное занятие по литературе  для разновозрастной группы с применяем технологии интеллект- карт...