Методы арт-терапии в работе с подростками
презентация к уроку по психологии (7, 8, 9 класс)
Коррекционно-развивающяя работа по социальной адаптации подростков с девиацией методами групповой арт-терапии
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
педагог-психолог Толстикова Светлана Борисовна
г.о. Коломна, МО
(2011г.)
Метод групповой арт-терапии в социальной адаптации подростков с девиацией
Арт-терапия, как одно из направлений гуманистической психологии основана на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности, является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии:
- внутри- и межличностные конфликты,
- кризисные состояния
- возрастные кризисы
- постстрессовые расстройства
- психосоматические расстройства
- развитие креативности
- развитие целостности личности
- обнаружение личностных смыслов через творчество
Цель арт-терапии – проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими.
Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру.
Далее в презентации приводятся правила работы в группе подростков.
И план одного из занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация часть1 | 249.5 КБ |
Презентация Групповая арт-терапия окончание | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод групповой арт-терапии в социальной адаптации подростков с девиацией Арт-терапия , как одно из направлений гуманистической психологии основана на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности, является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния возрастные кризисы постстрессовые расстройства психосоматические расстройства развитие креативности развитие целостности личности обнаружение личностных смыслов через творчество
Цель арт-терапии - проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру.
При проведении групповой арт-терапии решаются задачи: развитие и отработка ценных социальных навыков: межличностного общения в социальных коллективах; уверенного поведения; более адаптивных форм поведения в конфликтных ситуациях; принятия решений; разрядка психомоторного напряжения и отреагирование чувств; коррекция переживаний; осваивание новых ролей и проявление латентных качеств личности; выработка мотиваций к активной, продуктивной деятельности (учебной и т.д.); обучение навыкам саморегуляции; повышение самооценки, укрепление личной идентичности; оказание взаимной поддержки членами группы и решение общих проблем; профилактика аддиктивного поведения
Арт-терапия позволяет находить и использовать внутренние резервы, для того, чтобы справляться с возникающими страхами, а затем анализировать их и вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения. Занятия арт-терапией предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Сам процесс рисования помогает снять напряжение (графическое отреагирование), что особенно важно для тех, кто не может выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря.
Для работы формируется группа детей и подростков близкого возраста по 10-12 человек. Используются варианты работы в виде открытой группы и тематически-ориентированной группы. Слово «открытая» означает, что она не имеет постоянного состава. На любом этапе к группе могут присоединяться новые участники или выбыть. Группа предполагает использование не директивного подхода, предоставляющего максимум свободы каждому участнику и уважение его индивидуальных особенностей. Для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.
Показанием к групповой арт-терапевтической работе являются все виды девиантного поведения К числу противопоказаний относятся психические расстройства: слабоумие, повышенная агрессивность и другие состояния требующие активного психиатрического (медикаментозного) вмешательства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН РАБОТЫ 1. Приветствие 2. Мое ИМЯ – самое…. 3. Цвет моего настроения - смайл 4. Мои добрые дела 5. «Мой любимый и не любимый цвет, почему» (работа в парах) 6. СИТУАЦИЯ (автобус) 7. Мир вокруг меня (рисуем - планшет) 8. Подарок соседу: добавим красоты 9. Что я сегодня понял… 10. Прощание
БУДЬ ИСКРЕННИМ ОТВЕЧАЙ ЗА СЕБЯ СЛУШАЙ ГОВОРЯЩЕГО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС ГОВОРИТ ОДИН НЕ КРИТИКУЙ ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО НА СВОЕ МНЕНИЕ СОБЛЮДАЙ КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для классных руководителей «Телесно-ориентированная терапия в работе классного руководителя как один из способов сохранения здоровья подростка»
Классным руководителям необходимо владеть современными психологическими техниками в работе с детьми. Телесно-ориентированная терапия является замечательным средством для того, чтобы наладить контакт с...
Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.
В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...
Театральные методы арт-терапии в работе c детьми в школе
Арт-педагогические методы в школе...
Телесно-ориентированная терапия при работе со стрессами родителей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как инновационный метод профилактики социального сиротства
Сопровождение ребенка с ОВЗ должно быть организованно таким образом, чтобы помочь не только ребенку, но и его родителям адаптироваться к ситуации воспитания и обучения. Данная статья рассказывает как ...
«Метод проектирования в профилактической работе с подростками»
Статья освещает важные аспекты повышения эффективности профилактической работы посредством метода проектирования...
Презентация "Методы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ"
В презентации представлен инновационный подход к работе психолога, дефектолога в работе с песком с детьми с ОВЗ. Презентация использовалась при выступлении с докладом на городском методическом объедин...
Семинар для педагогов "Арт-терапия в работе с подростками в условиях психоневрологического интерната"
Арт-терапия – это «исцеление творчеством». Она является отличным инструментом психологической помощи, способствующая формированию здоровой и творческой личности. На встрече педагоги ...