Кружок "Основы лидерства"
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему
Кружок "Основы лидерства" реализуется в школе №156 с 2013 года и по результатам, пользуется популярностью среди среднего и старшего звена. Почасовая разработка программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основы лидерства | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО ___________/Н.Н.Ватютова Протокол №__ от «__ » _________ 2013 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР МБОУ «Школа 156» _____/ В.Н. Ахметшина «___» ________ 2013 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Школа 156» _____________/ И.И. Фролова Приказ № ____ от «__» ________ 2013 г. |
«Основы лидерства»
инновационная образовательная программа
развития социальной активности учащихся среднего звена,
формирования системы компетенций межличностного общения
Казань 2013
ПАСПОРТ
инновационной образовательной программы развития социальной активности учащихся среднего звена, формирования системы компетенций межличностного общения «Основы лидерства»
Наименование проекта | - | Инновационная образовательная программа развития социальной активности учащихся среднего звена, формирования системы компетенций межличностного общения «Основы лидерства» |
Основание для разработки Программы | - | Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы |
Государственный заказчик-координатор проекта | - | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Основной разработчик проекта | - | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Цель проекта | - | развитие социальной активности старшеклассников, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной деятельности в различных сферах современного общества. |
Задачи Программы | - | формирование умений и навыков:
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | Старшеклассники, освоившие данный курс: Знают: - основные функции и характеристики лидерства, закономерности формирования лидерских качеств; - стратегию управления своим внутренним миром; - диалогические методы коммуникации; - основные принципы саморазвития личности. Умеют: - принимать рационально-управленческие решения; - осознанно выстраивать коммуникативное взаимодейтвие; - управлять эмоциональным состоянием; - разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты. Владеют: - техникой речи, техникой публичного выступления; - приемами бесконфликтного поведения со сверстниками, способами решения конфликтных ситуаций; - техникой организации и управления временем; - навыками достижения личной победы каждого участника программы; - навыками достижения общей победы участников программы; - навыками развития волонтёрства и вовлечения в эту деятельность ближайшего окружения; - навыками формирования успешной личности. |
Пояснительная записка
Сегодня система образования Российской Федерации находится в начале нового этапа своего развития. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 году Министерство образования и науки России приступило к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны. В проекте отмечено: «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких
смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами».
Требованием времени становится необходимость обеспечения перехода школьного образования на режим формирования осознанного выбора последующей профессиональной деятельности учащегося, его социальной адаптации в реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Ключевой характеристикой образования Российской Федерации становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей:
Парадигма российского образования обозначена как «ЗНАНИЯ + КОМПЕТЕНЦИИ». В Республике Татарстан данная концептуальная схема дополняется третьей составляющей: «ЗНАНИЯ + КОМПЕТЕНЦИИ + ЛИДЕРСТВО».
Вместе с тем, в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
В проекте концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах... Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».
От того, насколько современная школа сможет стать современной и интеллектуальной будет зависеть благосостояние всех будущих поколений.
В соответствии с требованиями к структуре образовательных программ предполагается наличие обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это значит, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. И в этих занятиях учащиеся должны иметь возможность заниматься проблемами саморазвития, развития их социальной активности, формировать коммуникационные умения и навыки.
Актуальность разработки программы обусловлена отсутствием единой программы в образовательных учреждениях, направленной на решение вопросов формирования социальной активности школьников, умений и навыков конструктивного общения в период выбора ими жизненного пути. Важнейшим элементом, обуславливающим необходимость разработки и реализации программы, является привлекательность рассматриваемых вопросов в подростково-молодёжной среде.
Программа «Основы лидерства» разработана на основе современного научного, методического, информационного и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса.
Цель программы - развитие социальной активности учащихся среднего звена, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной деятельности в различных сферах современного общества.
Задачи программы:
формирование умений и навыков:
- выделения приоритетов в жизни и учёбе и определение путей их достижения;
- коммуникаций и их использование в различных ситуациях;
- публичного выступления;
- эффективного использования времени, тайм-менеджмента;
- процедуры принятия решений, этики управления и социальной ответственности;
- анализа потенциальных конфликтных ситуаций и пути выхода из них.
Программа курса для старшеклассников «Основы лидерства» является программой дополнительного образования детей, построена с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся среднего звена и рассчитана на 1 год обучения, всего 157 часов в год (по 4 часа 30 мин в неделю) и направлена на реализацию реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Курс «Основы лидерства» включает в себя четыре составляющие:
- теоретический курс и практические занятия; основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, социально-психологические тренинги, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры.
- достижение личной победы каждого участника программы;
- достижение общей победы - активное волонтёрство, оказание социально помощи тем, кто в ней нуждается – воспитанникам домов – интернатов, детских социальных приютов, детям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам, одиноко-проживающим людям и т.д.;
- система открытых уроков, проведение профильных смен участников программы.
В реализации программы участвуют педагог (классный руководитель), пользующийся авторитетом среди учащихся и их родителей, педагог – психолог учреждения либо психолог социальных служб муниципального образования (если в учреждении отсутствует штатный педагог-психолог) и педагог – организатор. На открытые уроки приглашаются успешные представители бизнес-сообщества, местной власти, СМИ, родители учащихся и т.д. для того, что бы поделиться секретами своего мастерства, формулой успешности в целом, провести мастер-класс по заранее определенной теме.
Актуальность разработки программы обусловлена отсутствием единой программы в образовательных учреждениях, направленной на решение вопросов формирования социальной активности школьников, умений и навыков конструктивного общения в период выбора ими жизненного пути. Важнейшим элементом, обуславливающим необходимость разработки и реализации программы, является актуальность рассматриваемых вопросов в подростково-молодёжной среде.
Проектно-целевой метод позволит комплексно и эффективно решать проблемы развития коммуникативных навыков, привлечения молодежи в социально-значимую деятельность. Эффективность обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях и достигнуть положительного эффекта.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
инновационной образовательной программы развития социальной активности учащихся среднего звена, формирования системы компетенций межличностного общения
«Основы лидерства»
№ п\п | Тема | Общее кол-во часов |
1. | ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ | 9 |
1.1 | Понятие «успешный человек», «лидер». Социальный договор участников программы | 4,30 |
1.2 | Самодиагностика «Лидер ли я?» | 4,30 |
2. | ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | 38,15 |
2.1. | Самооценка и саморазвитие. | 4,30 |
2.2 | Целеполагание. Мечты и планы | 6,45 |
2.3 | Эффект призмы и принципы, управляющие человеческой эффективностью | 4,30 |
2.4 | Навык и привычка. Навык проактивной личности | 4,30 |
2.5 | Проектная деятельность | 4,30 |
2.6. | Практическое занятие по разработке проекта | 13,30 |
3. | УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ | 13,30 |
3.1 | Тайм-менеджмент | 6,45 |
3.2. | Планирование+ практика | 1,45+5 |
4. | УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ | 27 |
4.1 | Общение. Формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения | 4,30 |
4.2. | Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников | 6,45 |
4.3 | Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии | 6,45 |
4.4. | Пути разрешения конфликтных ситуаций. Тренинги | 9 |
5 | ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ | 31,30 |
5.1. | Ораторское мастерство. Виды публичного выступления. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления | 4,30 |
5.2. | Правила подготовки выступления | 4,30 |
5.3. | Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи | 4,30 |
5.4. | Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления | 18 |
6 | ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ | 18 |
6.1. | Решение как выбор альтернативы | 4,30 |
6.2. | Практические занятия 2 | 6,45х2 |
7 | ЭТИКА ЛИДЕРСТВА | 20,15 |
7.1. | Понятие «эффективно работающая команда» | 9 |
7.2 | Лидер и команда. Лидерские качества | 6,45 |
7.3 | Управленческая этика | 4.30 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание | Кол-во часов |
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ | 9 |
1.1 Вводное занятие. Социальный договор участников программы. Структура курса, методы и технологии реализации данного курса. Выявление ожидания учащихся по данному курсу. Притчи, как философия народной мудрости. Базовые компетенции современного человека. Понятия «успешный человек», «лидер». Разработка социального договора. | 4,30 |
1.2 Самодиагностика «Лидер ли я?» Разработка рекомендаций по формированию качеств, необходимых успешному человеку. Проведение тестирования участников программы (повторная диагностика проводится в конце в конце учебного года), диагностика личностных качеств учащихся. Анализ и выявление сильных и слабых сторон участников программы. Рекомендации по развитию качеств, необходимых успешному человеку, лидеру: умение управлять собой; осознание цели; умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние на окружающих; знание правил организаторской работы; организаторские способности; умение работать с группой. | 4,30 |
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | 38,15 |
2.1 Самооценка и саморазвитие. Самооценка, определение понятия, проведение теста на определение самооценки. Заниженная и завышенная самооценка. Способы повышения самооценки. Адекватная самооценка. | 4,30 |
2.2 Целеполагание. Мечты и планы Значение цели в жизни человека. Различие мечты и цели. Правила постановки цели. Определение приоритетной области жизни. Составление индивидуальной диаграммы целей. | 6,45 |
2.3 Эффект призмы и принципы, управляющие человеческой эффективностью Понятие установки. Влияние установок на восприятие человеком ситуации. Сущность «эффекта призмы». Знакомство с основным принципом изменения ситуации. Определение принципов, управляющих человеческой эффективностью. | 4,30 |
2.4 Навык и привычка. Навык проактивной личности Влияние привычек на формирование характера человека. Навык, как базовая фундаментальная привычка. Введение понятий реактивной и проактивной личности. Конструкция реактивной и проактивной речи. | 4,30 |
2.5 Проектная деятельность. Введение понятий «проектная деятельность», «социальное проектирование»; «программа», «концепция», «проект». Этапы подготовки социального проекта: -постановка проблемы; - формулировка цели проекта; - постановка задач; - методы и участники проекта; - ресурсы проекта; - PR- кампания проекта; - план реализации; - ожидаемые результаты реализации проекта. | 4,30 |
2.6 Практическое занятие по разработке социального проекта | 13,30 |
3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ | 13,30 |
3.1 Тайм-менеджмент Анкетирование «Эффективно ли вы используете время?». Анализ полученных данных. Ценность времени и денег, сравнение понятий. Важность тайм-менеджмента. Скрытые ресурсы и основные правила тайм-менеджмента: выполнение работы вовремя, выполнение сложной работы и правила экономии времени. | 6,45 |
3.2 Планирование Первый закон Паркинсона. Правила выполнения работы в установленные сроки. Время недоступности. Планирование: основные принципа планирования. Похитители времени. Методика подготовки и проведения встреч | 1,45 |
3.3 Практическое занятие по отработке техники планирования | 5 |
4. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ | 27 |
4.1 Общение, формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения. Общение как многомерное явление. Формальное, неформальное общение. Нормы общения. Эффективное и неэффективное общение, их виды: понимающее общение, рефлексивное общение, принижающее, агрессивное и защитно-агрессивное общение. Установление контакта, активное слушание. Открытые и закрытые вопросы, невербальное сообщение. Тестовая диагностика «Умеете ли вы слушать и воспринимать собеседника?» | 4,30 |
4.2 Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников. Вербальное и невербальное общение. Формальное и неформальное общение. Стратегия эффективной коммуникации. Навыки эффективного общения. Приемы и техники эффективного общения. «Трудный собеседник» и «агрессивный собеседник»: разница понятий. Типология «трудных собеседников». Стратегии взаимодействия с представителями различных «проблемных категорий». «Плюсы» и «минусы» поведения разных категорий «трудных собеседников» для окружающих. | 6,45 |
4.3 Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии. Личность, группа, коллектив, межличностные отношения в коллективе. Межличностное взаимодействие. Формальный, неформальный коллектив, уровни развития коллектива. Стабильная команда, социальные командные роли. Личность и группа, стадии и стратегии вхождения в группу. Конфликтные ситуации. Толерантность в общении. Формирование конфликтной компетентности учащихся и способности толерантного поведения. Эмоциональное общение. Диагностика сформированных методов решения конфликтов у участников программы – самотестирование: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», «Уровень конфликтности личности» (повторное тестирование проводится после тренингов. Сказки, как пример конфликта и его разрешения. Социально – психологические и межличностные причины конфликтов. Стадии конфликта. Виды конфликтов. Временные модели конфликтных реакций. Конфликтные типы личностей. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов». Конструктивный и деструктивный способы выхода из конфликта. 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования Дейла Карнеги. Рост личности через конфликт. | 6,45 |
4.4 Пути разрешения конфликтных ситуаций Стратегии поведения в конфликтах. Пути выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений. Варианты решения конфликта. Медиатор-посредник в конфликте. Интегрированное занятие «Конфликт и пути его преодоления» Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Отработка умения разрешать конфликтные ситуации. Тестирование. | 9 |
5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ И ТЕХНИКА РЕЧИ | 31,30 |
5.1 Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления Формирование понятия стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Определение публичного выступления. Знакомство с видами публичного выступления. Основные принципы, правила публичного выступления. Знакомство со структурой выступления, правилами подготовки текста выступления. | 4,30 |
5.2 Правила подготовки к выступлению Требования к внешнему виду выступающего. Приёмы установления контакта со слушателем. Виды контакта: зрительный, эмоциональный, вербальный, невербальный, содержательный. Приёмы управления вниманием слушателей. Методы и приёмы преодоления страха и волнения. | 4,30 |
5.3 Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи Органы речи, речевой аппарат. Упражнения для тренировки основных органов речи. | 4,30 |
5.4 Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления | 18 |
6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ | 18 |
6.1 Решение как выбор альтернативы. Природа процесса принятия решений. Интуитивные решения и решения, основанные на суждениях. Рациональные решения. Этапы принятия рационального решения. Условия оптимального решения. Стратегии поведения человека, стоящего перед необходимостью принять важное решение. Основные правила принятия решений. Принятие решения в группе | 4,30 |
6.2 Практикум Тренинги по командообразованию, по разработке и принятия решений в группе. | 6,45 |
6.3 Практикум Моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как «добро», «ответственность», «свобода», «выбор», «гражданственность». | 6,45 |
7. ЭТИКА ЛИДЕРСТВА | 20,15 |
7.1 Эффективно работающая команда Создание командного видения и ориентация команды на достижение цели. Навыки уверенного поведения. Формирование и развитие команды. Постановка целей и планирование работы команды. Контроль достижений и мотивирование на достижения команды. Предоставление обратной связи и оценки команде. Управление решением задач и проблем в команде. Знакомство с принципами формирования эффективно работающей команды, с основными принципами командной работы. Формирование умения и готовности понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, доверять друг другу. Создание команды с высоким уровнем внутригрупповой этики. Основные принципы командной работы. | 9 |
7.2 Лидер и команда. Лидерские качества Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Особенности психотипа, как предрасположенность к развитию личности. Плоскость психологических и плоскость этических особенностей личности лидера. Общественная ценность лидера – носителя нравственных установок. «Масштаб» лидера, логика и закономерности изменения масштаба. Типы, виды лидерства, классификация лидеров. Модель лидерства. Ключевые лидерские качества, навыки и ступени становления лидеров. Стили лидерства. | 6,45 |
7.3 Управленческая этика Нормы, правила, принципы управленческой этики. Группы норм управления (нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями.). Развитие управленческой эффективности. | 4,30 |
Правила педагогической деятельности в рамках программы «Основы лидерства»
- Формирование чувства «Мы». Достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия с педагогом и группой учащихся. Педагог никогда не вторгается в личное пространство ребенка и не давит на него. Чувство «Мы» формируется посредством доверительных отношений, ярким примером личного интереса педагога к ведению этого курса, и умением педагога встать на позицию ребенка.
- Обязательное установление личного контакта с детьми. Одному ребенку необходим тактильный контакт (поздороваться за руку), к другому нужно обратиться по имени, а третьему необходим одобряющий взгляд (визуальный контакт.)
- Показ ярких целей совместной деятельности (я учу, мы учимся друг у друга, мы совместно познаем жизненные истины, я стремлюсь к знаниям, так же как и мои ученики…).
- Оказание помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо инструментировать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. Во время занятий необходимо создать особый положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения участия детей в программе с помощью различных средств: подчеркиванием индивидуальной исключительности, снятия страха, мобилизации активности, усиления мотивации.
- Демонстрация собственной расположенности к детям и информации, которую мы хотим донести до школьников. Это может проявляться в интонации, выражении лица, движениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 измерений лидерства
Какими качествами должен обладать лидер ...
5 мифов о лидерстве
Существующие мифы о лидерах...
Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.
Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....
Презентация "Психология лидерства"
Презентация «Психология лидерства» посвящена вопросам лидерства в образовательных учреждениях - процессу, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой остальных. Да...
Политическое лидерство и политические элиты
Подборка документов к уроку...
Методическая разработка по программе «Основы лидерства» «Үз тормышым-үз юлым!” (Моя жизнь-мой выбор)
Классный час на тему "Үз тормышым-үз юлым! (Моя жизнь-мой выбор!)" как одна из нетрадиционных форм активизации профессионального самоопределения старшеклассников.Основная цель классного часа на ...
Календарно-тематическое планирование объединения "Ровесник" - школа лидерства
Подробный план занятий...