"Методика работы школы с родителями по воспитанию детей" (выступление на педсовете)
методическая разработка на тему

Максимова Надежда Васильевна

                        Если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно - воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдёт отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.odt16.78 КБ

Предварительный просмотр:

«МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

                ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»

                                             (выступление на педсовете)

                    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в значительной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

                   Если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, то произойдёт отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.

                  Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка,  увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в воспитании.

                         Вся работа с родителями осуществляется в 3 этапа:

1 этап — ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Результат — составляется социальный паспорт класса.

2 этап — выявление семей, находящихся в социально опасном положении для детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана. Одна мама в моём классе злоупотребляет спиртным, учащиеся Никита и Игорь имеют проблемы с поведением. На этих учащихся заведены дневники наблюдений, где фиксируются все их поступки для дальнейшего воспитательного анализа.

3 этап — анализ полученных данных и составление плана работы с родителями на текущий год.

                 Кроме того, работа с родителями подразделяется на ежедневную, еженедельную, ежемесячную и разовую.

Ежедневное общение — это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержании контакта с семьёй. Повод для общения: отсутствие учащегося в школе, какой-либо проступок, самовольный уход и т. п.

Еженедельно каждый родитель получает возможность для бесед с воспитателем об индивидуальном развитии ребёнка. Темы и цели бесед отражаются в журнале индивидуальной работе с родителями.

Ежемесячные формы общения с родителями — это:

  • родительские собрания;
  • праздники.

                  Прежде, чем решить проблему ребёнка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители порой не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей подростков или не серьёзно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

                                         Выделяют три группы родителей:

Первая группа: родители — помошники в воспитательной работе с детьми. В моём классе это: Иванова Э.В., Полехина Л.В., Семёнова В.В., Яковлева Н.Н. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Вторая группа: родители — потенциальные помошники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Это Фролова О.Н., Старцева Л.П., Тришина Е.М., Лобанок В.А.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требования школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, воспитателям, проявляя это реже открыто, чаще скрыто. Это Чепелева И.Ю.

                  Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы, но к этому надо стремиться. Для этого существуют «Правила эффективного взаимодействия педагога с родителями».

                               Содержание и формы работы с родителями.

                Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста. С этого и начинается настоящее воспитание родителей.

                 Выделяют индивидуальные и коллективные формы, а также традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Родительские собрания — одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов, проводятся анкетирования и тестирования родителей («Какой вы родитель?», «Ваша воспитательная система»), которые помогают родителям в воспитании детей.

                  Кроме того, собрания должны стать школой просвещения родителей, расширить их кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Провести родительское собрание педагогически правильно поможет памятка «Секреты успешного проведения родительского собрания».

                   К собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Индивидуальные консультации — ещё одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя с семьёй. Консультация должна носить ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта с родителями. В этом помогут «Правила эффективного взаимодействия с родителями». Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему всё то, с чем они хотели бы познакомить его в неофициальной обстановке и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребёнком (особенности здоровья, характер, интересы, моральные ценности семьи). Многие родители часто обращаются за помощью с вопросами по поводу воспитания детей (оказание помощи в налаживании отношений с ребёнком и установлении взаимопонимания.

Открытые коррекционные занятия и самоподготовки — позволяют родителям познакомиться со спецификой учебной и познавательной деятельности учащихся. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебно — воспитательной деятельности в сегодняшней школе.

                  К нетрадиционным формам работы с родителями относится организация совместных досуговых мероприятий: совместные экскурсионные поездки, праздники, посещение театра и т. п.

                   И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия воспитателя с родителями учащихся ставят одну общую цель — сделать счастливой подрастающую личность входящую в современную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Система работы школы по героико-патриотическому воспитанию

Проект посвящен Дню  воинской славы России- Дню начала контрнаступления советских войск  против  немецко- фашистских войск в битве под Москвой..  Реализация проекта поможет раскрыт...

Из опыта работы школы по духовно-нравственному воспитанию

В документе представлен отчет о работе коллектива школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Опыт работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию

Из опыта рабты по патриотическому воспитанию...

Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся

laquo;Всё начинается с семьи -Призывный крик ребёнка в колыбелиИ мудрой старости докучливые стрелы…Всё начинается с семьи…Умение прощать, любить и ненавидеть,Уменье сострада...