Работа "Школы для родителей"
методическая разработка по психологии по теме
Предварительный просмотр:
«Школа для родителей»
11 января 2011 года в МУ СОССЗН Старооскольского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» была создана «Школа для родителей».
Основной целью школы является поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого– педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско – родительских отношений.
Основные задачи:
- Оздоровление внутрисемейных отношений;
- Оптимизация детско-родительских отношений, обучение взрослых и детей способам конструктивного взаимодействия;
- Усиление ценностно-нравственных установок в семье;
- Повышение у родителей ответственности за воспитание детей;
- Обучение родителей основам законодательства, здорового образа жизни, навыкам воспитания детей.
Основные направления работы с семьей:
- Изучение причин семейного неблагополучия, отношение в семье к ребенку.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
- Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
- Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.
- Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.
- Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
- Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
Этапы взаимодействия с семьей.
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связанна с другой. Например, в семье. Где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.
Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая – второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучной семьей проводится по следующим этапам:
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
1. Беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в Школу).
2. Посещение на дому, знакомство с ближайшим социальным окружением семьи.
Если родители идут на контакт с педагогом-психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей.
2-й этап. Изучение семьи.
1. Социально-педагогическая и социально-психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственников несовершеннолетних. Материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2. Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
- посещение на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультаций, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
- использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.);
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и социально–психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия, путей их реализации.
1. Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
2. Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.
5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
Методическая работа.
1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы по вопросам работы с неблагополучной семьей.
2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьей.
3. Подготовка памяток, рекомендаций в работе с неблагополучной семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа школы с родителями учащихся
Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организ...
План работы по преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы
План преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы...
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...
"Методика работы школы с родителями по воспитанию детей" (выступление на педсовете)
Если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно - воспитательного процесса, направленного на ...
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Выступление на ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №65, ноябрь 2014г....
Особенности работы "Школы приемных родителей" на базе детского дома-интерната для детей с ОВЗ.
В работе описываютя основные направления работы с кандидатами в "приемные родители"....