«ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме
Данное занятие реализуется в рамках авторской общеобразовательной программы дополнительного образования «Профессиональный выбор». Программа рассматривает проблемы профессионального самоопределения подростков и предполагает проведение диагностической, развивающей, информационно-просветительской и обучающей работы со старшеклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopylova_zanyatie.docx | 65.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку 2013 года.
Номинация: «Урок»
Конспект учебного занятия
«Формула выбора профессии «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Правила выбора профессии»
Автор: педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
Копылова Татьяна Николаевна
г. Нерюнгри, 2013 год
Пояснительная записка
Объединение: профориентационный клуб «Твой выбор»
Возраст детей: 14-16 лет
Место занятия в образовательной программе: Изучение нового материала
Цель: осознание подростком оснований для выбора профессии (как выбираем).
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знание формулы выбора профессии;
- познакомить воспитанников с правилами выбора профессии.
Развивающие задачи:
- сформировать у обучающихся умение определять «поля» выбора (из чего выбираем) причины.
Воспитательные задачи:
- прививать чувство ответственности к выбору профессии.
Формируемые компетенции:
- личностные компетенции (самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность)
- профессиональные компетенции.
Оборудование:
- Компьютер или ноутбук с проектором.
- Мультимудийная презентация.
- Распечатанные на принтере карточки (правила выбора профессии)
(Приложение 1), буклеты(Приложение 2).
Методы обучения:
1.Словесные методы обучения (мини-лекция, дискуссия, обмен мнениями, впечатлениями, диалог).
2. Метод игры (развивающие).
3. Практический (упражнения).
4.Наглядный метод обучения (карточки с ситуациями, буклеты)
Педагогические технологии:
- Игровые технологии.
- Тренинговые технологии.
Краткая аннотация:
Данное занятие реализуется в рамках авторской общеобразовательной программы дополнительного образования «Профессиональный выбор». Программа рассматривает проблемы профессионального самоопределения подростков и предполагает проведение диагностической, развивающей, информационно-просветительской и обучающей работы со старшеклассниками. Основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Результаты апробации развивающих занятий с элементами тренинга по программе «Профессиональный выбор» подтверждают факт, что данная программа достаточно успешно способствует профессиональному самоопределению старшеклассников. Построение личного профессионального плана проявляется, как в достоверном росте композиционных оценок показателей построения профессионального плана, так и по показателям, входящим в его структуру. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о высоком активизирующем эффекте использования групповой работы элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений в комплексе с психодиагностикой и индивидуальными консультациями, дающих живые примеры и для лекций, и для разборов ситуаций.
Программа «Профессиональный выбор» имеет социально-педагогическую направленность.
Цель программы: осознание личностных особенностей обучающихся и соотнесение их с требованиями будущей профессии, создать условия, стимулирующие развитие профессиональной зрелости и личной профессиональной перспективы воспитанника.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;
- дать старшеклассникам представление об основах стратегии выбора профессии;
- помочь подросткам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Развивающие:
- Развитие качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста и психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
- Определить уровень развития различных сторон личности;
- Выявить первичные профессиональные намерения и их динамику;
- Выявить интересы, склонности и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого;
- Определить выраженность и структуру способностей.
Воспитывающие:
- Воспитание положительного отношения к себе и формирование у воспитанников ценностно-нравственной основы выбора.
Данная программа реализуется на базе МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри в профориентационном клубе «Твой выбор».
Программа ориентирована на учащихся 9 - 11-х классов и реализуется в течение одного года. Группы формируются из подростков (14-16 лет) различных школ. Численность групп составляет 12-15 человек. Занятия проводятся в отдельном кабинете, в основном группа работает в кругу. Срок реализации программы 216 часов, из них:
Групповые занятия - 144 часа. Продолжительность каждого занятия - 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Индивидуальная работа с воспитанниками – 72 часа. Индивидуальные консультации проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 1-2 часа, по запросу воспитанников и родителей.
Программа состоит из двух блоков:
- Блок I «Успех в выборе профессии»;
- Блок II «Профессиональный выбор».
Данная разработка может быть полезна педагогам-психологам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Цель: создание позитивного настроя на занятие (разминка, куда включены игры и упражнения на разогрев группы и настрой на работу).
Приветствие участниками друг, с другом. Упражнение: «Давайте поздороваемся!».
- Ребята, поздоровайтесь друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.
-Привет, Слава, ты как всегда энергичен и весел.
-Рада тебя видеть, Маша! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!
-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь великолепно.
(обучающиеся выполняют упражнение на приветствие)
Слайд 1
Сообщение темы занятия
Психолог: Ребята, тема нашего занятия: «Формула выбора профессии. «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Правила выбора профессии».
Слайд 2
Основной этап.
2. Изучение нового материала.
Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами мучаются многие молодые специалисты. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор «в яблочко».Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня,
Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности.
Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.
Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация.
Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.
Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.
Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них:
На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно.
Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?
На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи.
На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен.
Рекомендации педагогам: в целях активизации творческого процесса, после рассмотрения блока теоретической информации организовать и провести игру (упражнение) на «разогрев» и «настройку».
Игра « Телеграф»
Психолог: Сядьте в круг. Кладите свои руки на колени соседей слева и справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью по коленке второго, второй - первого и третьего, третий - второго и четвертого и т.д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закрытыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаёшь (хлопок).
3. Закрепление пройденного материала.
Психолог: Для закрепления теоретического материала предлагаю вам такое задание, цель которого осознание разницы между желаемым и необходимым «Хочу» и «должен».
Напишите на листке пять утверждений, начинающихся словами «Я должен…». Теперь напишите те же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте плюсом те, с которыми вы готовы согласиться.
(Самостоятельная работа воспитанников).
1.Что изменилось?
2. Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу».
3.Как меняется ваше мнение к деятельности?
Рекомендации педагогам: необходимо обратить внимание при выполнении задания не все обучающиеся могут соотнести между «должен» и «хочу» и в ходе обсуждения разобрать утверждения.
Слайд 3 (рекомендации)
3. Практическая работа.
Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны рекомендации и попробуйте исходя из этого, сформулировать правила выбора профессии.
Учащиеся формулируют правила:
- Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в городе, районе, где проживает человек, выбирающий профессию.
- Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.).
- Выбрать наиболее привлекательную профессию.
- Подробно изучить выбранную профессию.
- Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами.
- Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант.
- Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.
Слайд 4
Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам (ЗОНА ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРФЕССИИ).
Слайд 5
Рекомендации педагогам: как показывает практика проведения подобных занятий, выполнение учащимися заданий (тестов) оказывается малоэффективным делом, если ведущий не заинтересовывает подростков, не создает и не поддерживает на занятиях благоприятный психоэмоциональный фон. Поэтому должно быть включение в занятие игровых моментов.
Игра «Летает, не летает»
Психолог: Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если - нет, то присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали.
Самолёт | Пароход | Планер | Комод |
Стол | Оса | Гранат | Агат |
Топор | Орёл | Коса | Пчела |
Стрекоза | Глаза | Муха | Вертолёт |
Ручка | Заяц | Скворец | Стул |
Фанера |
Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.
Рекомендации педагогам: обратите внимание на то, что последнее слово в игре «Летает - не летает» - фанера «+». Оно вызовет у учащихся положительные эмоции и поможет снять напряжение.
4. Подведение итогов.
Ответы учащихся на вопросы педагога:
- О чем мы с вами сегодня говорили?
- Что важного я сегодня узнал (а)?
- Что пригодится мне в будущем?
- Какие правила выбора профессии тебе известны?
- Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно?
- Почему важно узнать о профессии как можно больше?
- Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при выборе профессии?
- В чем состоит золотое правило выбора профессий»? Расшифруй, что означают все три параметра, заложенные в этом правиле.
(Ответы детей)
Правила выбора профессии вы уже знаете, а советы, которых надо придерживаться при выборе профессии я предлагаю вам прочесть в буклете.
5.Рефлексия.
Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий, получить обратную связь.
Данный этап состоит из двух: ответы учащихся на вопросы педагога и ритуал прощания.
Слайд 6
Вопросы для рефлексии:
- Как я оцениваю занятие?
- Моя работа на занятии?
- Работа педагога?
Рекомендации педагогам: обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первых занятиях прививаются навыки рефлексии.
Ритуал прощания: упражнение «Спасибо за приятное занятие». Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».
Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите, церемонию вместе говоря: « До свиданияяяяя!!!!»
(ритуал прощания)
Рекомендации педагогам: использовать упражнения для ритуала прощания необходимы, они дают положительные эмоции, и желание снова встретится на занятии.
Можно использовать и другие упражнения для ритуала прощания, но в нашем объединении это упражнение стало традиционным.
Литература
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1995
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.: ВАКО, 2005.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.
- Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие. – М.: Глобус, 2006
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой выбор профессии: хочу + могу + надо
У меня растут года,Будет мне семнадцать.Где работать мне тогда,Чем заниматься? В.Маяковский...
Тема урока: « Кем быть? Формула « Хочу», «Могу», «Надо».»
Знакомство учащихся с технологией выбора профессии;подготовка к выходу на рынок труда....
Классный час. Выбор профессии. ХОЧУ – МОГУ – НАДО
Расширение представления детей о различных профессиях; формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту; побуждение детей к поиску информации о профессиях, к осознанному...
Выбор профессии, хочу-могу-надо.
Выбор профессии - дело непрстое. Какую выбрать: модную, интересную или нужную?...
Конспект классного часа по профориентации «Хочу».«Могу».«Надо» или «Формула профессии =?» в 10 классе
Наш классный час по профориентации называется «Хочу».«Могу».«Надо» или «Формула профессии =?»Как вы думаете: «Какова его цель?»,...
Методическая разработка занятия по профориентации «Выбор профессии – дело серьезное, или хочу, могу, надо»
Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере....