"Методика работы школы с родителями по воспитанию детей" (выступление на педсовете)
методическая разработка на тему
Если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно - воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдёт отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.odt | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»
(выступление на педсовете)
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в значительной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, то произойдёт отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в воспитании.
Вся работа с родителями осуществляется в 3 этапа:
1 этап — ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Результат — составляется социальный паспорт класса.
2 этап — выявление семей, находящихся в социально опасном положении для детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана. Одна мама в моём классе злоупотребляет спиртным, учащиеся Никита и Игорь имеют проблемы с поведением. На этих учащихся заведены дневники наблюдений, где фиксируются все их поступки для дальнейшего воспитательного анализа.
3 этап — анализ полученных данных и составление плана работы с родителями на текущий год.
Кроме того, работа с родителями подразделяется на ежедневную, еженедельную, ежемесячную и разовую.
Ежедневное общение — это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержании контакта с семьёй. Повод для общения: отсутствие учащегося в школе, какой-либо проступок, самовольный уход и т. п.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для бесед с воспитателем об индивидуальном развитии ребёнка. Темы и цели бесед отражаются в журнале индивидуальной работе с родителями.
Ежемесячные формы общения с родителями — это:
- родительские собрания;
- праздники.
Прежде, чем решить проблему ребёнка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители порой не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей подростков или не серьёзно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Выделяют три группы родителей:
Первая группа: родители — помошники в воспитательной работе с детьми. В моём классе это: Иванова Э.В., Полехина Л.В., Семёнова В.В., Яковлева Н.Н. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители — потенциальные помошники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Это Фролова О.Н., Старцева Л.П., Тришина Е.М., Лобанок В.А.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требования школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, воспитателям, проявляя это реже открыто, чаще скрыто. Это Чепелева И.Ю.
Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы, но к этому надо стремиться. Для этого существуют «Правила эффективного взаимодействия педагога с родителями».
Содержание и формы работы с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста. С этого и начинается настоящее воспитание родителей.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы, а также традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
Родительские собрания — одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов, проводятся анкетирования и тестирования родителей («Какой вы родитель?», «Ваша воспитательная система»), которые помогают родителям в воспитании детей.
Кроме того, собрания должны стать школой просвещения родителей, расширить их кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Провести родительское собрание педагогически правильно поможет памятка «Секреты успешного проведения родительского собрания».
К собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Индивидуальные консультации — ещё одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя с семьёй. Консультация должна носить ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта с родителями. В этом помогут «Правила эффективного взаимодействия с родителями». Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему всё то, с чем они хотели бы познакомить его в неофициальной обстановке и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребёнком (особенности здоровья, характер, интересы, моральные ценности семьи). Многие родители часто обращаются за помощью с вопросами по поводу воспитания детей (оказание помощи в налаживании отношений с ребёнком и установлении взаимопонимания.
Открытые коррекционные занятия и самоподготовки — позволяют родителям познакомиться со спецификой учебной и познавательной деятельности учащихся. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебно — воспитательной деятельности в сегодняшней школе.
К нетрадиционным формам работы с родителями относится организация совместных досуговых мероприятий: совместные экскурсионные поездки, праздники, посещение театра и т. п.
И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия воспитателя с родителями учащихся ставят одну общую цель — сделать счастливой подрастающую личность входящую в современную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.
Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...
Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию
Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...
Система работы школы по героико-патриотическому воспитанию
Проект посвящен Дню воинской славы России- Дню начала контрнаступления советских войск против немецко- фашистских войск в битве под Москвой.. Реализация проекта поможет раскрыт...
Из опыта работы школы по духовно-нравственному воспитанию
В документе представлен отчет о работе коллектива школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
Опыт работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию
Из опыта рабты по патриотическому воспитанию...
Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся
laquo;Всё начинается с семьи -Призывный крик ребёнка в колыбелиИ мудрой старости докучливые стрелы…Всё начинается с семьи…Умение прощать, любить и ненавидеть,Уменье сострада...
Вечные проблемы в воспитании детей ( Выступление на родительском собрании. )
Трудные моменты в воспитании детей....